0

Зачетный тест по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)» тест по теме

ФКОУ СПО «Кунгурский техникум–интернат»

Минтруда России.

Зачетный тест

два варианта

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт

(экономика)»

2012г.

Инструкция по выполнению зачетного теста

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

На выполнение зачетного теста дается два часа.

Зачетный тест состоит из двух вариантов.

Вариант включает 25 вопросов, все вопросы закрытые.

На каждый вопрос задания даны четыре варианта ответов, вам необходимо выбрать один правильный и записать нужную букву в контрольный лист под соответствующим вопросу номером.

Задания выполнять в том порядке, в котором даны вопросы.

Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему.

Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ.

Постарайтесь ответить на как можно большее количество вопросов.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом, подсчитывается количество правильных ответов и выставляется оценка.

Для оценивания работы разработана шкала с указанием количества правильных ответов. Оценка выставляется согласно критериям.

Критерии оценивания работы:

Оценка : Количество правильных ответов:

«отлично» 23,24,25.

«хорошо» 20,21,22.

«удовлетворительно» 16,17,18,19.

» неудовлетворительно» менее 15.

1 вариант

  1. Налог – это:

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

  1. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

  1. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

  1. Объектами налогообложения могут являться:

а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику, относящееся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику и относящееся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

  1. Налоговый период – это:

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год и квартал по согласованию с налоговыми органами и в соответствии с учетной политикой государства.

  1. Недоимка – это:

а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

б) сумма налога или сбора, которая недоначислена в установленный и не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

в) сумма налога ил сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

г) сумма налога ил сбора, не уплаченная по окончании календарного года.

  1. Сущность принципа удобства состоит в том, что:

а) налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщиков;

б) система налогообложения должна быть рациональна;

в) способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

г) уплата налога производится в денежном или натуральном выражении.

  1. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ:

а) могут устанавливаться только на один налоговый период;

б) не могут устанавливаться;

в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований;

г) могут устанавливаться по согласованию с Федеральной налоговой службой.

  1. К федеральным налогам относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) налог на прибыль организации;

в) транспортный налог;

г) земельный налог.

  1. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится:

а) в период обнаружения ошибки;

б) в период обнаружения или совершения ошибки при условии согласования с налоговыми органами;

в) в период совершения ошибки;

г) на последнюю дату календарного года, в котором совершена ошибка.

  1. Безнадежные долги по региональным и местным налогам и сборам списываются в порядке, установленном:

а) Правительством РФ;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

в) Правительством РФ по согласованию с исполнительными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

г) по решению арбитражного суда.

  1. Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов:

а) в течение месяца;

б) в течение 15 календарных дней;

в) в течение 7 дней;

г) срок не установлен.

  1. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк:

а) не вправе открывать этой организации новые счета;

б) вправе открывать этой организации новые счета;

в) вправе открывать этой организации новые счета по согласованию с налоговым органом;

г) вправе открывать новые счета по месту нахождения обособленных подразделений организации.

  1. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано со дня уплаты указанной суммы:

а) в течение одного календарного года;

б) в течение 2 лет или срока, установленного арбитражным судом;

в) в течение 3 лет;

г) в течение налогового периода, следующего за периодом, в котором образовалась переплата.

  1. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право присутствовать:

а) при проведении выездной налоговой проверки;

б) при проведении камеральной налоговой проверки;

в)при составлении акта по выездной налоговой проверке;

г) при принятии решения по акту выездной налоговой проверки.

  1. Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение:

а) 5 лет;

б) 4 лет;

в) 5 налоговых периодов;

г) 3 календарных лет.

  1. Участниками налогового контроля являются:

а) налоговые органы;

б) налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов;

в) налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы;

г) налоговые органы, органы внутренних дел, Федеральное казначейство.

  1. Постановка налогоплательщика на учет осуществляется:

а) по месту юридического адреса организации;

б) по месту жительства одного из учредителей организации;

в) месту нахождения организации или месту жительства физического лица;

г) по месту жительства руководителя организации.

  1. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности:

а) с 16-го возраста;

б) с 18-го возраста;

в) с момента получения дохода;

г) момента начала предпринимательской деятельности, носящий регулярный характер.

  1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения:

а) налоговых органов только на основе анализа представленных налоговых деклараций;

б) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;

в) налогоплательщика только на основе анализа представленных налоговых деклараций и регистров бухгалтерского учета;

г) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов в присутствии налогоплательщика.

  1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признается совершение правонарушения:

а) под влиянием угрозы;

б) вследствие нахождения гражданина за пределами территории Российской Федерации, что создало невозможность контроля за его деятельностью;

в) под влиянием личных отношений;

г) для получения личной выгоды.

  1. Банки обязаны сообщить в налоговый орган о закрытии или открытии счета организации, индивидуального предпринимателя:

а) в 5-дневный срок со дня осуществления действия;

б) в 10-дневный срок со дня осуществления действия;

в) в 5- дневный срок – по счетам организаций и в 10- дневный срок – по счетам индивидуального предпринимателя;

г) в срок, устанавливаемый по согласованию между банком и налоговыми органами.

  1. Налоговый орган обязан выдать свидетельство о постановке на налоговый учет:

а) в течение 5 дней со дня подачи налогоплательщиком документов;

б) в течение 10 дней со дня подачи налогоплательщиком документов;

в) в течение 30 дней со дня подачи налогоплательщиком документов;

г) в соответствии с принятым этим органом решением.

  1. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:

а) по почте;

б) лично налогоплательщиком;

в) по почте или лично налогоплательщиком либо через его представителя или передана по телекоммуникационным каналам связи;

г) по почте или лично налогоплательщиком.

  1. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций после мотивированного запроса налогового органа:

а) не позднее 10 дней;

б) в течение 5 дней;

в) в течение 3 дней;

г) в срок, который устанавливается в зависимости от сложности запрашиваемой информации.

2 вариант

  1. Сбор – это:

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

  1. Сущность налога – это:

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организации;

б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

  1. Субъект налогообложения – это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

  1. Налоговая ставка – это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный год.

  1. Налоговая база — это:

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории Российской Федерации.

  1. Не признается реализацией товаров, работ, услуг:

а) их передача на безвозмездной основе;

б) товарообменная операция;

в) передача основных средств при реорганизации юридического лица;

г) передача товаров для собственного потребления.

  1. Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом, является:

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности:

в) принцип эластичности;

принцип достаточности.

  1. Пошлина – это:

а) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических лиц;

б) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только юридических лиц;

в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;

г) денежная плата или сбор за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах только физических и юридических лиц;

  1. Дивидендами признается любой доход, полученный:

а) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим ему акциям;

б) работником организации при распределении прибыли;

в) акционером организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения;

г) налоговым резидентом Российской Федерации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения , по принадлежащим этому резиденту акциям.

10. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях:

а) соответствующих муниципальных образований;

б) соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) соответствующих имущественных образований или субъектов

Российской Федерации;

г) соответствующих экономических районов Российской Федерации.

  1. К региональным налогам относятся:

а) водный налог;

б) земельный налог;

в) налог на игорный бизнес;

г) налог на добавленную стоимость.

  1. к специальным налоговым режимам относятся:

а) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;

б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

в) предоставление инвестиционного налогового кредита;

г) создание оффшорных зон.

  1. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

а) с подачи заявления о ликвидации организации;

б) с уплатой налога (сбора);

в) со смертью учредителя организации;

г) с подачей заявления о реорганизации организации.

  1. Арест на все имущество налогоплательщика – организации:

а) не может быть наложен;

б) может быть наложен;

в) может быть наложен по согласованию руководителя организации с руководителем налогового или таможенного органа;

г) может быть наложен только по решению арбитражного суда.

  1. Налоговая проверка может проводиться за три календарных деятельности налогоплательщика:

а) непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;

б) за исключением случаев проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика;

в) непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, за исключением случаев повторной выездной проверки;

г) в срок, устанавливаемый по согласованию между банком и налоговым органом.

  1. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении:

а) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

б) только организаций и индивидуальных предпринимателей;

в) всех налогоплательщиков и плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов;

г) плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов.

  1. За совершение одного и того же налогового правонарушения налогоплательщик:

а) может быть привлечен к ответственности повторно;

б) не может привлечен к ответственности повторно;

в) может быть привлечен к ответственности повторно в некоторых случаях, установленных налоговой инспекцией;

г) может быть привлечен к ответственности повторно по решению суда.

  1. Обстоятельствами, исключающими вину в совершении налогового правонарушения, признается совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения:

а) физическим лицом вследствие отсутствия его на рабочем месте без уважительной причине;

б) вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

в) физическим лицом вследствие сговора с взаимозависимыми лицами;

г) физическим лицом в целях семейных интересов.

  1. Налоговая санкция взыскивается с налогоплательщиков:

а) в бесспорном порядке;

б) в бесспорном порядке, если на счете налогоплательщика зафиксирован остаток денежных средств на момент взыскания;

в) в бесспорном порядке при согласовании с налогоплательщиком;

г) только в судебном порядке.

  1. Убытки, причиненные налогоплательщику неправомерными действиями должностных лиц налоговых органов:

а) возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ;

б) возмещаются в полном объеме, включая упущенную выгоду;

в) возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

г) возмещаются в размере 50% суммы причиненных убытков.

  1. Налоговый орган обязан осуществлять постановку на учет организаций и физических лиц по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества в течение:

а) 10 дней со дня регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

б) 30 дней со дня регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) 10 дней со дня поступления сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) 5 дней со дня поступления сведений от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  1. Налогоплательщик обязан подать заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

а) в течение 3 месяцев после создания обособленного подразделения;

б) в течение одного месяца после создания обособленного подразделения;

в) до 10-го числа месяца, следующего за месяцем создания обособленного подразделения;

г) в течение 10 дней после создания обособленного подразделения.

  1. Налоговый орган поставить отметку на копии налоговой декларации:

а) обязан;

б) обязан по просьбе налогоплательщика;

в) обязан в случае отправления налогоплательщиком декларации по почте;

г) обязан в случае подачи декларации в налоговый орган через представителя организации.

  1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии одного из обстоятельств:

а) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 18- летнего возраста;

б) отсутствие облагаемой налогом базы;

в) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

г) отсутствие денежных средств на счетах банках.

  1. Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:

а) федеральные налоги и сборы;

б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

в) местные налоги и сборы;

г) таможенные пошлины.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Роль государства в экономике

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства. <…> Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые дает нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определенных групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан. Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берет это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого — ничье дело”. Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка. <…> Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. <…>

(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)

1. Как авторы характеризуют современную экономическую системы? Приведите авторскую характеристику и укажите, опираясь на текст и знание курса, две отличительные черты современной экономической системы.

2. Как авторы поясняют причины того, почему нерегулируемая рыночная экономика не устраивает демократическое государство? Приведите две причины с опорой на авторский текст. Укажите на основании текста три обстоятельства, которые вынуждают современное государство выходить на арену разрешения

экономических проблем?

3. Авторы пишут о важности оказания современным государством общественных услуг, именуемых иногда общественными благами. Опираясь на текст и знание курса, приведите не менее четырех примеров выполнения современным государством функции производства общественных благ.

4. Авторы подчеркивают, что в расходах государствах значительную долю составляют деньги налогоплательщиков, отмечая что «общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства». Какую функцию налогов характеризуют авторы? Дайте ответ на вопрос и проиллюстрируйте данную функцию налогов двумя конкретными примерами.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго

человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? …Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, — это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно… По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе…

(М. Фридмен)

1. Какие три «области экономики», в ко­то­рых воз­ни­ка­ют затруднения, свя­зан­ные с по­ни­ма­ни­ем свободы, рас­смот­рел автор?

2. Чем, по мне­нию автора, раз­ли­ча­ют­ся аме­ри­кан­ская и кон­ти­нен­таль­ная тра­ди­ции в по­ни­ма­нии сво­бо­ды предпринимательства? К каким эко­но­ми­че­ским по­след­стви­ям ведёт каж­дая из этих традиций?

3. Автор пишет об от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за де­неж­ную систему. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те два воз­мож­ных на­прав­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему. Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них кон­крет­ным при­ме­ром де­я­тель­но­сти государства.

4. Автор пишет об опас­но­сти рас­ши­ре­ния го­су­дар­ствен­ных пол­но­мо­чий в эко­но­ми­че­ской сфере. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в под­держ­ку этого тезиса.

Считается, что государство имеет возможность лучше, чем рынок, координировать производство общественных благ — небольшого класса товаров и услуг, потребление которых сложно ограничить только теми, кто за них платит…

Существует четыре основные причины, почему централизованное планирование будет почти наверняка приносить больше вреда, чем пользы.

Во-первых, оно просто заменяет рынок политикой. Напомним, что государство не является экономическим регулятором. Те, кто занимается централизованным планированием (а также контролирующие их законодатели), на самом деле вовсе не похожи на бескорыстных святых. Естественно, что субсидии и инвестиции, выделяемые плановыми органами, находятся под влиянием политических мотивов…

Во-вторых, есть все основания полагать, что инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков. Инвестор, если хочет получить прибыль, должен вложить деньги B проект, который повышает ценность затраченных ресурсов, а если делает ошибку и инвестиционный проект оборачивается неудачей, то сам же и страдает от последствий этого. В противоположность этому связь между принятием эффективных проектов и личным благосостоянием тех, кто

занимается централизованным планированием, весьма и весьма слаба…

В-третьих, центральные плановые органы питаются неточной информацией. Поскольку они являются источником инвестиционных средств, руковоцители как частных, так и государственных предприятий с целью получения правительственных льгот будут предоставлять им искажённую информацию. Они будут пытаться убедить плановые органы, что их предприятие производит (или может производить) тот вид товаров или услуг, который чрезвычайно ценен для всего населения, и что, если их предприятию дать некоторые средства, они сделали бы для благосостояния общества нечто необыкновенное…

В-четвёртых, не существует способа получения информации, достаточной для раз-работки разумного государственного плана. Мы живём в мире динамичных изменений. Технические сдвиги, новые продукты, политические волнения, изменения спроса и скачки в погодных условиях постоянно меняют относительную дефицитность ресурсов и товаров. Никакая центральная власть не в состоянии поспеть за этими изменениями, а следовательно, не способна дать менеджерам компаний на местном уровне разумные инструкции.

Рынки фиксируют и сводят воедино раздробленную на миллионы частей информацию, формируя цены, которые становятся сигналами для предприятий и собственников ресурсов осуществлять свои действия в соответствии с изменившимися условиями. Ни один центральный плановый орган не в состоянии получить, и притом без искажений, эту важную, но рассеянную информацию.

Невероятное разнообразие нужд и желаний людей, знание уникальных особенностей времени и месторасположения — всё это лежит вне ведения любого планового органа. Эти органы действуют, располагая лишь малой долей необходимой информации, которая во многом становится неточной уже к моменту её поступления.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

1. Почему, по мнению авторов, централизованное планирование неэффективно? Используя текст, укажите четыре причины.

2. Какие функции рынка рассмотрены авторами? Используя текст, укажите три функции.

3. Приведите три примера общественных благ и объясните, почему государство успешнее, чем рынок, организует их производство (используя обществоведческие знания, дайте два объяснения).

4. Как в условиях рынка связаны свобода и ответственность экономических субъектов? Какие экономические и правовые институты обеспечивают возможность свободного выбора субъектов экономики? (Укажите любые два института и кратко поясните роль каждого из них.)

Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства.

Возросшая в наши дни роль государства в экономике специально рассматривается в главах 9 и 10.

Хотя в этом разделе стоит также сказать несколько слов об этой проблеме. Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые дает нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства.

Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определенных групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан.

Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берет это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что «дело каждого — ничье дело». Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка.

Государство, уплачивая деньги, уподобляется любому крупному плательщику. Его голоса, принимающие форму долларовых выплат, подаются в достаточном количестве и определенным образом для перемещения ресурсов в том же направлении. В данных случаях система цен действует таким образом, словно ресурсы направляются на удовлетворение не коллективных, а индивидуальных потребностей.

Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. Но связь между такой выгодой и выплатой налогов не идентична получению жвачки из автомата за пять опущенных в него центов либо акту обычной покупки. Помимо моих личных желаний я обязан уплачивать

налоги и вовсе не обязан покупать сигареты «Лаки страйк», которые мне не нравятся.

Вторая важная форма принуждения связана также с обычаем принимать государственные законы: запрет на применение детского труда, на поджигание домов, на отравление окружающей среды фабричным дымом, на превышение продажных максимальных цен на продовольствие и пр. Набор подобных законов и образует рамки действий частного предпринимательства, вменяя в то же время направления его функционирования. В определении экономической судьбы общества система цен выступает в дополнении с государственными расходами и налогообложением. Нет смысла в споре о важности частного или общественного предпринимательства, подобно бесполезности споров о значимости наследственности и окружающей среды. Понятно, что наш экономический мир был бы совершенно другим, не будь того либо другого.

В части 2, наконец, вы увидите, что содействие снижению продолжительности и остроты периодов и хронических циклов безработицы и инфляции, обеспечение экономического роста также входят в функции государства.

Для современного экономического общества также характерны три другие не менее важные особенности:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *