0

За что могут забрать земельный участок?

Каждый человек вправе иметь в собственности землю. Это гарантировано Конституцией и на первый взгляд, является непоколебимым правилом, которое нельзя нарушить просто так. Можно считать, что законодатель узаконил такую формулу отношений между собой и хозяином надела земли и предусмотрел для этого ряд исключений. Оказывается изъятие земельного участка у собственника возможно, но в строго оговоренных ситуациях.

Изымать участок можно для защиты тех или иных общественных интересов. То есть государство предполагает возможность нарушения права одного лица для защиты интересов нескольких. Однако и собственник в таком случае не лишается своего права просто так. Процедура требует строгой последовательности действий, установленных законодательно и хоть не всегда, но предполагает компенсацию собственнику земли.

Понятие

Земля, как объект гражданских отношений, может принадлежать любому субъекту: гражданину, организации, государственным и муниципальным органам. Согласно законодательству собственник вправе самостоятельно решать, что ему делать со своим наделом. Он может продать его, подарить, сдать в аренду, обменять или просто использовать. Ограничения могут быть наложены только в соответствии с законом или заключенным договором.

Причиной для прекращения права собственности может служить одно из обстоятельств:

  • продажа или передача на основании договора;
  • изъятие для государственных нужд на условиях соглашения о выкупе;
  • принудительное изъятие надела.

Право собственности, зарегистрированное за лицом, прекращается и в момент смерти владельца. Но в таком случае земля передаётся наследникам в соответствии с очерёдностью или завещанием.

При недостижении соглашения о выкупе, надел может быть изъят в принудительном порядке. При этом, госорган должен указать вескую причину, почему необходим именно такой вариант реализации своего права.

Общие моменты

Гарантированное, с одной стороны, право собственности на землю может быть ограничено, когда возникает необходимость использования надела государственными и муниципальными органами, а также в иных случаях, прямо предусмотренных правовыми нормами. Государство не может забрать землю у владельца просто так, причина должна быть действительно веской.

Предусматривается два основных варианта:

  1. Выкуп участка по соглашению. Используется первоначально.
  2. Принудительное изъятие.

Первый вариант предполагает, что за землю гражданин получит выкупную стоимость, то есть определённую компенсацию, в которую включается:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость строений, которые располагаются на участке;
  • убытки, связанные с реализацией, переездом и так далее.

Государство предлагает компенсацию стоимости тех строений, которые располагаются на участке на законных основаниях. Несогласованные строения оплачиваться не будут.

На практике госорганы руководствуются стоимостью на основании проведённой оценки, но не всегда такая цена будет адекватной. Собственнику предлагается определённая сумма, но он вправе предложить свою. В итоге стороны обычно находят компромиссный вариант, который устроит всех.

В первую очередь, правообладатель извещается о необходимости изъятия его участка в срок, не превышающий семи дней с момента, когда такое решение было принято. Ему предоставляется проект договора, в котором указывается и цена компенсации. На ответ владельца земли закон отводит срок до трёх месяцев с момента вручения соответствующего оповещения.

На практике договориться о цене удаётся не всегда. Иногда госорган оценивает участок в меньшую стоимость, чем его оценивает собственник. Если компромиссный вариант труднодостижим, применяется процедура принудительного изъятия.

Изъятие земельного участка при ненадлежащем его использовании

Если земельный участок используется не по целевому назначению, или он используется с нарушениями действующего законодательства, то земля может быть изъята.

К примеру, если участок изначально предназначен для ведения сельскохозяйственной деятельности (сельского хозяйства), либо для жилищного или прочего строительства и участок не используется для данных целей в течение трех лет (если более длительный срок не установлен законодательно), то на основании статьи 284 Гражданского Кодекса РФ, земельный участок изымается у собственника. Но в период трех лет не может быть включено время, отведенное для освоения земельного участка, а так же время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по своему назначению по причине стихийных бедствий, или по иным причинам исключающим возможность использования земельного участка по назначению.

Так же на основании статьи 285 Гражданского Кодекса РФ, участок может на законных основаниях быть изъят у собственника, в случае если участок используется с нарушениями требований законодательства РФ, к примеру, опять же не целевое использование земли, либо если использование земли приводит к значительному снижению плодородия почвы на земельном участке и это относится к землям, отведенным для сельскохозяйственной деятельности, так же изъятие участка производится в случае, когда его использование приводит к нанесению вреда окружающей среде.

Конфискация земельного участка

На основании статьи 243 Гражданского Кодекса РФ, земельный участок может быть безвозмездно изъят, по другому конфискован у собственника по решению суда, как санкция за совершение преступления.

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г. выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;

  • АЭС;

  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;

  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;

  • объекты космической отрасли;

  • обеспечение естественных монополий;

  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;

  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Строительство объектов общефедерального или местного значения

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;

  • исполнение международных соглашений;

  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);

  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми популярными в Подмосковье участками для строительства загородного дома. В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;

  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;

  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;

  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;

  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;

  • отсутствие надлежащей эксплуатации;

  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте о том, на что обращать внимание при выборе земельного участка.

Может ли судебный пристав забрать участок?

Да, может. «Приставы могут реализовать участок за долги, как и любое другое имущество. Но, в отличие от квартиры, здесь не делается исключений, как при единственном жилье. Только если данным жильем не является дом, который стоит на этом участке. При банкротстве имущество должника также может быть продано в счет погашения задолженности», — говорит Кормилицин.

Могут ли забрать участок, если собственник не платит взносы?

Садоводческое независимое товарищество не вправе ни в судебном, ни во внесудебном порядке лишать собственника земельного участка за неуплату взносов. «Если не платятся взносы в дачном кооперативе, то лишение участка в данном случае не предусмотрено. Только возможность взыскать задолженность в судебном порядке», — говорит эксперт.

Общий срок исковой давности составляет три года. Таким образом, председатель садового товарищества имеет право требовать оплату задолженности за предыдущие три года.

Изъятие земельного участка в целях комплексного развития территорий

Изъятие по данному основанию производится, в случае если земельный участок, по которому принято решение об изъятии находится в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии территории, а так же заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора, по основаниям пункта 1, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

Решение об изъятии участка в данном случае принимает орган местного самоуправления, на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории, на основании пункта 2, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

Перед изъятием земельного участка по данному основанию, в рамках пп. 4, пункта 4, статьи 56.12 ЗК РФ, орган местного самоуправления направляет собственнику земельного участка копию решения, а так же проект соглашения об изъятии земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем и данные документы должны быть направлен в течение 7 дней в даты принятия решения об изъятии.

Так же соглашение об изъятии земельного участка, а так же находящихся на нем объектов недвижимости, должно в обязательном порядке содержать выкупную цену изымаемого имущества, а так же размер убытков подлежащих возмещению в связи с изъятием.

В случае если не удалось заключить соглашение об изъятии земельного участка в течение 1 месяца с момента направления собственнику вышеназванных документов (проекта соглашения, копия решения), то в таком случае изъятие участка и находящихся на нем объектов недвижимости происходит в судебном порядке. В случае судебного разбирательства, будет принято решение, согласно которому денежные средства, положенные за возмещение стоимости участка и расположенных на нем объектов недвижимости, будут перечислены на банковский счет собственника участка в течение 7 дней с момента вынесения решения суда, при чем денежные средства на счет собственника у которого изымается участок, переводятся лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территорий, а если счет у получателя отсутствует, то деньги будут переведены на депозит нотариуса, на основании пунктов 9, 11, статьи 56.12 Земельного Кодекса РФ.

При чем, что не очень радует, так это то, что на основании пунктов 10, 13, статьи 56.12 ЗК РФ решение суда, может быть обжаловано только в части размера выплачиваемого возмещения за изымаемый земельный участок, а так же расположенные на нем объекты недвижимости. На мой взгляд, это в определенных ситуациях дает неограниченные права лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории. Но как всегда, закон есть закон.

Если у Вас есть вопросы, то Вы можете задать их нашему юристу, он не только проконсультирует Вас, ответив на все вопросы, но так же мы всегда готовы оказать Вам квалифицированную юридическую помощь, защитив Ваши интересы, как в досудебном, так и в судебном порядке.

Об авторе:

Ларин Александр. Руководитель проекта, на данный момент практикующий специалист с общим юридическим стажем более 10 лет. Закончил МГЮА (Университет им. О. Е. Кутафина) в 2006 году. Профессиональные направления преимущественно Гражданское право, Защита прав потребителей, Тудовые споры. Автор более чем 250 статей в корпоративном блоге.

Видео описание

Еще об изъятии земельного участка в случае аренды в видео:

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте про современную реставрацию фамильного дома.

Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.

Принудительное изъятие

Порядок изъятия земли в принудительном порядке для муниципальных нужд или нужд государства предусматривает возможность для владельца изначально решить вопрос мирным путём. Если договориться не удаётся, то орган вынужден обратиться в суд.

Только суд вправе принять соответствующее решение. Никакой государственный или муниципальный орган не может самостоятельно решить вопрос о том, чтобы забрать землю у собственника. Исходя из практики правоприменения, такие обстоятельства, как правило, носят спорный характер, поэтому владелец должен иметь возможность защитить свои законные интересы.

Актуальность

Не каждый участок может быть отобран у законного владельца. Возможность данного действия не означает, что государство вправе требовать изъятия в любой ситуации, когда пожелает возвести на таких землях объекты или как-то по другому их использовать.

В качестве основания выступает необходимость строительства, например, промышленных объектов, дорог, сооружений при условии, что возведение в любом другом месте не представляется возможным.

Один из примеров – возведение олимпийских объектов в Сочи, перед проведением Олимпиады. Также земли периодически изымаются для обеспечения целей газоснабжения и прокладывания нефтепроводов, линий электропередач и так далее.

Государственный или муниципальный орган должен выявить участки, которые нужно изъять, на стадии создания проектной документации. Одновременно с этим проводится их предварительная оценка. Чаще всего примерная выкупная цена определяется на основании имеющейся кадастровой документации и затем составляется предложение собственнику.

Практические особенности

Изымание должно производиться в строгом соответствии с установленной процедурой и в несколько этапов:

  1. Выявление владельца земли. Как правило, информация запрашивается в Росреестре, а если сведений нет, то запросы могут быть поданы в архивы иных органов и организаций.
  2. Если собственник объекта неизвестен, то на официальных сайтах Росреестра и в иных информационных системах размещается оповещение о розыске правообладателей.
  3. В ситуации, когда владелец так и не был найден, государственный или муниципальный орган признаёт право государства или муниципального образования на необходимый участок.

После этого проводится оценка, составляется предложение собственнику и направляется оповещение с проектом договора. При недостижении соглашения орган обращается в суд по месту нахождения участка или месту регистрации владельца.

Изъятие участка подлежит государственной регистрации, сведения подаются в Росреестр. Прочие стадии изъятия государственной регистрации не подлежат, но каждый этап документально оформляется, например, до направления предложения составляется решение об изъятии.

При отказе от заключения соглашения, дело рассматривается судом, который обязан учесть следующие моменты:

  • основания изъятия;
  • возможность размещения объектов на иной территории;
  • иные факторы.

Собственник вправе приводить свои доводы, на основании которых заявителю может быть отказано в изъятии. Но бремя доказывания лежит на заявителе, то есть именно он должен доказать, что объект нельзя расположить в ином месте.

Основания для изъятия

Государство не вправе забрать надел просто так, даже если будет использовать его в благих целях. Оно должно назвать причину и веское основание для изъятия. Предусматривается несколько вариантов:

  • для государственных нужд ();
  • для муниципальных нужд, то есть для потребностей определённого города, села или иного объекта. Чаще всего предполагается необходимость развития территории;
  • в связи с неиспользованием. Основание распространяется только на земли сельхозназначения или индивидуального строительства, которые не используются сроком от трёх и более лет. Также надел может быть изъят, если используется не по назначению.

Надел может быть отобран у владельца на основании соглашения или решения суда, если территория требуется для выполнения условий международных соглашений России, строительства необходимых государству объектов, реконструкции общественно важных объектов и так далее. Причина, как правило, должна носить общественно полезный характер.

Прочтите: Порядок изъятия земель лесного фонда

Подводим итоги

Собственник не будет лишён своих прав без наличия существенных обоснований. Об этом прямо говорит действующее законодательство. Но также предусматривается возможность изъятия земли через выкуп на основании соглашения или судебного решения. Это необходимо для достижения общественно полезных целей, например, строительства важных социальных объектов. Государство или муниципалитет должны обосновать, что участок им строго необходим и иные территории не подходят для достижения поставленной задачи.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *