0

Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы

Пожилым гражданам и лицам с ограниченными возможностями сложно обходиться без помощи посторонних. Законом предусмотрена специальная компенсация для тех, кто занят уходом за такими людьми. Попечитель оформляется официально и каждый месяц получает оплату.

Право на уход за престарелыми гражданами и инвалидами

К лицам, которые хотят заниматься оплачиваемым из бюджета уходом за гражданами с ограниченными возможностями или пенсионерами, предъявляются следующие требования:

  • Гражданство России.
  • Возраст – начиная от 14 лет и до времени выхода на пенсию (для 2019 года этот показатель составляет 60,5 лет для мужчин и 55,5 – для женщин).
  • Отсутствие работы и других источников финансовых поступлений (например, пособий из Центра занятости). Выплаты по уходу рассматриваются как компенсация ухаживающему лицу за возможную потерю дохода в другом месте, поэтому они не могут совмещаться с пенсией и другими денежными выплатами. Исключение составляет только стипендия в вузах, и законом разрешается начисление компенсации студентам-попечителям.
  • Отсутствие инвалидности или заболеваний, мешающих выполнению обязанностей.

Для оформления социального опекунства необязательно быть родственником подопечного – стать сиделкой пожилой бабушки или помощником лица с ограниченными возможностями может любой человек, соответствующий предъявляемым требованиям. Гражданин, официально оформивший уход за нетрудоспособным инвалидом или пенсионером, имеет обязанности перед ним.

Сюда входят:

  • уборка квартиры;
  • приобретение продуктов питания и других необходимых товаров (здесь и в следующем пункте это делается на средства подопечного);
  • оплата счетов за коммунальные услуги и другие платежи;
  • содействие в проведении гигиенических процедур;
  • запись подопечного к врачу, контроль за своевременностью приема лекарственных средств и проведением других медицинских процедур;
  • мониторинг состояния здоровья (фиксация данных по давлению и др.).

Нормативно-правовое регулирование

Основными законодательными актами, рассматривающими вопросы оформления присмотра и оплаты за эту услугу, являются:

  • Указ Президента РФ №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 26.12.2006. Здесь содержится базовая часть по назначению помощи пожилым людям и лицам с инвалидностью.
  • Постановление Правительства Российской Федерации №1287 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» от 30.10.2018. Этот законодательный документ дополняет предыдущий Указ и вносит в него ряд уточнений.

Компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами

Российским законодательством предусмотрены два варианта субсидий лицам, занятых присмотром. Это может быть:

  • Оплата в виде компенсации. Ее получает подопечный пенсионер или инвалид вместе со своей пенсией и самостоятельно рассчитывается со своим помощником.
  • Ежемесячная выплата. От первого варианта она отличается тем, что начисляется непосредственно тому, кто оказывает помощь.

К категории лиц, которым по закону положены помощники для ухода, относятся:

  • Инвалиды 1 группы. В зависимости от того, имеет ли подопечное лицо ограниченные возможности с самого детства или они были получены позднее, меняется принцип оплаты. В первом случае, помощнику назначается выплата раз в месяц (но она будет начисляется лицу, за которым ведется уход), во втором – ему самому будут перечислять компенсацию.
  • Пенсионеры по возрасту, которым медкомиссией определена необходимость ухода (для 2019 года возрастные рамки: от 55,5 до 80 лет у женщин, от 60,5 до 80 – у мужчин). Для такого попечителя, предусмотрена оплата компенсационного характера.
  • Граждане, достигшие 80 лет и старше. Для тех, кто официально оформляет помощь такому человеку, полагается компенсационная оплата.

Размер выплаты (без разницы, является она компенсационной или денежной) имеет следующие особенности:

  • Присмотр за ребенком-инвалидом оплачивается в размере 5 500 рублей в месяц, если этим занят один из родителей или опекун.
  • Для иных ситуаций, выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, составляет 1200 рублей (без прочих доплат, надбавок и льгот).

Кроме получения оплаты, присмотр за престарелыми или инвалидами увеличивает трудовой стаж попечителя и количество его индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК). Каждый год, затраченный на присмотр за подопечным, приносит 1,8 балла.

Стаж по уходу за пожилым лицом старше 80 лет будет учтен попечителю при оформлении пенсии по старости, только если этот срок не начинает и не заканчивает трудовую биографию.

О лицах, являющихся опекунами или приемными родителями на основании договоров об осуществлении опеки и попечительства на возмездной основе или по договору о приемной семье

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» ежемесячные выплаты устанавливаются неработающим трудоспособным родителям (усыновителям), опекунам (попечителям) или другим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее — ежемесячные выплаты).

Статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — Семейный кодекс) предусмотрено, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье (далее — Договор), заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями, на срок, указанный в Договоре.

Согласно статье 123 Семейного кодекса приемная семья является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Договор заключается с целью регламентации прав опекуна (попечителя) и подопечного и направлен на сокращение числа детей, воспитывающихся в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительства» (далее — Закон № 48-ФЗ) обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, когда орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, заключает с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.

К числу вышеуказанных «возмездных» договоров относятся также договор о приемной семье и договор о патронатной семье.

Статьей 152 Семейного кодекса предусмотрено, в частности, что к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса, а в частности, не урегулированной указанной главой, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Следовательно, Договор, предусматривающий выплату вознаграждения опекунам, попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям (далее — опекуны) является гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг.

Следует отметить, что указанное вознаграждение не относится к предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) видам доходов, освобождаемых от налогообложения.

Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

С учетом положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по Договору, являющемуся договором гражданско-правового характера, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, поскольку периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечислялись страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж, как периоды работы, то опекуны, получающие вознаграждение в соответствии с договором относятся к категории работающих лиц.

В этой связи опекуны (попечители), осуществляющие возмездную опеку (приемные родители, патронатные воспитатели), получающие вознаграждение в соответствии с Договором, приравниваются к категории работающих лиц и права на установление ежемесячной выплаты в соответствии с Указом № 175 не имеют

Документы, необходимые для установления компенсационной выплаты (п. 6 Правил от 04.06.2007 № 343):

а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;
б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным (ограниченным в дееспособности), такое заявление подается от имени его законного представителя с представлением документа, подтверждающего полномочия законного представителя. В качестве документа, подтверждающего установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице;
д) выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;
е) утратил силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 02.05.2013 N 396;
ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;
з) документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;
и) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документа, подтверждающего установление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
к) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход;
л) справка (сведения) о неназначении компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином, являющимся получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и страховой пенсии по старости, выдаваемая органом, осуществляющим выплату соответствующей пенсии.

Орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, документов (сведений), указанных в подпунктах «в», «г» и «л» пункта 6 Правил от 04.06.2007 № 343. Эти документы (сведения) запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Межведомственный запрос направляется указанным органом в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления лицом, осуществляющим уход, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Документы (сведения), указанные в подпунктах «в», «г» и «л» пункта 6 указанных Правил, предоставляются соответствующими органами по запросу органа, осуществляющего выплату пенсии, в течение 3 рабочих дней со дня его получения.

Лицо, осуществляющее уход, вправе представить такие документы (сведения) по собственной инициативе.

Обязанности лица, осуществляющего уход

Лицо, осуществляющее уход, в случае поступления на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты, обязано в течение 5 дней сообщить территориальному органу ПФР, назначившему (выплачивающему) указанную компенсацию, о наступлении таких обстоятельств.

Какие изменения вступили в силу с 9 ноября 2018 года

Постановление Правительства РФ № 1287 корректирует правила начисления:

  • Компенсационных выплат по присмотру за лицами с ограниченными возможностями (кроме тех, кто имеет инвалидность с детского возраста). Сюда же входит патронаж над пожилым человеком – лицом от 80 лет или пенсионером, нуждающемся в присмотре по медицинским показаниям.
  • Ежемесячной оплаты ухода за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы.

Законодательные изменения затрагивают порядок предоставления документов. До вступления в силу Постановления № 1287 оформить попечительство с оплатой из бюджета за эту услугу можно было подтвердив факт отсутствия работы. Для этого требовалось предъявить в ПФР свою трудовую книжку. По новым правилам, необходимость в ее предоставлении отпадает – все данные о работе кандидата в попечители уже есть в базе Пенсионного фонда.

Порядок оформления пособия по новым правилам

Чтобы начать получать госвыплаты за услуги по уходу, необходимо

  1. Получить письменное подтверждение от подопечного о его согласии на присмотр. Если это лицо признано недееспособным, то подпись должен поставить его официальный представитель.
  2. Составить заявление в ПФР. Там необходимо указать личные данные попечителя (фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес регистрации, контактный телефон). В заявлении требуется упомянуть об отсутствии работы и сформулировать просьбу об оформлении платежей за услуги по присмотру.
  3. Посетить ПФР вместе с лицом, за которым планируется присмотр. Подать там подготовленные документы. Если у подопечного нет объективной возможности посетить Пенсионный фонд (например, из-за тяжелой болезни), то требуется заверенное нотариусом согласие на оформление выплат. В особых случаях, клиентская группа Пенсионного фонда может выехать на дом.
  4. Получить ответ на поданное заявление. По закону, сотрудники ПФР должны в 10-дневный срок проверить документы. В случае положительного решения, начислять пособие по уходу за пожилым человеком или инвалидом начнут со дня, когда был подан пакет документов. При необходимости, могут быть затребованы дополнительные справки. Если ПФР отказывает в выплатах, заявителю предоставляется письменный ответ с указанием причин, препятствующих оформлению попечительства.

Перечень документов по уходу

После того как в ноябре 2018 года вступили в силу новые правила выплаты компенсаций по уходу за инвалидами и пенсионерами, сократилось количество документов, необходимых для оформления этого пособия. По новому законодательству, лицо, претендующее на оплату услуг по уходу за инвалидом или престарелым человеком, предоставляет:

  • заявление;
  • паспорт гражданина России;
  • страховое свидетельство с номером СНИЛС;
  • разрешение родителей или структур опеки (для лиц 14–18 лет);
  • справку из ВУЗа об обучении (для студентов).

Дополнительно готовятся документы от подопечного:

  • согласие на опеку (вручается лично или требует нотариального заверения подписи);
  • паспорт гражданина России;
  • трудовая книжка (не требуется для оформления ежемесячной выплаты, то есть, для пособия по уходу за инвалидом 1 группы с детства или несовершеннолетним ребенком-инвалидом);
  • выписка из акта медико-социальной экспертизы с присвоением подопечному определенной группы инвалидности (для лиц с ограниченными возможностями);
  • медицинское заключение о необходимости посторонней помощи (не нужно для инвалидов и получения пособий по уходу за 80-летним пенсионером).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *