0

Водоканал плата за превышение ПДК

Из-за превышения ПДК можно нанести существенный вред экологии

Превышение ПДК – тревожный параметр, заставляющий экологам бить тревогу. Иногда от качества воды, идущей из крана, потребителям становится очень страшно. Перед попаданием в краны водный ресурс проходит несколько этапов очистки, однако конечный результат все равно оставляет желать лучшего. Изменить экологическую обстановку в целом жителям одного города не под силу. Однако проконтролировать уровень сброса сточных вод и уровня концентрации в них вредных веществ вполне реально.

Расчет нормы сброса сточных вод

Стремительные темпы роста урбанизации требуют использования дополнительного объема водных ресурсов, которые возвращаются обратно уже в виде сточных вод. Конечный итог – это тотальное загрязнение водоемов, воду из которых уже невозможно будет использовать даже для технических нужд. Кроме того, грязные водоемы нарушают эстетический вид города, который сразу же становится грязным и неухоженным.

Допустимый уровень ПДК можно посмотреть в специальной таблице

Условно существует несколько методик избавления от сточных вод:

  • Их непосредственный сброс в водоемы (для этих целей подбирается конкретное место);
  • Утилизация в канализацию.

Большинство коммерческих предприятий работает на результат, поэтому не задумывается о грамотной утилизации использованной воды. На самом деле, проводить эти работы нужно в строгом соответствии с нормами СанПиН.

Первостепенная задача – определить ПДК в сточных водах. Сделать это можно, взяв пробу воды и сдав ее на лабораторные исследования. Предприятия, в сбросах которых есть вредные вещества с неопределенной ПДК, к эксплуатации категорически не допускаются.

На основании полученных лабораторных исследований рассчитывается среднесуточный объем сточных вод, которые могут быть утилизированы без вреда для окружающей среды.

Периодически представитель контролирующего ведомства может посещать вверенное предприятие и брать пробы сточной воды. Если выяснится, что предприниматель превышает норму забора или использует некачественное оборудование для первичной очистки, ему придется заплатить солидный штраф и в обязательном порядке устранить нарушения. В противном случае деятельность придется свернуть.

Для чего нужен проект нормативов допустимых сбросов (НДС)?

Проект Нормативов допустимых сбросов (НДС) является обязательным для разработки предприятиями, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом. Разработаем и согласуем проект НДС, стоимость от 99 т.р.

Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты регламентируют отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод.

Стоимость проекта НДС зависит от количества выпусков. Начинается от 30000 рублей.
Наша компания выполняет проекты НДС с последующим согласование во многих регионах России: в Екатеринбурге, Москве, Новосибирске, Барнауле, Челябинске, в том числе Магнитогорске, Сургуте, ХМАО, ЯНАО.

В целом.

Природное законодательство требует, чтобы субъекты, чья деятельность может являться источником загрязнения водоемов, обязательно имели свои нормативные документы. Разработка проекта НДС как раз служит этим целям. Нужно определить максимально допустимую массу загрязняющих веществ, стекающих в воду.

Для начала собираются сведения. Допустимые сбросы формируются на основе исходной информации, химических анализов, расчета контрольных показателей. Потом данные оформляются как готовый проект.

Экологическая безопасность – важный фактор

Существует ряд документов, регламентирующих процедуру разработки проекта допустимых сбросов. Им соответствуют нормативы по воде. У нас большой опыт работы с подобного рода информацией и реальная стоимость услуг.

У нас вы получите необходимую консультацию. Проект по сбросам будет составлен точно и вовремя. Цена вас приятно удивит.

Этапы сбора данных для разработки ПДС.

Основополагающим этапом в разработке проекта ПДС является сбор информации по природопользователю и непосредственно тому водному объекту, куда будет производиться сброс сточной воды. Именно от полноты первоначальных данных, предоставленных заказчиком, зависит качество и сроки разработки проекта НДС.

В исходных данных должна присутствовать информация о природопользователе:

  • реквизиты предприятия,
  • данные о руководителе,
  • полная информация о местонахождении сброса загрязненной воды в водоем или водоток,
  • при наличии очистных сооружений — полная информация об их функционировании, составе и план-схема очистных сооружений.

Платежи за сбросы загрязняющих веществ.

Расчет платежей за негативное влияние на окружающую среду ведется исходя из количества сбросов в сточные воды. Если сбросы осуществляются в пределах допустимых значений, то и платежи взимаются по базовым тарифам. Если же сброс осуществляется в соответствии с временно согласованными нормативами, то сумма платежей увеличивается в 5 раз. Если сбросы превышают лимиты, установленные для данного конкретного предприятия, то платить придется уже в 25 раз больше! Кроме того, отсутствие проекта НДС также увеличивает плату за негативное воздействие на окружающую среду в двадцать пять раз.

Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения (канализации) населенных пунктов Мурманской области

Утвержден
постановлением
Правительства Мурманской области
от 30 октября 2018 г. N 490-ПП

1. Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения (канализации) Мурманской области (далее — Порядок) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» и устанавливает механизм корректировки платы, взимаемой организациями водопроводно-канализационного хозяйства с абонентов, за сверхнормативный сброс сточных вод, за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) населенных пунктов Мурманской области (далее — плата).

2. Действие настоящего Порядка с 1 января 2019 года не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

3. Корректировка платы осуществляется организациями водопроводно-канализационного хозяйства (далее — организации).

4. Основаниями для рассмотрения организациями вопроса о корректировке платы является письменное обращение абонента о корректировке платы, направленное в организацию до 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом, с приложением заверенных абонентом копий следующих документов:

— плана по соблюдению допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов (далее — ДК) с указанием перечня мероприятий, направленных на соблюдение ДК, сроков выполнения мероприятий, направленных на соблюдение ДК, объема расходов, запланированных на реализацию мероприятий, направленных на соблюдение ДК;

— документов, подтверждающих понесенные абонентом затраты на реализацию мероприятий, направленных на соблюдение ДК, на дату обращения в организацию.

5. Обращение абонента рассматривается организациями в течение 15 рабочих дней с момента получения указанного обращения. В указанный срок организации проводят проверку представленных абонентом сведений и документов, принимают решение о корректировке платы либо об отказе в корректировке платы, направляют абоненту уведомление о принятом решении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) иным способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления абоненту уведомления.

6. Основанием для принятия решения об отказе в корректировке платы является наличие хотя бы одного из следующих оснований:

— наличие просроченной дебиторской задолженности абонента за услуги, предусмотренные договором холодного водоснабжения, водоотведения, холодного водоснабжения и водоотведения, заключенным между организацией и абонентом;

— непредставление абонентом плана по соблюдению ДК с указанием перечня мероприятий, направленных на соблюдение ДК, сроков выполнения мероприятий, направленных на соблюдение ДК, объема расходов, запланированных на реализацию мероприятий, направленных на соблюдение ДК;

— непредставление абонентом документов, подтверждающих понесенные абонентом затраты на реализацию мероприятий, направленных на соблюдение ДК;

— наличие в представленных документах недостоверной информации.

7. При принятии организациями решения о корректировке платы организации осуществляют корректировку платы в течение 10 рабочих дней с момента направления абоненту уведомления о принятом решении о корректировке платы.

8. Корректировке подлежит 100 процентов платы за сверхнормативный сброс сточных вод и не более 80 процентов платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения (канализации) Мурманской области.

9. Излишне уплаченная абонентами сумма засчитывается в счет платежей за следующий период.

3.1. Промышленно-урбанизированные территории (земли. занятые промышленными, транспортными, торгово-складскими и иными несельскохозяйственными предприятиями и организациями)

3.1.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется по формуле:
, (7)
где: S — площадь территории (водосбора) природопользователя, га;
— объем стока соответственно дождевых, талых и поливомоечных вод, м/га;
— концентрация i-го загрязняющего вещества в стоке соответственно дождевых, талых и поливомоечных вод, мг/л;
S- площадь водонепроницаемых покрытий, подвергающихся мокрой уборке, г

а.

3.1.2. Площади водонепроницаемых покрытий (дороги, площадки и т.п.) и общая площадь территории природопользователя, на которой формируется загрязненный поверхностный сток, определяются по данным генерального плана землеустройства, а при его отсутствии — по данным формы статистической отчетности N 22 «Отчет об использовании земель», утвержденной постановлением Госкомстата от 27.08.98 N 90.

3.1. 3. Объем стока дождевых вод определяется:

(8)

где: Н- слой осадков за теплый период со средними температурами выше 0°С, определяется по данным метеорологических наблюдений территориального органа Гидрометеослужбы, мм;
К — коэффициент, учитывающий объем стока дождевых вод в зависимости от интенсивности дождя для данной местности продолжительностью 20 мин при периоде однократного превышения расчетной интенсивности дождя равном 1 году (q), определяется по данным нижеприведенной таблицы.

К

0,96

0,91

0,87

0,82

0,78

0,75

0,71

0,68

0,65

0,60

П

К

0,4

0,6

0,8

1,0

1,2

1,4

1,6

1,8

2,0

2,2

3.1.4. Объем стока талых вод определяется:

, (9)

где: Н- слой осадков за холодный период со средними температурами ниже 0°С, определяется по данным метеорологических наблюдений территориального органа Гидрометеослужбы, мм;
К — коэффициент, учитывающий объем стока талых вод в зависимости от условий снеготаяния, определяется по нижеприведенной таблице с использованием данных Приложения 2;
Зоны по условиям весеннего стока талых вод

Значение коэффициента К

0,47

0,56

0,69

0,77

— коэффициент, учитывающий вывоз снега с территории природопользователя. При отсутствии вывоза коэффициент принимается равным 10 с уменьшением его значения пропорционально объему вывоза снега.

3.1.5. Объем стока поливомоечных вод определяется:

, (10)

где: q — расход воды на одну поливку (мойку) твердых покрытий за отчетный период принимается по данным учета или в размере 1,2-1,3 л/кв.м;
N — количество поливок (моек) в год принимается по данным учета или в соответствии с нормативными документами, регламентирующими правила эксплуатации промплощадок;
— коэффициент стока поливомоечных вод принимается равным 0,5.

3.1.6. При осуществлении природопользователем контроля и учета сброса поверхностного стока с территории его объем принимается на основе фактических данных.
Общий объем и составляющие поверхностного стока () уменьшаются на величину его использования природопользователем в системе технического водоснабжения.

3.1.7. Предельно допустимую массу неорганизованного сброса загрязняющих веществ рекомендуется рассчитывать при уровне содержания в дождевых, талых и поливочных водах основных загрязняющих веществ (взвешенных веществ, нефтепродуктов, легкоокисляемых органических соединений по БПК и ХПК, сульфатов, хлоридов, общего и аммонийного азота, нитратов, нитритов, соединений калия, магния, железа, меди, никеля, цинка, фосфора), не превышающем их средние фоновые концентрации в поверхностном стоке на застроенных участках с высоким уровнем благоустройства (Приложение 3).
Массу неорганизованного сброса загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов рекомендуется рассчитывать при уровне содержания в дождевых, талых и поливочных водах основных загрязняющих веществ, превышающем их средние фоновые концентрации в поверхностном стоке на застроенных участках с высоким уровнем благоустройства, либо при наличии специфических загрязняющих веществ (Приложение 4). При этом особое внимание рекомендуется уделять токсичным веществам, которые в значительных количествах содержатся в исходном сырье, используемом в производстве.
При наличии производственного или государственного аналитического контроля фактические концентрации загрязняющих веществ для определения массы их сброса в стоке дождевых, талых и поливомоечных вод принимаются по его результатам, а плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса рекомендуется принимать на основании данных Приложений 3 и 4.
При отсутствии аналитического контроля за поверхностным стоком плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ, в обязательном порядке включаемые в расчеты для всех природопользователей для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса, принимаются на основании данных Приложений 3 и 4, а фактические концентрации загрязняющих веществ, на уровне принимаемых для определения массы их сброса в пределах лимита.
Для природопользователей, которые по условиям производства в полной мере не могут (обратное подтверждается данными аналитического контроля) исключить поступление в поверхностный сток специфических веществ с высокотоксичными свойствами (предприятия цветной металлургии, горнодобывающей, химической, лесохимической, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, кожевенные заводы, мясокомбинаты, электростанции, работающие на угле), в расчетах рекомендуется учитывать примеси, специфические для данного производства.

3.2.1. Масса сброса загрязняющего вещества с неорганизованным стоком с территории (водосбора) природопользователя определяется в соответствии с п.3.1.1 Методических указаний.

3.2.2. Площади сельскохозяйственных территорий производственного назначения (без сельхозугодий) и удельный вес в этой площади водонепроницаемых поверхностей (твердых покрытий) определяются по данным генерального плана землеустройства природопользователя или формы статотчетности N 22 «Отчет об использовании земель».
При отсутствии фактических данных о функциональной структуре территории площади (водосбор) поверхностного стока с выгульных площадок рекомендуется рассчитывать, исходя из гигиенических норм содержания скота (птицы) в кв.метрах на одну голову: молочные коровы — 100, крупный рогатый скот — 50, свиньи — 10, овцы — 20, птицы — 1. Площадь открытых стоянок автомашин и другой сельскохозяйственной техники составляет 8-10% общей сельхозпредприятий (без сельхозугодий).

3.2.3. Объемы срока дождевых, талых и поливомоечных вод определяется в соответствии с пп.3.1.3, 3.1.5 Методических указаний.

3.2.4. При наличии производственного или государственного аналитического контроля фактические концентрации загрязняющих веществ для определения массы их сброса в стоке дождевых, талых и поливомоечных вод принимаются по его результатам, а плановые (нормативные) концентрации загрязняющих веществ для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса рекомендуется принимать на основании данных Приложений 5 и 6.
При отсутствии аналитического контроля за поверхностным стоком плановые концентрации загрязняющих веществ, в обязательном порядке включаемые в расчеты для всех природопользователей для определения предельно допустимой и в пределах лимита масс их сброса, рекомендуется принимать на основании данных Приложений 5 и 6, а фактические концентрации загрязняющих веществ на уровне принимаемых для определяемых массы их сброса в пределах лимита.

Список использованных нормативных и методических материалов

1. Временная инструкция по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод, СН 496-77. — М.: Стройиздат, 1978.

2. Временные рекомендации по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты. — М.: ВНИИВодГео, 1983.

3. Временные методические рекомендации по предотвращению загрязнения вод поверхностным стоком с городских территорий (дождевыми, талыми, поливочными водами), — М.: Росгипрониисельстрой, 1979.

4. Отведение и очистка поверхностных сточных вод. — М.: МДНТП, 1983.

5. Очистка и использование поверхностного стока с территорий городов и промышленных предприятий. — М.: МДПТП, 1981.

6. Использование природных и сточных вод. — Минск, 1975.

7. Общесоюзные нормы технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза (ОНТП-17-86). — М.: 1986.

8. Охрана вод от загрязнения поверхностным стоком. — Харьков: 1983.

11. Справочник лесохимика. — М.: Лесная промышленность, 1987.

12. Укрупненные нормы водопотребления и водоотведения для различных отраслей промышленности. — М: Стройиздат, 1978.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты

УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.И.Данилов-Данильян
от 29 декабря 1998 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты

____________________________________________________________________
Утратили силу с 1 января 2016 года на основании
приказа Минприроды России от 1 октября 2014 года N 421
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. —

Письмо Минюста России от 20.12.99 N 10634-ЭР.

____________________________________________________________________

Инструкция по взиманию платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты разработана в развитие Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 10, ст.457), постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 10, ст.726), от 26.05.97 N 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 22, ст.2605).

Приложение 1. Карта интенсивности дождей продолжительностью 20 минут (л/сек с 1 гектара) при периоде однократного превышения расчетной интенсивности, равном 1 году

Рис. 1. Карта интенсивности дождей продолжительностью
20 минут (л/сек с 1 гектара) при периоде однократного
превышения расчетной интенсивности, равном 1 году (q)

Рисунок не приводится

Изолинии значений (q), л/с с 1 га

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Границы субъектов Российской Федерации

__ . __ . __ . __ . __ . __

Граница Российской Федерации

Приложение 2. Карта зонирования территории Российской Федерации по условиям стока талых вод

Приложение 2

Рис. 2. Карта зонирования территории
Российской Федерации по условиям стока талых вод

Рисунок не приводится

Требования СанПиН по очистке стоков

Отбор сточных вод на предприятии обязательно должен начинаться с базовых процедур очистки. Конечно, такие манипуляции несколько удорожат производство, однако без них честно вести бизнес не получится.

Слив воды начинается с:

  1. Очистки от твердых бытовых отходов. Удаление мелких и крупных частиц – обязательное условие фильтрации! Все они оседают в специальных ловушках, которые необходимо периодически чистить. Скорость наполняемости напрямую зависит от степени загрязненности воды.
  2. Удаления маслянистых частиц. Отработанные нефтепродукты, пятна масла и т. д. должны проходить отбор и оставаться в специальных маслоблоках. Попадая в водоем, они создают плотную пленку, не пропускающую вовнутрь воздух. Кроме того, нефтепродукты отравляют водоем, заставляя практически всех его представителей флоры и фауны гибнуть. Поэтому удалять маслянистые частицы нужно обязательно!
  3. Дезинфекции воды. Помимо загрязняющих веществ, в воду могут попадать и микробы, провоцирующие цветение воды, изменение ее цвета и т. д. Достаточно лишь добавить соответствующий реагент, и вода станет абсолютно безопасной для окружающей среды.

За сброс неочищенных сточных вод накладывается штраф

Прежде чем организовывать систему фильтрации, необходимо хорошо изучить СанПиН и проконсультироваться с экологами. На владельцев промышленных предприятий ложится огромная ответственность не только за собственное производство, но и за показатели качества водных ресурсов, пролегающих в непосредственной близости.

Оптимальное место отбора проб

Контроль канализационных стоков может осуществляться с разной периодичностью. Все зависит от того, насколько вредным является производство, как проходит очистка и т. д. Самостоятельно выбрать время прихода инспектора тоже не представляется возможным. Зачастую такие приходы осуществляются неожиданно, чтобы представители предприятия не успели подготовиться.

Отбор проб осуществляется в несколько этапов в разных точках производства:

  • На выходе мощностей, когда вода еще не прошла фильтрацию;
  • Непосредственно после очистки перед сливом.

Первый показатель обычно берется для общей статистики и расчетов мощности системы фильтрации. Здесь не стоит брать граничный показатель – запас возможностей должен быть еще как минимум 30%.

Время от времени экологи берут пробы сточных вод

Если же на выходе наблюдается превышение показателей, систему фильтрации придется полностью пересмотреть. Иногда лучше не изобретать велосипед и довериться специалистам, которые после тщательного анализа ситуации подготовят все, согласно правилам ГОСТ.

Как осуществлять контроль ПДК

В зависимости от загруженности предприятия, времени года и ряда других факторов норма ПДК может меняться. Конечно, постоянно брать анализы и контролировать даже незначительные изменения практически нереально. На помощь придет тот самый запас возможностей, в который заложены эти отклонения.

Владельцам остается лишь соблюдать базовые требования по эксплуатации и своевременно выполнять:

  • Замену фильтров;
  • Профилактическую чистку комплектующих;
  • Замену даже самых мелких деталей, вышедших из строя.

Показатели ПДК – это параметр, который нужно постоянно контролировать. Экологическая ситуация в регионах оставляет желать лучшего, поэтому заботиться о собственном городе все жители должны своими силами. Вопрос сброса отработанных вод в водоемы в последнее время стоит особенно остро. Изменить ход урбанизации городов невозможно, да и не нужно. Зато обеспечить должный уровень фильтрации сбрасываемых ресурсов вполне реально.

Приложение 7. Расчетные показатели интенсивности выноса продуктов эрозионного происхождения с пахотных земель по регионам Европейской части РФ

Приложение 7

Субъекты Российской Федерации

Расчетный смыв почвы с 1 га пашни в год, т

Эрозионно-опасные земли со смывом более 20 ….. га в год, % общей площади пашни

Северный район

Респ. Карелия

2,6

Респ. Коми

6,9

6,7

Архангельская область

4,9

2,5

Вологодская область

6,1

3,7

Мурманская область

2,6

Северо-Западный район

Ленинградская область

2,6

0,6

Новгородская область

4,5

3,5

Псковская область

5,8

5,5

Центральный район

Брянская область

4,1

2,3

Владимирская область

5,5

3,3

Ивановская область

6,5

2,1

Калужская область

7,4

6,1

Костромская область

5,6

1,7

Московская область

7,7

9,0

Орловская область

5,3

2,5

Рязанская область

3,5

0,5

Смоленская область

7,7

11,0

Тверская область

5,3

3,9

Тульская область

7,5

5,5

Ярославская область

5,4

2,7

Волго-Вятский район

Респ. Марий Эл

3,1

5,0

Респ. Мордовия

6,0

3,8

Чувашская респ.

8,6

8,9

Кировская область

6,2

14,3

Нижегородская область

6,7

7,7

Центрально-Черноземный район

Белгородская область

7,8

26,0

Воронежская область

3,6

8,8

Курская область

6,0

14,6

Липецкая область

3,2

5,6

Тамбовская область

1,7

1,4

Поволжский район

Респ. Калмыкия

2,3

2,0

Респ. Татарстан

2,9

6,4

Астраханская область

0,3

Волгоградская область

1,7

1,1

Пензенская область

4,3

7,0

Самарская область

2,3

0,3

Саратовская область

1,9

2,3

Ульяновская область

4,4

7,0

Северо-Кавказский район

Респ. Адыгея

6,8

5,1

Респ. Дагестан

0,25

Ингушская респ.

3,6

0,1

Кабардино-Балкарская респ.

13,5

24,0

Карачаево-Черкесская респ.

12,0

18,0

Респ. Северная Осетия

14,3

2,7

Краснодарский край

5,4

6,3

Ставропольский край

10,0

13,8

Ростовская область

3,1

3,0

Уральский район в пределах Европейской части РФ

Респ. Башкортостан

3,0

0,5

Удмуртская респ.

9,7

12,0

Оренбургская область

2,1

Пермская область

12,1

12,7

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *