0

Ведение бухгалтерского учета ИП

Актуально на: 17 июня 2020 г.

По общему правилу бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Но из этого правила есть исключение, касающееся, в частности, индивидуальных предпринимателей (ИП). Об особенностях ведения бухгалтерского учета ИП расскажем в нашем материале.

Должен ли ИП вести бухучет

Бухгалтерское законодательство предусматривает, что ИП могут не вести бухгалтерский учет, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). А поскольку такой учет ИП ведут как при общей системе налогообложения, так и при спецрежимах, бухучетная «льгота» применяется ко всем предпринимателям. Это означает, что нет обязанности ведения бухгалтерского учета ИП, которые применяют ЕСХН, УСН, ЕНВД. Не ведут бухучет ИП на патенте (ПСН).

Бухгалтерия ИП самостоятельно: инструкция 2020 года

Основываясь на целесообразности ведения бухгалтерского учета ИП для лучшего понимания финансового развития деятельности, многие ищут как вести бухучёт ИП самостоятельно. Ниже мы привели пошаговую инструкцию.

Шаг 1: рассчёт нагрузки

Чтобы рассчитать налоговую нагрузку, сделайте расчет доходов и расходов вашего бизнеса, которые вы можете предположить на сегодняшний день. Эти будет нужно в дальнейшем, для расчета налоговой нагрузки на ИП.

Шаг 2: Выбор налогового режима

Основное деление идёт на:

  • Основная система налогообложения ОСНО;
  • Специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН, НПД).

Этот этап очень важен, так как суммы, которые вы будете платить в бюджет, могут отличаться в несколько раз. Вы можете обратиться для консультации к нашим специалистам. Вы сможете быстро получить информацию о целесообразности выбора того или иного режима для вашей деятельности.

, сделайте расчет доходов и расходов вашего бизнеса, которые вы можете предположить на сегодняшний день. Эти будет нужно в дальнейшем, для расчета налоговой нагрузки на ИП.

Шаг 3: порядок налоговой отчётности

Прочитайте порядок налоговой отчётности по выбранному режиму.

Шаг 4: выберите вид бухгалтерского обслуживания

На УСН и ОСНО лучше выбрать компанию, которая сможет оперативно и доступно по стоимости закрыть вопрос с вашей бухгалтерией на аутсорсинге. Не стоит полагаться на объявления. Выбирая опытную компанию, вы сможете быть уверенными в качестве и своевременности сдачи отчётности. Для ЕНВД и ПСН вы сможете обойтись такими онлайн-сервисами как 1С Предприниматель

Шаг 5: прочитайте налоговый календарь для вашего режима

Если вы сдадите отчёт не вовремя, это приведёт к штрафам и пени. В определённых случаях вам могут заблокировать расчетный счет, а также применить другие санкции

Шаг 6: количество работников

Определитесь, будете ли вы нанимать работников. В 2020 году за устроенных работников положено сдавать несколько видов отчетности:

  • ПФР
  • ФСС
  • Налоговая инспекция.

Это также обязывает вести и архивировать кадровую документацию.

В рамках рекомендаций хотим отметить, что все документы: первичные документы, выписки из банка, договоры с контрагентами, подтверждение расходов, кадровая документация, кассовая отчётность и другие документы, которые касаются вашей финансовой деятельности, необходимо сохранять. Даже если ваше ИП прекратило свою деятельность, налоговая служба может проверить документы в течение трех лет после снятия с учета.

Ведение бухгалтерии ИП на УСН

Бухгалтерия для ИП на УСН это самый простой способ. Вам необходимо сдать только одну налоговую декларацию в год. Срок сдачи отчётности ИП на УСН в 2020 году без работников — до 30 апреля этого года. В этот же срок вам необходимо уплатить годовой налог за вычетом произведённых авансовых платежей.
Вести бухгалтерию ИП при УСН Доходы 6% вы сможете без бухгалтера. Данный режим учитывает только полученные доходы, и налоговая ставка — 6%. В конце каждого квартала вам необходимо внести авансовый платеж для расчета единого налога по годовым итогам.

Бухгалтерия ИП при УСН Доходы минус расходы

Сложность данного режима в том, что необходимо подтвердить расходы. В противном случае налоговый орган не примет к учёту заявленные затраты. Чтобы такой проблемы не возникло, вам нужно верно оформлять документы с учётом всех тонкостей. Экономическое обоснование расходов указаны в статье в статье 346.16 НК РФ. Чтобы быть уверенными в учёте затрат, для данного режима стоит обратиться в профессиональные бухгалтерские компании.
Информации «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (Информация Минфина № ПЗ-3/2015).

Бухгалтерский и налоговый учет ИП на ОСНО

Бухучёт ИП на ОСНО самый сложный в данном списке. Он включает подачу данных по НДС каждый квартал, подачу декларации 3-НДФЛ за год и другие особенности. Возмещение НДС является задачей, в которой сложно учесть самостоятельно возможные тонкости. Сегодня стоимость услуг бухгалтерских компаний не высокая и позволит вам не беспокоиться о данных вопросах, передав эти функции профессиональным бухгалтерам.

«Бизнес Гарант» является бухгалтерской компанией с большим опытом, главный офис располагается в Самаре. Если у вас остались вопросы, вы можете проконсультироваться с нашими специалистами, оставив заявку через форму на сайте или позвонив нам по телефону. Мы ответим на все ваши вопросы касательно ведения учёта для индивидуальных предпринимателей и порекомендуем подходящий режим налогообложения.

Как правильно вести бухгалтерский учет

В ИП может быть штатный сотрудник или ведущий бухгалтер на аутсорсе. Часто объём хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей не высок, поэтому держать постоянного бухгалтера на зарплате не целесообразно. Даже специалисты, оплачиваемые за разовые операции, могут обходиться дорого в рамках экономики бизнеса. Именно по этой причине многие интересуются как вести бухгалтерский учёт для ИП самостоятельно.

Ведение бухучета ИП: обычно или упрощенно

Таким образом, ведение бухгалтерского учета ИП – это его право: обязать его вести бухучет нельзя, но принять решение вести бухгалтерский учет он может сам. Ведь бухгалтерский учет поможет предпринимателю не только повысить оперативность и надежность информации о его финансово-хозяйственной деятельности, но и усилить контроль за финансовыми, материальными и иными ресурсами. А в условиях автоматизации ведение бухучета в специализированных программах и вовсе перестает быть особенно трудоемким.

И здесь у ИП появляется еще один выбор: вести бухучет в общем порядке или применять упрощенный вариант.

Индивидуальные предприниматели могут использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и даже составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

К примеру, отражая приобретение материалов ИП, ведущий упрощенный бухучет, может сделать бухгалтерскую запись вида:

Дебет счета 10 «Материалы» — Кредит счета 51 «Расчетные счета», т. е. минуя счет учета расчетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Также при упрощенном бухучета ИП может сократить количество используемых синтетических счетов: к примеру, вместо счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» использовать только счет 20 «Основное производство», а взамен двух счетов – счета 41 «Товары» и счета 43 «Готовая продукция» использовать только счет 41.

При необходимости ИП могут вообще отказаться от применения двойной записи.

Подробнее информацию об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета можно найти в:

  • Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина от 21.12.1998 № 64н);
  • Информации «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (Информация Минфина № ПЗ-3/2015).

#Налогообложение, #Бухгалтерскийучет, #НДС, #Лизинг

В последнее время участились случаи получения требований ФНС с запросами ОСВ и карточек бухгалтерских счетов. Налогоплательщики не всегда обязаны предоставлять данные документы, даже если они указаны в запросе. Разберемся, в каких случаях необходимо предоставлять ОСВ и карточки бухгалтерских счетов, а в каких можно отказаться от предоставления данных документов. Рассмотрим самые распространенные варианты.

Первый вариант. ОСВ и карточки счетов бухгалтерского учета запрошены ФНС в рамках камеральной проверки налоговой декларации по НДС. В этом случае можно утверждать, что однозначно подобное требование не законно, поэтому на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ ОСВ и карточки счетов бухгалтерского учета можно не предоставлять.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ ФНС вправе требовать от налогоплательщиков, а налогоплательщики в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ обязаны предоставлять документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

ОСВ и карточки счетов бухгалтерского учета являются синтетическими регистрами бухгалтерского учета, их составление в обязательном порядке не предусмотрено ни нормами бухгалтерского учета, ни нормами законодательства о налогах и сборах, данные документы относятся к регистрам бухгалтерского учета, а не к категории «документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов».

Данная позиция придерживается ФНС в письме от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309 подп. 1 и 3 и арбитражной практикой:

— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 № А33-9732/07-Ф02-5626/08;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 02.02.2011 № Ф03-10008/2010;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 № 15АП-6587/2011 по делу № А53-23465/2010;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2011 № 15АП-8417/2011 по делу № А53-1496/2011;

— Определение ВАС РФ от 10.01.2012 № ВАС-16821/11 по делу № А60-13956/2011;

— Постановление Президиума ВАС от 18.09.2012 № 4517/12;

— Постановление ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15;

— Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.11.2014 по делу № А27-3429/2014;

— Постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.12.2016 № Ф04-5639/2016 по делу № А46-4871/2016.

Второй вариант. ФНС потребовала представление документов ( в том числе ОСВ и карточек счетов бухгалтерского учета) в соответствии с п. 2 ст 93.1 НК РФ. Вне рамок проверок ФНС вправе запросить практически любую информацию только по конкретной сделке. ФНС не вправе требовать вне рамок проверок документы непосредственно по деятельности компании (данные бухучета, налоговые регистры или внутренние документы).

Если из требования непонятно, по какой именно сделке или контрагенту запрашиваются документы, то организация вправе не исполнять такой запрос.

Подобная позиция подтверждается арбитражной практикой:

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.12 № А29-8138/2011;

— Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.04.16 № 02АП-1203/2016;

— Постановление АС Дальневосточного округа от 21.03.17 № Ф03-712/2017.

Стоит отметить, что если учетной политикой налогоплательщика не предусмотрено ведение запрошенных документов, то компания не обязана их представлять по требованию ФНС согласно письму Минфина России от 11.05.10 № 03-02-07/1-228.

Лично я рекомендую в случаях получения неправомерных требований от ФНС не игнорировать полностью их запросы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ, а направить пояснения и документы, которые можно предоставить в рамках запроса, например, выписки по операциям с конкретными контрагентами.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *