0

Трудовые отношения между сотрудниками и работодателем

4.4. Общая характеристика правоотношений, связанных с трудовыми правоотношениями

Общая характеристика правоотношений, связанных с трудовыми правоотношениями, осуществляется в зависимости от классификации, основывающейся на нормах ст. 4 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Правоотношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, могут быть охарактеризованы как предшествующие или сопутствующие трудовым, учебно-трудовые, договорные правоотношения, имеющие длящийся или срочный, а также обязательственный характер.

Правоотношения, связанные с профессиональной подготовкой, можно разделить на три вида:

1) правоотношения по ученичеству – собственно профессиональная подготовка лиц, не имеющих профессии (правоотношения направлены на получение профессии и предшествуют трудовым);

2) правоотношения по повышению квалификации и переподготовке (правоотношения, сопутствующие трудовым);

3) правоотношения по руководству обучением.

Правоотношения по ученичеству возникают на основании ученического договора между лицом, принятым с целью профессиональной подготовки и последующего заключения трудового договора, и нанимателем. Субъектами данных правоотношений являются наниматель и ученик. При этом ученик обязуется в течение установленного срока выполнять учебно-трудовую функцию, освоить программу обучения и сдать квалификационные экзамены, а наниматель – организовать обучение, создать необходимые условия для выполнения учеником учебно-трудовой функции (в том числе производить установленные материальные выплаты) и обеспечить его работой по приобретенной профессии, специальности соответствующей квалификации. Основанием прекращения правоотношений по ученичеству является окончание обучения (сдача квалификационного экзамена), после чего они трансформируются в трудовое.

Правоотношения по повышению квалификации и переподготовке возникают уже между работником и нанимателем на основании соглашения сторон, в котором предусматриваются вид, форма, срок (периодичность) обучения, обязанности сторон по окончании обучения. Указанное соглашение может быть оформлено различными способами в зависимости от особенностей правоотношения: как дополнительное условие трудового договора или дополнительное соглашение к трудовому договору (если обучение производится без прекращения выполнения работником работы по трудовому договору) либо как отдельный договор нанимателя с работником (если предполагается обучение с отрывом от производства). В последнем случае договор об обязанности пройти обучение дополняется направлением (заявкой) нанимателя на прохождение обучения и договором нанимателя с учреждением образования, в котором будет производиться обучение, образуя сложный юридический состав как основание возникновения рассматриваемого правоотношения. Основанием прекращения правоотношений по повышению квалификации и переподготовке является факт успешного окончания обучения. При этом в соответствии со ст. 205 Трудового кодекса Республики Беларусь успешное прохождение работниками повышения квалификации и переподготовки учитывается нанимателем при продвижении по работе.

Правоотношения по руководству обучением являются сопутствующим трудовому правоотношению, возникают между обучающим лицом, которое работает у нанимателя (мастером (инструктором) производственного обучения), и нанимателем на основании договора между ними. В соответствии с указанным договором обучающее лицо обязуется производить обучение прикрепленных к нему для обучения лиц, а наниматель обязуется организовать процесс обучения, обеспечить необходимые для этого условия, оплатить услуги обучающего лица и др. Договор заключается в дополнение к существующему трудовому договору

Правоотношения в сфере социального партнерства в юридической литературе обозначаются также как коллективные трудовые правоотношения, социально-партнерские правоотношения, правоотношения в социально-трудовой сфере, организационно-управленческие правоотношения.

К указанным правоотношениям относятся правоотношения, связанные:

• с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

• с ведением коллективных переговоров;

• с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями.

Правоотношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, являются правоотношениями, сопутствующими трудовым. Указанные правоотношения складываются в связи с реализацией работниками своего права на защиту экономических и социальных прав, включая право на объединение в профсоюзы (п. 2 ст. 11 ТК), и нанимателями – права на создание и участие в объединениях нанимателей (п. 3 ст. 12 ТК). Данные правоотношения возникают с момента создания соответствующего профсоюза, объединения нанимателей и прекращаются в связи с прекращением полномочий соответствующих представительных органов. Им свойствен целевой характер, так как рассматриваемые правоотношения направлены на защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов работников и нанимателей; развитие социального партнерства, достижение оптимального баланса интересов работников и нанимателей.

Правоотношения, связанные с ведением коллективных переговоров, также имеют целевой характер, так как направлены на разрешение разногласий, возникающих в социально-партнерской сфере. Коллективные переговоры – это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы нанимателя и занятых у него работников. В процессе коллективных переговоров рассматриваются вопросы установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Данные правоотношения сопутствуют трудовым и могут быть как двусторонними, так и трехсторонними (при участии органов государственного управления при разрешении вопросов в социально-трудовой сфере на соответствующем уровне). Основанием их возникновения является письменное требование одной из сторон о проведении коллективных переговоров. Основанием прекращения данных правоотношений могут быть достижение соответствующей правовой цели (той цели, для которой проводились переговоры) либо факт возникновения коллективного трудового спора (когда речь идет уже о возникновении правоотношений по рассмотрению трудовых споров).

Правоотношения, связанные с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями, являются сопутствующими трудовым, длящимися правоотношениями, имеющими целевой характер. Применительно к данной группе правоотношений с учетом того, что правоотношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, и правоотношения, связанные с ведением коллективных переговоров, обозначены отдельно, прежде всего имеются в виду правоотношения коллектива работников (их представителей) и нанимателя по реализации права работников на участие в управлении организацией. Вывод о наличии такой формы социального партнерства, как участие работников в управлении организацией, можно сделать на основе ст. 11 Трудового кодекса, которая в качестве одного из основных прав работников закрепляет право на участие в управлении организацией. Указанные правоотношения возникают с момента заключения соответствующих трудовых договоров (формирования коллектива работников) и прекращаются фактически в связи с ликвидацией соответствующего юридического лица.

Правоотношения по обеспечению занятости могут быть как предшествующими, так и сопутствующими трудовым, а в ряде случаев – и вытекающими из трудовых.

Указанные правоотношения могут быть разделены на две группы:

1) правоотношения, связанные с обеспечением занятости высвобождаемых работников (сопутствующие трудовым либо вытекающие из трудовых);

2) правоотношения, связанные с обеспечением занятости безработных граждан (предшествующие трудовым).

В обеих группах (по субъектному признаку) можно выделить следующие правоотношения:

• между гражданином и органом по труду, занятости и социальной защите;

• между органом по труду, занятости и социальной защите и нанимателем;

• между трудоустраиваемым гражданином и нанимателем.

Правоотношения между гражданином и органом по труду, занятости и социальной защите возникают на основании заявления гражданина об оказании ему помощи в трудоустройстве или о признании его безработным, которое было удовлетворено соответствующим органом по труду, занятости и социальной защите. Основаниями прекращения данных правоотношений могут быть признание соответствующего лица занятым; письменный отказ гражданина от содействия в трудоустройстве (подыскания подходящей работы) органом по труду, занятости и социальной защите; наступление обстоятельств, дающих право на снятие безработного с учета (в рамках которых могут быть обстоятельства, дающие право на снятие с учета по решению соответствующего органа по труду, занятости и социальной защите в случае неисполнения безработным возложенных на него обязанностей, и обстоятельства, не зависящие от воли сторон – например, смерть безработного).

Правоотношения между органом по труду, занятости и социальной защите и нанимателем возникают с момента появления трудовой правосубъектности у нанимателя. Это объясняется тем, что юридическое или физическое лицо, выступая в качестве нанимателя, приобретает комплекс прав и обязанностей в сфере занятости и соответственно становится субъектом правоотношений между ним и соответствующим органом по труду, занятости и социальной защите. С учетом указанного прекращаются данные правоотношения с прекращением деятельности соответствующего нанимателя.

Правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и нанимателем возникают на основании направления на работу, выданного органом по труду, занятости и социальной защите. При этом возможно как обязательное трудоустройство направляемого на работу гражданина (если направление произведено в счет брони и наниматель обязан заключить трудовой договор, а трудоустраиваемое лицо имеет право потребовать заключения с ним указанного договора), так и возможное трудоустройство гражданина (если направление осуществлено не в счет брони).

Основанием прекращения рассматриваемого правоотношения может быть заключение трудового договора с трудоустраиваемым гражданином либо отказ нанимателя или работника от его заключения.

Отметим, что правоотношения, связанные с обеспечением занятости, могут возникать с участием не только соответствующих органов государственной службы занятости, но и частных агентств по трудоустройству. Такого рода правоотношения возникают на основании либо обращения гражданина в соответствующее агентство, либо заключения нанимателем, подыскивающим работника, с данным агентством договора по подбору кадров. При этом правоотношения между частным агентством и нанимателем носят возмездный характер.

Правоотношения по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде можно охарактеризовать как длящиеся, сопутствующие трудовым, многосторонние, целевые охранительные правоотношения.

Субъектами данных правоотношений являются:

• специально уполномоченные государственные органы, в функции которых входит осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о труде (органы прокуратуры, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, органы государственного санитарного надзора, органы государственного пожарного надзора, органы государственного энергетического надзора и др.);

• республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных организаций;

• профсоюзные органы, осуществляющие общественный контроль за соблюдением законодательства о труде;

• наниматели, соответствующие уполномоченные должностные лица нанимателей (как обязанный субъект).

Основаниями возникновения данных правоотношений являются обращения работников, профсоюзов, нанимателей в органы контроля и надзора, а также проведение этими органами плановых проверок, инспекционных посещений государственными инспекторами труда.

Основания прекращения этих отношений – это отказ работников, профсоюзов, нанимателей от заявленных обращений, а также вступление в законную силу решений (постановлений, предписаний) соответствующих органов по результатам проведенных проверок.

Правоотношения, связанные с государственным социальным страхованием. Вопрос о том, нормами какой отрасли права (трудового права или права социального обеспечения либо это комплексный предмет обеих указанных отраслей права) регулируются отношения, связанные с государственным социальным страхованием, в юридической литературе является дискуссионным. В то же время в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4 Трудового кодекса отношения, связанные с государственным социальным страхованием, включены в перечень отношений, регулируемых нормами указанного кодекса. Однако в самом Трудовом кодексе Республики Беларусь нормы, определяющие особенности регулирования данных отношений, отсутствуют.

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных ст. 1 Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования».

Субъектами правоотношений, связанных с государственным социальным страхованием (если рассматривать данные правоотношения в контексте их связи с трудовым правоотношением), являются работники, наниматели и органы государственного социального страхования.

В рамках правоотношений, связанных с государственным социальным страхованием, по субъектному признаку могут быть выделены три группы правоотношений:

1) между работником (гражданином) и нанимателем;

2) между нанимателем и органами государственного социального страхования;

3) между работником и органами государственного социального страхования.

Возникновение и прекращение указанных правоотношений, как правило, связано с фактом заключения и прекращения соответствующих трудовых договоров. Кроме того, основанием прекращения рассматриваемых правоотношений может быть также прекращение деятельности нанимателя.

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров являются охранительными, процессуальными правоотношениями, которые могут быть предшествующими, сопутствующими или вытекающими из трудовых. Субъектами данных правоотношений выступают соответствующие органы по разрешению трудовых споров, являющиеся обязательным субъектом (это могут быть комиссия по трудовым спорам, суд – если спор носит индивидуальный характер; примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж – если имеет место коллективный трудовой спор), и участники спора (работник, наниматель, коллектив работников, объединение нанимателей и др.). Субъектный состав правоотношений по рассмотрению трудовых споров находится в прямой зависимости от вида указанных правоотношений (от того, имеют ли место правоотношения по разрешению индивидуальных трудовых споров или правоотношения по разрешению коллективных трудовых споров).

Основанием возникновения правоотношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является письменное обращение в соответствующий орган заинтересованного субъекта с целью защиты нарушенного или оспариваемого права. Прекращаются правоотношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в связи с разрешением спора (принятием решения юрисдикционным органом, отказом заинтересованного субъекта от заявленного требования либо заключением мирового соглашения).

Основанием возникновения правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споров является письменный отказ нанимателя удовлетворить требования работников, предъявленные в соответствии со ст. 379 Трудового кодекса, либо истечение десятидневного срока со дня получения данных требований. Основаниями прекращения правоотношений по рассмотрению коллективных трудовых споров могут быть вынесение соответствующим органом по рассмотрению спора обязательного для сторон решения, отказ работников от заявленных требований, заключение сторонами соглашения об урегулировании разногласий.

Отметим также то, что законодателем правоотношения по разрешению коллективных трудовых споров отнесены к коллективным трудовым правоотношениям. Такой вывод может быть сделан с учетом названия раздела IV Трудового кодекса Республики Беларусь («Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений»), который включает нормы о разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

избрания на должность;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

судебного решения о заключении трудового договора;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Оплата по трудовому договору

Порядок оплаты — обязательный пункт плана договора.

В процессе трудовых правоотношений трудовой договор является основополагающим документом, которым устанавливается надлежащий порядок оплаты трудовой деятельности, осуществляемой работниками.

Как предусматривается нормативными положениями, зафиксированными в ст. 57 ТК РФ все условия, связанные с оплатой трудовой деятельности работников должны в обязательном порядке включаться непосредственно в трудовой договор. Данные условия должны содержать в себе такие положения, как например:

  1. Размер оклада;
  2. Величина тарифной ставки, предусмотренной для работника;
  3. Полагающиеся работнику надбавки и доплаты;
  4. Начисление работнику денежных сумм поощрительного характера.

Помимо вышеперечисленного, в трудовом договоре должен быть всесторонне прописан порядок оплаты такой трудовой деятельности, как:

  • сверхурочная работа;
  • в ночной период времени;
  • в празднично-выходные дни.

Также в договоре должны устанавливаться сроки, в течение которых осуществляется выплата полагающейся работнику заработной платы и определяться в какой форме будет производиться выплата последней.

Изменение величины заработной платы, равно как и изменение условий оплаты осуществляемой работником трудовой деятельности может производиться исключительно по достигнутому между сторонами соглашению.

В связи с чем, должно оформляться специальное дополнительное соглашение, в котором указываются как характер, так и величина осуществляемых изменений. В том случае если работником будет выражен отказ в подписании такого соглашения, то работодатель не имеет права производить какие-либо изменения в условиях оплаты труда и величине установленной работнику заработной платы.

Из этого видео вы узнаете о том, как принять на работу сотрудника и какие документы для этого требуются.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Чем регулируются трудовые отношения

Несколько документов, регулирующих трудовые отношения.

Регулирование трудовых правоотношений осуществляется непосредственно положениями действующего трудового законодательства, а также законодательными нормами, которыми обеспечивается регулирование охраны трудовой деятельности и рядом иных актов нормативно-правового характера, содержащих в себе соответствующие положения, относящиеся к трудовому праву.

Все упомянутые нормативно правовые акты подразделяются на акты, имеющие статус федерального значения и акты, имеющие статус локального значения.

К осуществляющим регулирование трудовых правоотношений нормативным актам обладающих статусом федерального значения относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. Трудовой кодекс (свод основных нормативов, регулирующих трудовые правоотношения);
  3. Федеральные законы (в которых содержатся те или иные положения трудового права);
  4. Указы, издаваемые Президентом РФ;
  5. Постановления, издаваемые Правительством РФ;
  6. Нормативно-правовые акты, издаваемые различными министерствами и ведомствами РФ (регулирующие соответствующие специфике данных ведомств трудовые правоотношения);
  7. Постановления, издаваемые Пленумом Верховного Суда РФ по каким-либо спорным трудовым вопросам.

К регулирующим трудовые правоотношения нормативным актам обладающих статусом локального значения относятся:

  • нормативно-правовые акты, издаваемые различными субъектами РФ;
  • нормативно-правовые акты, издаваемые муниципалитетами;
  • правила ВТР установленные в конкретных организациях;
  • коллективные договоры и соглашения;
  • трудовые договоры и соглашения;
  • приказы или распоряжения руководителей организаций и предприятий.

Статья 20. Стороны трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями — физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных настоящим Кодексом на работодателей — индивидуальных предпринимателей;

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой — десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей — учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей — казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *