0

Табачная промышленность

Табачная промышленность – одна из отраслей пищевого производства, которая занимается переработкой сырья для табачных изделий и их выпуском. Большинство российских компаний принадлежат международным корпорациям (к примеру, Philip Morris Internationa, Japan Tobacco Inc, Imperial Tobacco Group).

Назначение

Табачная индустрия подразделяется на несколько отраслей. Условно выделяют две основные – производство и переработка табака, выпуск табачных изделий. К ним относятся сигареты, папиросы, сигары, сигариллы и стики. Отдельно выделяют вспомогательные подотрасли, занимающиеся упаковкой или выпуском дополнительных принадлежностей.

Российский табачный рынок – один из крупных в мире. Он уступает лишь китайскому, американскому и японскому.

Отрасль насчитывает порядка 80 предприятий. В ней занято около 65 000 человек. Большая часть рынка (36%) принадлежит Japan Tobacco Int.

Основная часть заводов расположена в европейской части страны. Это Центральный, Северо-Западный и Поволжский федеральные округа.

Лидеры рынка

К крупным игрокам табачной отрасли можно отнести:

  • АО «Филип Моррис Ижора»;
  • АО «Бритиш Американ Тобакко-Спб»;
  • ООО «Петро»;
  • АО «Донской Табак»;
  • ООО «Империал Тобакко Волга»;
  • ООО «Крес Нева»;
  • ООО «Табачная Компания «Пепел»;
  • ООО «Кей Ти Эн Джи Рус»;
  • ООО «Балтийская Табачная Фабрика»;
  • ОАО «Усмань-Табак».

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Табачные фабрики.

История отрасли

Первые табачные фабрики появились в России в начале XVIII века. Они располагались в Санкт-Петербурге и селе Ахтырка на Украине. К XIX веку производство расширилось, появились первые стандарты. Папиросы считаются изобретением российской табачной промышленности.

В 50-е годы XX века предприятия модернизировали. К 70-м годам отрасль достигла расцвета. Через 10 лет начался спад производства, увеличилась доля болгарских табачных изделий на рынке.

В 2000 г. большинство предприятий стали собственностью мировых корпораций. Последней в 2018 г. была приобретена компания «Донской табак». Она стала частью Japan Tobacco Inc.

Пакет документов

Для получения лицензии, разрешающей производить сигареты, компания обязана собрать и представить достаточно внушительный пакет документов. В него должны входить:

– заявление для предоставления лицензии, написанное в двух экземплярах;

– копия учредительных документов фирмы, в том числе и учредительного договора, устава и т. д.;

– копия свидетельства о госрегистрации;

– копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах;

– платежные поручения или квитанция об уплате лицензионного сбора для рассмотрения данного заявления;

– заключение санитарно-эпидемиологических органов о том, что все условия для производства сигарет на созданном предприятии организованы в соответствии с санитарными правилами;

– справка о квалификации работников фабрики.

Все копии, в том числе и учредительных документов и свидетельств, лучше заверять у нотариуса.

В прошлом году зарегистрирован законопроект, который внес изменения в закон, регулирующий производство табачных изделий по части порядка выдачи разрешающей лицензии.

Согласно ему, с середины 2013-го года из перечня предоставляемых документов были исключены следующие:

— разрешение о допуске организации к производству продукции, которое выдавал центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам пожарной или техногенной безопасности;

— разрешение для работы, выданное органами, регулирующими охрану труда.

Тем же законопроектом были сокращены и сроки выдачи лицензии или постановления решения об отказе с десяти до семи дней. Кроме того, было предложено установить оплату за право розничной торговли табачными изделиями не ежеквартально равными долями, как осуществлялось до этого, а одним платежом каждый год.

Оборудование для производства

Выбор оборудования для организации производства сигарет в нашей стране достаточно велик. Это обусловлено и тем, что сегодня стали доступны и зарубежные уже использованные станки, которые обойдутся начинающим бизнесменам в сто пятьдесят или сто шестьдесят тысяч долларов. Аналогичное отечественное оборудование с тем же функционалом стоит около пятидесяти тысяч.

Технология производства

В табачной промышленности существуют предприятия как полного, так и неполного цикла. Первые самостоятельно изготавливают сырье, готовят мешку (смесь), производят сигареты или папиросы. Вторые работают с приобретенной продукцией и занимаются выпуском табачных изделий.

Все виды производства практически полностью автоматизированы, участие человека минимально. На всех этапах ведется строгий контроль качества, а продукция проходит обязательную сертификацию.

Производство

Переработка табака состоит из двух основных этапов:

  • Томление и фиксация. Дают возможность листьям растения окислиться, это лишает их характерного кисловатого привкуса. Они приобретают специфический (желтый) цвет. Также в процессе сырье теряет излишки влаги и полифенолы.
  • Ферментация. Табак подвергается химической обработке, после которой он значительно меньше удерживает влагу. Также листья утрачивают травянистый запах и обретают знакомый курильщикам аромат. После обработки увеличивается способность сырья быстро гореть.

Все этапы проходят на автоматизированных линиях. Это обеспечивает надлежащее качество каждой партии.

Подготовка табачной композиции

Для производства сигарет определенной марки используются разные сорта табака. Композицию по рецептам формирует купажист.

После этого сырье поступает на конвейер. Далее происходит разделение на табак и жилку – так называют центральную часть табачного листа.

Далее каждый вид сырья проходит специальную обработку. Жилка увлажняется, потом ее отправляют на отлежку. Следующий этап – нарезка на специальных станках. Затем на определенных агрегатах сырье подвергают экспандированию (обработка паром). После его сушат и по конвейерной линии и отправляют на смешение.

Табак также проходит несколько стадий обработки. Его подвергают соусированию, после чего он приобретает вкус. Далее идет этап кондиционирования, а затем сырье увлажняют. Оно отлеживается и сушится в специальных аппаратах.

После смешиваются несколько сортов табака и жилка. Для производства суперлегких сигарет последнее в композицию не добавляют.

Производство сигарет

Измельченный табак и жилка поступают на специальный конвейер. На нем мешку заворачивают в папиросную бумагу. Получается одна большая сигарета – стержень.

Далее на специальной линии его нарезают на сигареты стандартного размера. На следующем производстве устанавливается фильтр.

Процесс выпуска табачных изделий практически полностью автоматизирован. Операторы станков принимают в нем минимальное участие. От них требуется засыпать мешку в специальные емкости, вставить сигаретные гильзы и забрать готовую продукцию.

Одна линия вырабатывает от 2 000 до 5 000 сигарет в минуту. На крупных предприятиях число выпускаемой продукции увеличивается до 10 000 штук в минуту.

Готовая продукция отправляется на приемку в отдел качества. Если все в порядке, то сигареты упаковывают.

Фасовка в пачку производится на автоматических линиях. На них же продукция оборачивается в фольгу и целлофан.

Паковка в блоки и короба также ведется с применением оборудования. Акцизные марки наклеиваются специальными машинами.

Производство табака для кальянов

Кальянный табак отличается от сигаретного. Он лишен никотиновых смол. Его производят следующим образом:

  • Табак вымачивают в течение определенного времени. После чего он практически полностью теряет никотин.
  • Далее сырье сушат и измельчают.
  • Следующий шаг – добавление эссенций и ароматизаторов.
  • Затем идет обработка сахарным сиропом с добавлением глицерина.

После приемки ОТК продукцию герметично фасуют.

Сигаретная бумага

В производстве сигарет используется специальная воздухопроницаемая бумага, которая влияет непосредственно на формирование пепла и на тот уровень составляющих, которые попадают в легкие курильщика. Для табачной продукции с низким смоляным содержанием используют материал с высокой пористостью и хорошей воздухопроницаемостью.

Трудовые ресурсы

Для создания табачной фабрики понадобится определенное количество сотрудников. Данный персонал должен будет заказывать, доставлять сырье, обслуживать машины, помещения, обеспечивать продажу, следить за оперативным и бухгалтерским учетом. Для начала потребуется около сорока человек.

Расходы на оплату труда после затрат на оборудование для производства сигарет с фильтром, которые через некоторое время окупятся, самые крупные. Большая часть сотрудников будет обслуживающим персоналом, поскольку табачная линия практически всегда бывает автоматизированной, и для работы на ней много людей не требуется.

Изготовление сигарет

Даже несмотря на то, что государство жестко контролирует производство сигарет, и на наличие большого количества акцизов, которым оно облагается, этот бизнес имеют высокую рентабельность. О возможном успехе в этой сфере говорит хотя бы тот фактор, что все лидеры данного рынка начинали с крошечных фабрик, которые поставляли свой товар в маленькие магазинчики. Однако сегодня, выдержав все испытания, конкуренцию и другие неприятности, эти корпорации, в основе которых лежит производство сигарет, охватывают всю Россию, а порой и зарубежье.

С чего начать бизнес по продаже табачных изделий?

Чтобы открыть бизнес на сигаретах, необходимо определиться с форматом продаж. Если планируется открытие розничного торгового киоска, то необходимо внимательно ознакомится с требованиями его оформления. Важно учесть, что размер его помещения не может составлять менее 25 кв. м. Если следовать всем требованиям, то открытие подобной торговой точки будет требовать меньше всего капиталовложений и при этом даст относительно быстрый возврат вложенных средств.

Также есть вариант открыть торговую точку на рынке. Но в данном случае, необходимо предусмотреть такие требования, как обязательное наличие подсобного помещения.

Одним из вариантов бизнеса на сигаретах может стать организация оптовой торговли. Ключевым моментом такой формы видения предпринимательской деятельности является поиск надежных поставщиков. На всякий случай необходимо предусмотреть пару запасных вариантов крупных производителей. Предпринимателю, который решил заняться оптовыми продажами в табачном бизнесе, необходимо найти крупную сумму для стартовых инвестиций, чтобы закупить большие партии товара для продаж. Наличие базы постоянных клиентов также очень важно. Поэтому стоит сразу предусмотреть различные бонусные программы и акции, чтобы удержать за собой несколько постоянных покупателей.

Выбор места и помещения

Важным этапом в создании любого торгового бизнеса является выбор места реализации продукции. В данном случае для табачного бизнеса есть свои нюансы.

Одними из двух ключевых критериев по подбору места для продажи сигарет являются такие:

  • данное место не запрещено законодательством для размещения подобной торговой точки;
  • на этом месте можно поставить ларек площадью не менее 25 кв. м.

Помимо этого, стоит учесть, что не в каждом подходящем месте можно получить хорошую прибыль на продаже табачных изделий. Чаще всего их покупают в двух ситуациях: когда сигареты закончились и их нужно срочно купить или же про запас. Идеальным вариантом для розничных торговых точек будет ситуация, когда сигареты необходимо купить срочно.

Для выбора места немаловажную роль играет ассортимент товара и его цена.

Покупатели, которые делают свой выбор в сигаретах, ориентируясь на цену, обычно четко знают свою потребность в них. Им выгоднее и проще покупать целые блоки пачек, например, на месяц. Они используют все возможные способы для того, чтобы сэкономить на своей пагубной привычке. Для них оптимальным вариантом являются сигареты среднего и низкого ценового сегмента. Месторасположения торговой точки для таких покупателей не самое важное, так как за самым выгодным предложением они готовы ехать в любой конец города. Для такого сегмента покупателей самое главное обеспечить эффективное «сарафанное радио», которое будет основано на либеральной ценовой политике.

Дав выгодное предложение, можно создать себе базу постоянных покупателей, которые будут советовать «любимый магазин» остальным курильщикам. Главное, удерживать такую ценовую политику все время, ведь в данном случае марками сигарет можно нивелировать.

Покупатели, которым в первую очередь важно «что они курят», а не «за сколько» будут выбирать сигареты определенной марки. Если они в ассортименте магазина не найдут того, что им нужно, такой покупатель может обойтись без сигарет и поискать их в следующем магазине. Торговые точки для такой целевой аудитории стоит подбирать в проходных (но разрешенных) местах. Очень важно следить за своим ассортиментом и постоянно анализировать изменения в спросе. Так можно время от времени пополнять запасы самыми продаваемыми марками. Также важно дополнить ассортимент товаров сопутствующими предметами для курения (зажигалки, спички, жвачки и другое). Они очень часто составляют до половины месячной выручки.

Сырье

Чаще других производители используют сорта Вирджиния, Ориенталь, Берли. Свойства табака могут меняться в зависимости от страны, в которой выращивались растения.

Состав сортов:

  • Вирджиния. Содержит небольшой процент смол, обладает сладковатым вкусом и ароматом. Табачный лист светлый и крупный. Растение неприхотливо в уходе. Выращивается в субтропических районах, например, Южной Бразилии или штате Джорджия (США).
  • Ориенталь. С сильным ароматом. Процесс выращивания и обработки более трудоемкий. Рекомендована солнечная сушка. Территория обитания растения – Турция, Балканы, Ближний Восток.
  • Берли. Содержит большое количество никотина. Листья более темные. Выращивают сорт в Центральной Америке, США.

Проблемы отрасли в РФ

Российская табачная индустрия практически полностью зависит от иностранных производителей сырья. Доля выращенного в стране или странах СНГ табака ничтожно мала. Если не расширять сырьевую базу, ситуация в отрасли не улучшится.

Антитабачная государственная программа также ударила по производителям. Повышение акцизов и сборов привело к подорожанию сигарет. Из-за этого объем легальной продукции на табачном рынке страны снизился на 20%. Большинство мировых корпораций начали оптимизировать производство на территории Российской Федерации, закрывая часть фабрик или временно приостанавливая производство.

Самой большой проблемой отрасли является контрафактная продукция. Несмотря на ужесточение правил маркировки табачных изделий, ее доля на рынке неуклонно растет. Чаще всего контрафакт представлен товарами из стран Евразийского экономического союза (в частности, из Беларуси, Сербии, Казахстана), где ставка акциза и стоимость сигарет значительно ниже российских.

По расчетам Минэкономразвития, ежегодно из-за нелегальной табачной продукции бюджет теряет десятки миллиардов рублей. В 2018 г. ущерб составил 50 млрд. А за первый квартал 2019 г. процент нелегального табака увеличился на 7,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *