0

Школьный учитель

Учитель — профессия благородная и уважаемая во всем мире. В то же время, она достаточно сложная и трудная. Ежегодно вузы выпускают тысячи юных педагогов, но стать настоящим Учителем сможет далеко не каждый из них. Актуальность вопроса — как стать школьным учителем, строится на том факте, что лишь небольшая часть выпускников училищ и университетов находит себя на этом поприще и остаются верны выбору.

Содержание

Школьный учитель — особенности и специфика профессии

Современный образовательный стандарт определяет не только программу обучения но и ряд профессиональных личностных качеств, которые должны быть у педагогов. К ним относят выдержку, уравновешенность и педагогическую грамотность. Последняя состоит из профессионально-этических качеств и понимания моральной ответственности за свою работу, как врачу за жизнь пациентов.

Наличие диплома еще не делает его обладателя настоящим, хорошим учителем математики или русского языка. Очень важна эрудированность поедагога. По мнению ребенка, он должен знать ответы на многие вопросы, быть «ходячей энциклопедией», уметь объяснить почему вымерли динозавры и как создать картинку на компьютере. Специфика профессиональной деятельности требует от учителя аккуратности во всем, системности и планомерности.

Какое образование необходимо чтобы стать учителем

В вопросах того, какое образование нужно и куда поступать, чтобы стать школьным учителем, все зависит от того, на какую должность претендует соискатель:

  • Для учителя начальных классов, педагога дополнительного образования, воспитателя в детском лагере достаточно среднего специального уровня;
  • Для учителя основной и средней школы или учителя предметника необходимо наличие высшего образования.

По причине нехватки специалистов прибегают к тому, что преподаватели могут читать разные предметы. Особенно часто это наблюдается в начальной школе. Например, уситель ведет уроки в основном, среднем звене, а также преподает иностранный язык. Получить право на такое совмещение можно после прохождения курсов повышения квалификации.

Курсы для учителей начальных классов

Стандартизация определенных профессий обязывает раз в пять лет повышать уровень квалификации. На практике, на курсы могут отправить уже на второй год работы. Последнее связано с необходимостью прохождения аттестации и получения категории. Курсовое обучение проводят Институты повышения квалификации субъектов РФ. Такой курс может составлять 72 или 140 часов.

Варианты дистанционного обучения предлагают образовательные центры при российских и международных университетах. Работа с младшими школьниками требует постоянного усовершенствования своих профессиональных знаний и качеств. Для того чтобы обучение принесло практическую помощь в работе учителя, необходимо правильно подобрать комплекс курсовой подготовки. Для молодых специалистов лучше выбирать направления, связанные с пониманием детской психологии, а также с методикой преподавания.

При выборе курсов стоит обращать внимание на их престижность, так как из полученных сертификатов формируется портфолио учителя. Оно важно при получении высшей категории.

Курсы, пройденные на базе МГУ, могут оказаться не только содержательнее и полезнее, но и убедительнее для членов аттестационной комиссии.

Колледжи и техникумы

В учреждениях среднего и начального профессионального образования своя специфика работы. Весь педагогический состав подразделяется на преподавателей общих и специальных дисциплин. Основное квалификационное требование заключается в наличии не только высшего профессионального образования, но и педагогического.

Например, чтобы стать преподавателем в техническом училище, обладателю диплома инженера, необходимо пройти курс переподготовки и получить еще высшее педагогическое.

Стать хорошим преподавателем техникума сложнее. Техникум или педагогический колледж – это среднее профессиональное образовательное учреждение. Здесь меняется методика преподавания, исходя из того, для какой специальности или профессии ведется преподавание.

Кроме общеобразовательных предметов учебный план техникума формируется еще из специальных дисциплин: модульных курсов, профессиональных модулей, учебных и производственных практик. Их преподавание требует не только педагогического, а узкоспециализированного профессионального, как правило, технического образования. По этой причине в штат техникума принимают в качестве преподавателей инженеров-электриков, ветеринаров, инженеров-механиков и др.

Вузы и академии

Преподавание в сфере высшего профессионального образования требует обучения в аспирантуре и защиты кандидатской диссертации. В дальнейшем необходимо продолжить научную работу, совмещая ее с преподавательской деятельностью.

Вакансия преподавателя ВУЗа открыта для соискателей, имеющих высшее образование специалиста или магистра. Бакалавр по конкурсу не пройдет в силу несоответствия квалификационным требованием.

Исключения делаются лишь для тех, кто имеет опыт преподавания в техникуме или колледже.

После окончания аспирантуры для соискателя открыта должность старшего преподавателя на кафедре. Должность профессора или доцента открыта для обладателей научной степени. А степень кандидата наук получают после успешной защиты диссертационной работы.

В профессиональном плане преподавание в вузе требует от специалиста глубоких научных знаний. Чтобы стать хорошим преподавателем, важно не только иметь представление о современных научных тенденциях, но быть способным сделать их анализ для студентов.

Бакалавриат и магистратура – два уровня высшего педагогического образования

Подписание Болонской конвенции в 1997 году способствовало развитию российской системы высшего профессионального образования. Она стала идентичной по своим ступеням европейской. Практический смысл такого подхода заключается во времени, которое затрачивается на подготовку специалистов высшего уровня – 4 или 6 лет. Теперь, чтобы стать бакалавром, достаточно проучиться в университете 4 года и получить диплом с записью бакалавр.

Квалификационные требования к ряду должностей предусматривают наличие магистратуры. Чтобы получить это звание, необходимо учиться 6 лет в университете. Поступление в магистратуру доступно для бакалавров или окончивших специалитет. По завершении обучения студент защищает магистерскую диссертацию и получает научную степень магистра и право поступить в аспирантуру, которая открывает путь к научной деятельности.

Дистанционное обучение

Такой формат получения высшего образования для педагогов предлагают многие университеты. На рынке образовательных услуг это востребованная форма обучения. Благодаря развитию интернет-технологий, появились исключительно «дистанционные университеты». Поступление в них только на коммерческой основе. Обучение ведется через личный кабинет студента, индивидуально по скайпу, или посредством отправки учебного материала и заданий на электронную почту. Поступление на базе 11 классов с представлением стандартного пакета документов абитуриента: результатов ЕГЭ и аттестата.

Сколько лет учиться после 9 и 11 класса?

Чтобы стать школьными учителями, процесс обучения можно начать с 9 или 11 класса. Аттестат об основном образовании позволяет поступить в педагогическое училище, колледж или техникум на специальности дошкольное, коррекционное образование или начальные классы.

  • Дошкольное образование – это воспитатели,
  • коррекционное – работа с детьми с ограниченными возможностями,
  • начальные классы – учитель начальных классов или учитель иностранного языка в начальных классах.

После 11 класса можно подать документы в ВУЗ на бакалавриат, чтобы поступить на предметника – учителя русского языка, биологии или другого предмета.

Какие предметы ЕГЭ сдавать для поступления в педагогический ВУЗ

Выбор предметов ЕГЭ зависит от факультета, на который планируется поступление. Обязательными являются русский язык и математика. Для поступления на учителя биологии необходимо выбрать биологию, химию, математики – геометрию и информатику. При выборе предметов для сдачи ЕГЭ необходимо заранее ознакомится с требованиями институтов и университетов по выбранной специальности.

Как стать учителем без педагогического образования?

Наличие высшего образования дает возможность трудоустроиться в школу. С учетом того, что многие образовательные учреждения вводят дополнительные предметы: экономику, право, экологию, валеологию, преподают их иногда экономисты, юристы, медики и экологи без педагогического образования.

Оплата труда и карьерный рост

Должностей для карьерного роста в школах не очень много. В большой школе может быть максимум три заместителя руководителя: по учебной, воспитательной и хозяйственной работе. Также есть служба сопровождения – это социальный педагог и психолог. Есть иное направление карьерного роста – это получение научных степеней и педагогических званий.

Что касается оплаты труда, то она складывается из нагрузки – это часы или количество уроков в неделю, дополнительная работа – кружки, секции, классное руководство. Кроме того, доплата производится за стаж и категорию.

Кем может работать учитель вне школы

Педагогические работники находят применение своих знаний и опыта:

  • на рынке образовательных услуг,
  • в сфере коучинга,
  • в частных образовательных учреждениях,
  • вцентрах детского творчества,
  • в репетиторстве.

Профессиональные и личностные качества позволяют им успешно трудиться в сфере продаж: страховании, банках и туристическом бизнесе.

Какие ошибки допускают молодые учителя в начале свей преподавательской карьеры и как их избежать, вы узнаете из видео.

Читайте далее:

Специфика профессии

Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:

  • объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
  • контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
  • проверка классных и домашних работ;
  • консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
  • классное руководство;
  • проведение воспитательной работы с детьми;
  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
  • формирование личности ученика;
  • развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
  • объяснение текущих социальных событий и явлений;
  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
  • составление тематических и урочных планов;
  • оформление документации (журналов, отчетов).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • творческая работа, предполагающая постоянный рост;
  • возможность подработки репетиторством;
  • возможен неполный рабочий день;
  • радуют успехи учеников;
  • высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
  • длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
  • работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.

Минусы

  • невысокая зарплата в государственных школах;
  • нервная работа, требующая колоссального терпения;
  • подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
  • много общественной работы и ненужной писанины;
  • повторение одной и той же информации из года в год надоедает.

Место работы

  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
  • подготовительные курсы для дошкольников;
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
  • Российская академия образования;
  • городские и муниципальные учебно-методические центры;
  • репетиторская деятельность.
  • Личные качества
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • умение заинтересовать учеников, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.

22.06.2020 22.06.2020

Если вы хотите работать с детьми, не ограничиваясь строгими рамками школьной учебной программы, рассмотрите профессию педагога дополнительного образования. В этой статье расскажем, чем он занимается и где может работать.

Кто такой педагог дополнительного образования?

Педагог дополнительного образования — это преподаватель кружка или секции, который помогает ребёнку раскрыть свой талант и развить способности. У каждого педагога своя специализация — занятия танцами, спортивные секции или кружки творческой и познавательной направленности — ИЗО, лепка, робототехника, преподавание музыки.

Например, с преподавателем ИЗО и ДПИ дети на занятиях своими руками создают декоративные и прикладные изделия — рисуют на бумаге, ткани (батик), дереве, учатся делать декупаж, лепят.

Чем занимается педагог дополнительного образования?

Его задача — привить ребёнку стремление к самообразованию.

Педагог дополнительного образования:

  • Формирует группу учеников.
  • Составляет программу занятий на учебный год и план каждого урока. Следует им.
  • Под каждую группу подбирает свою методику преподавания. В кружке познавательной направленности для детей младшего школьного возраста занятия можно проводить в игровой форме. Для детей постарше организовывать, например, в форме викторины или дискуссии.
  • Выявляет творческие способности учеников — отмечает гибкость мысли, широту фантазии. Мотивирует детей, поощряя и отмечая их успехи и инициативность.
  • Организует конкурсы и выставки.
  • Подсказывает родителям учеников, как они могут помочь своему ребенку развить способности вне занятий. Например, участвовать в сторонних конкурсах, читать дополнительную литературу, посещать информационные ресурсы.

Плюсы и минусы профессии

Для чего стоит идти в профессию и какие сложности могут быть?

Плюсы:

  • Стабильная работа. Школы и детские сады работают десятилетиями. Их не закрывают из-за экономического кризиса.
  • Востребованная специальность. В 2020 году на hh.ru размещено более 650 вакансий на должность педагога дополнительного образования в государственных и частных образовательных учреждениях.
  • Педагог выбирает, с детьми какого возраста работать — например, с малышами или с подростками.
  • Возможность работать полный день или сокращенный. Гибкий график в зависимости от места трудоустройства.
  • Дополнительный заработок: можно преподавать в нескольких организациях и/или работать репетитором.
  • Профессия подходит тем, кто любит детей, но не хочет (или не может) идти в школу или детский сад на полный день.
  • Педагог дополнительного образования сам составляет учебную программу, может её менять в зависимости от интересов, успехов и потребностей группы.

Педагоги работают с детьми, поэтому минус профессии — это высокая ответственность и эмоциональное напряжение. В первые месяцы работы будет трудно действовать в ситуациях, связанных с проблемным поведением детей, недопониманиями в общении с коллегами и родителями. Чтобы научиться хорошо справляться с трудностями и правильно вести себя на работе, нужно время. Важно понимать это и не опускать руки, даже если поначалу многое идет не так, как хотелось бы.

Необходимые качества педагога дополнительного образования

Чтобы стать педагогом, недостаточно любить детей, чувствовать настроение каждого ребёнка и атмосферу в коллективе. Нужно быть терпеливым, сдержанным.

Педагог дополнительного образования ведет занятия не по основной учебной программе. Чтобы дети с удовольствием посещали занятия, важно уметь их заинтересовать, увлечь их своим предметом, быть лидером.

Например, педагог по ИЗО не просто обучает рисованию, он учит наблюдать за природой, человеком. На дополнительных занятиях, через творчество, ребенок учится раскрывать и выражать свою личность. Рисование может стать его увлечением на всю жизнь, его отдыхом.

Педагог работает детьми и их родителями. Обязательное качество — умение находить общий язык с разными людьми.

Важна компетентность — глубокие профессиональные знания в области преподаваемой дисциплины.

У педагога должно быть либо профильное образование по преподаваемому предмету, либо педагогическое с соответствующей специализацией. Педагогическое образование даёт широкий набор инструментов обучения и преимущество при трудоустройстве. Проще всего получить его в колледже — длительность обучения меньше, чем в вузе, и среднее профессиональное образование даёт много практических навыков. При устройстве на работу требований к стажу обычно нет.

Заработная плата

По данным портала Russia.trud.comпедагоги дополнительного образования, в зависимости от занятости и региона, зарабатывают от 13 000 до 50 000 руб. в месяц. Средняя зарплата по России составляет 20 000 — 30 000 руб. при полном рабочем дне. В Москве и Санкт-Петербурге педагоги дополнительного образования, работая полный день, получают 40 000 — 50 000 руб.

Востребованность профессии

Специалист с дипломом педагога дополнительного образования может работать в:

  • Школе.
  • Детском досуговом центре.
  • Центре дополнительного образования для детей или взрослых.
  • Государственном или частном детском саду.
  • Летнем или сезонном детском лагере.

Профессия даёт возможность работать репетитором.

В АНПОО «НСПК» вы получаете две специальности — диплом педагога дополнительного образования и диплом о переподготовке специалиста. Можно выбрать несколько организаций, где работать, что даёт больше возможностей для заработка. Дополнительная специализация поможет оставаться востребованным специалистом.

Что собой представляет профессия учителя ОБЖ

«Основы безопасности жизнедеятельности» – это учебный предмет, который содержит знания и умения, необходимые для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.

Это предмет о жизни, и в этом его преимущество над остальными предметами. Проведение ролевых и сюжетных игр, демонстрирование ситуаций с использованием цифровых технологий, дополнительных материалов и предметов, приглашение на урок профессионалов, которые разбираются в тонкостях безопасной жизни – врачей, пожарных, спасателей – на уроках ОБЖ основной фокус перенесен в сторону выполнения практических заданий для отработки конкретных навыков и умений.

Чтобы организовывать и успешно проводить такие уроки, учитель ОБЖ должен быть профессионально грамотным, лидером и примером для ребят. Он должен сочетать в своей деятельности математическую точность и творчество, уделять внимание самообразованию.

Существует мнение, что профессия учителя ОБЖ больше мужская, чем женская. Это связано с тем, что в 90-годы и в начале нулевых чётких требований к этой профессии не было. Учителями ОБЖ в основном устраивались работать бывшие военные. Действительно, среди преподавателей ОБЖ в общеобразовательных школах преобладали мужчины. Сейчас ситуация изменилась. По статистике, больше 50% учителей ОБЖ – женщины.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *