0

Проблемы ЖКХ и пути их решения

На сегодня определение жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг .

На современном этапе социально-экономических реформ проблемы стабилизации и повышения уровня и качества жизни населения стали центральными. От их решения во многом зависят направленность и темпы дальнейших преобразований, и, в конечном счете, политическая стабильность в обществе.

Сегодня ЖКХ в регионах испытывает трудности и сильно отстает от современных требований. Одна из основных причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением.

Управляющие компании создаются с целью совместного управления собственниками помещений недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого дома, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.

Управляющая компания осуществляет обслуживание жилого фонда. Ремонтная группа производит все работы, связанные по ремонту и обслуживанию квартир, подъездов, фасадов, крыш.

Таким образом, основными результатами работы управляющей компании являются техническое состояние жилищного фонда и удовлетворенность потребителей качеством жилищного обслуживания.

В настоящее время имеются рекомендации лишь по отдельным элементам системы контроля за деятельностью подрядчика, отсутствует методика контроля, определяющая процедуры полного цикла процесса контроля, осуществляемого управляющей компанией.

Определить управляющую компанию может инициативная категория жителей не ниже чем из 3-х человек многократно либо в основном живущих на этой местности и владеющих избирательным правом сформировывает организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания горожан по созданию органа ЖКХ- управляющей компании .

Информация о наличии организационного комитета доводится до сведения жителей через средства глобальной информации либо другим образом.

С этапа объявления последствий выборов управляющих компания считается созданной. Её дееспособность как юридического лица возникает с этапа государственной регистрации.

Если усматривается небольшое число жителей данной территории, то вместо органов могут быть избраны уполномоченные на то выборные лица управляющей компании (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае возложенные на него функции органа ЖКХ.

Совет микрорайона, сельского, поселкового округа или же любого населенного пункта может избираться исключительно на общем собрании или местном сходе конференции граждан или уполномоченных на то выборных лиц данной территории.

Управляющие компании в ЖКХ — это государственная особенность. Такового института нет ни в одном западном сообществе. Сообразно собственной организационной базе территориальное общественное самоуправление — наверное, наша российская, дооктябрьская организация — аграрная, фермерская, казачья, регионально-государственная .

Незаконченным считается вопрос разделения возможностей между органами местного самоуправления и управляющей компании сферы ЖКХ, а еще наделение организаций огромной зонами ответственности.

Потребность увеличения управления современных проблем ЖКХ, наилучшее хитросплетение административного влияния со стороны властных структур и самоорганизации граждан обусловливают надобность изучений развития и становления территориального общественного самоуправления будто общественного института и его значения в управлении ЖКХ.

В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который находится в запущенном состоянии. Такая ситуация требует особого внимания и соответствующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в ЖКХ.

Проводимая в стране реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) наглядно показывает, что основная цель — переложить бремя содержания своего жилища на собственника. Собственники квартир поручили управление своей собственностью постороннему лицу- дирекции единого заказчика, который самостоятельно выбирает тех подрядчиков, которые предоставляют те или иные работы или услуги, необходимые для нормального обслуживания дома.

При этом собственник самостоятельно платит приблизительно треть, а то и меньше реальных затрат, необходимых для содержания домовладения. Оставшуюся часть средств доплачивают из бюджета соответствующих уровней. Однако, лишь малая часть средств идёт на содержание домовладения .

Более сложен другой рынок, рынок жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Здесь главные игроки — жильцы (домохозяйства) и их коллективы или же владельцы недвижимости, риэлторы и те же девелоперы, приобретающие дома с целью сдачи их в аренду. Они покупатели услуг. Продавцы ЖКУ — частные, государственные или муниципальные компании из которых основные — естественные монополии. .

Немалые сложности проистекают из прав собственности. Самая простая схема — дома принадлежат индивидуальным собственникам (домохозяйствам). Но тогда, поскольку их много на рынке возникает асимметрия информации, неравенство сил между поставщиками услуг немногочисленными и легкоорганизуемыми и множеством покупателей услуг. Организации последних в какие-то структуры, способные отстаивать интересы жильцов, необходима, но затруднена .

Таким образом, можно сказать о том, что на сегодня проблема ЖКХ полностью лежит на плечах управляющих компаний, которые подчистую не соответствуют современному и сложному рынку.

Литература:

4. Атаманенко С. А. Настольная книга председателя и бухгалтера ТСЖ: должностные инструкции персонала ТСЖ, образцы организационно-правовых документов, годовой бюджет, тарифы и ставки, советы и рекомендации, делопроизводство ТСЖ/С. А. Атаманенко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.-356с.

Основные проблемы ЖКХ

Главная особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.

Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.

Проблемы ЖКХ

В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:

  1. Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
  2. Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
  3. Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
  4. Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
  5. Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
  6. Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
  7. Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
  8. Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.
  9. Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

    Растущие требования к современной инфраструктуре не соответствуют имеющимся мощностям устаревшей инженерной коммунальной системы.

  10. Дисбаланс потребностей и возможностей.
  11. Недостаточная конкуренция в сфере оказания коммунальных услуг, монополизация отдельных областей.
  12. Противоречивость правового регулирования отраслевого функционирования. Несовершенство нормативной базы в сфере поставщиков услуг.
  13. Проблемы отношений между заказчиками, подрядчиками и потребителями в правах, обязанностях сторон, системе взаимодействия.
  14. Незавершенность процесса приватизации недвижимости, препятствующая созданию ассоциаций собственников жилья.

Проблема качества коммунальных ресурсов

Качество коммунальных ресурсов. В настоящее время нет утвержденных требований к качеству коммунальных ресурсов. Это серьезный пробел в законодательстве, последствиями которого являются:

— затруднения при попытках обязать РСО производить перерасчет стоимости коммунального ресурса, приобретенного УО/ТСЖ с целью предоставления коммунальной услуги, в случае несоответствия качества коммунальной услуги установленным требованиям, поскольку РСО не предоставляет коммунальную услугу, а поставляет коммунальный ресурс, требования к качеству которого не установлены;

— невозможность предъявления претензий к качеству коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества МКД.

Проблема высоких расходов на администрирование в ЖКХ

Расходы на администрирование платежей потребителей в РСО по «прямым договорам». Очевидно, что переход на «прямые договоры» влечет за собой дополнительные расходы РСО на расчеты стоимости коммунальных услуг, перерасчеты, ведение лицевых счетов, изготовление и доставку квитанций потребителям, ведение претензионной работы, предъявление исков, участие в судебных заседаниях, взаимодействие с ФССП и т.д. и т.п.

Немаловажно отметить, что тарифы на коммунальные ресурсы утверждаются для РСО, то есть устанавливается единый тариф на территории деятельности соответствующей РСО. При этом в отношении каждого МКД принимаются индивидуальные решения по переходу на «прямые договоры», что затрудняет учет дополнительных расходов в тарифах: собственники помещений части домов могут получать коммунальные услуги от РСО по «прямым договорам», а часть — по договорам с УО/ТСЖ.

Однако, тариф для потребителей на территории деятельности одной РСО должен быть одинаков и для потребителей, получающих коммунальные услуги от РСО, и для потребителей, получающих коммунальные услуги от УО/ТСЖ.

При этом важно отметить, что действующее законодательство РФ предусматривает возможность перехода на «прямой договор» вопреки воле РСО (по решению собственников). И если при переходе на «прямой договор» по инициативе самой РСО орган тарифного регулирования мог отказать в учете расходов РСО на администрирование платежей в составе тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, мотивируя свой отказ добровольным переходом РСО на «прямой договор», то в случае заключения «прямого договора» по инициативе собственников отказ от учета дополнительных расходов в составе тарифа представляется немотивированным.

Проблема расчетов потребления коммунальных ресурсов

Расчет объема фактически потребленных коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества. С 01.01.2017 в состав платы за содержание жилья включена плата «за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», с 10 августа 2017 года называемые также «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».

При этом до настоящего времени прямо не установлен порядок расчета объема этих коммунальных ресурсов, в том числе нет прямого указания, что, например, объем таких коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается в порядке, утвержденном для расчета объема коммунальных услуг на общедомовые нужды

В настоящее время есть необходимости системного научного осмысления и анализа накопленных практических результатов функционирования жилищно-коммунального комплекса в РФ в целом и в регионах в частности за прошедшие периоды преобразований ЖКХ, начиная от экономических реформ начала 90-х прошлого века, реформ ЖКХ и заданных условий существования отрасли в условиях кризиса конца 90-х, предложенной модели реформирования и модернизации ЖКХ нулевых и принятия нового Жилищного Кодекса, функционирования отрасли в «тучные» годы, а так же острая потребность выявления ключевых рисков развития подотраслей ЖКХ в новых условиях российской экономики. Так же в полной мере, все вышесказанное подтверждает необходимость постановки вопроса о том, каковы должны быть государственные, региональные и муниципальные финансово-бюджетные и налоговые условия, а также правовое регулирование в рамках проводимой государством бюджетной, налоговой, денежнокредитной и тарифной политики, для устойчивого функционирования подотраслей ЖКХ и формирования инвестиционно-кредитных механизмов и систем для отрасли.

Основными проблемами жилищно-коммунального хозяйства на сегодняшний день являются: разрывы финансовых потоков в жилищно-коммунальном хозяйстве, отражающиеся в неплатежах между различными экономическими агентами, участвующими в ресурсо- и энергоснабжении жилищно-коммунальной сферы и оказании коммунальных услуг; наличие сформированной экономико-правовой модели жилищно-коммунального хозяйства, по сути являющейся отраслевой экономикой со снижающейся деловой активностью, что подтверждается тем, что объем чистых внутренних инвестиций меньше нуля, то есть валовой объем чистых внутренних инвестиций в отрасли меньше общей суммы амортизационных отчислений, при этом сама модель с экономической точки зрения является неустойчивой; попытки генерации и законодательного закрепления дискриминационных, нелинейных систем ценообразования, с системами штрафов и пеней, нормативами потребления, связанных с монопольным и локально монопольным положением тех или иных экономических агентов, осуществляющих ресурсоснабжение, приводящие к ухудшению общих финансово-экономических показателей для национальной экономики в целом; дилемма перевода простого воспроизводства в отрасли в расширенное; а так же воспроизводство отраслью старых советских, вернее, позднесоветских экономических моделей жилищно-коммунального хозяйства, так как определенный тип институтов создает зависимость от предшествующего развития.

Современные методологические подходы к управлению проектами в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) развивают лишь отдельные направления отрасли, уделяя недостаточное внимание разработке и реализации концепции перехода ЖКХ на инновационную модель развития и использования системы управления проектами для повышения качества коммунального обслуживания населения в исследуемой сфере.

Энергоэффективность – это вектор, который должен объединить всех участников рынка энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Нормативная база энергоэффективности, по мнению экспертов, уже вполне действующая, хотя и требует доработки. При этом не меньше, чем законодательные и финансовые рычаги этой сфере нужен общественный заказ, иными словами, поддержка общества.

Задача повышения энергоэффективности была и остается в числе наиболее актуальных задач российской экономики и одним из приоритетов государственной политики. Более того, сегодня энергосбережение выступает в качестве одного из основных антикризисных инструментов (мер), а энергоэффективность прописана в качестве обязательной характеристики большинства инновационных технологий и материалов.

С 2013 года в законодательстве РФ предусмотрен механизм по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций и обновлению коммунального имущества, замысел которого состоял в развитии конкуренции в отрасли и исхода из нее государства (муниципалитетов). Он заключается в том, что если передаваемые хозяйствующему субъекту по торгам государственные или муниципальные объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении соответствующих торгов, то в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение. Однако на сегодняшний день во многих регионах РФ ситуация выглядит таким образом, что в отношении муниципальных объектов теплоснабжения (котельных, тепловых сетей и т.д.), водоснабжения и водоотведения (скважины, водопроводы, канализация и т.д.), введенных в эксплуатацию более 20-30 лет назад и находящихся зачастую в неудовлетворительном техническом состоянии, органы местного самоуправления институт концессии почти не применяют. Причины вышеуказанных проблем кроются в том, что частные инвесторы не приходят на рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства в территории, коими являются многие отдаленные районы и поселения, поскольку условия для привлечения инвестиций отсутствуют. Вместе с тем, у местных администраций, зачастую, просто отсутствуют ресурсы на проведение оценки имущества и постановку его на учет для последующего выставления на «концессионные торги». Потому продолжает оставаться распространенной практика, когда в отношении находящихся в муниципальной собственности объектов ЖКХ между органами местного самоуправления и учрежденными ими муниципальными унитарными предприятиями (либо муниципальными казенными учреждениями) подписываются акты о передаче имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, с которыми последние впоследствии обращаются в органы тарифного регулирования за установлением тарифа.

Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать следующие, основные выводы:

— в российской экономике сфера ЖКХ всегда была одной из наиболее значимых отраслей. Однако, ее современное состояние требует безотлагательного проведения рыночных реформ, проведения комплексной модернизации сетевой и институциональной инфраструктуры и повышения качества ЖКУ. Приоритетные направления, пути и методические подходы реализации этого процесса определены в Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы»;

— сфера ЖКУ функционирует в условиях системного кризиса, причиной которого является низкая управляемость происходящими в нем процессами, не реализуемостью направлений по реформированию, низким уровнем конкуренции на рынке ЖКУ, концентрацией крупных УК на локальных муниципальных рынках. Одним из путей решения проблемы служит развитие сотрудничества органов государственной и муниципальной власти и бизнеса в рамках различных форм частногосударственного партнерства. Для эффективной реализации данного направления реформ следует преодолеть барьеры, связанные с формированием экономических принципов разделения полномочий партнеров; разработкой реальных форм государственной поддержки частных коммунальных предприятий; развитием бизнес-структур в сфере ЖКУ, создаваемых на условиях ЧГП.

Просмотров 875

Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *