0

Приемочная или приемная комиссия как правильно

Функции и обязанности

Приёмочные комиссии создаются в интересах заказчика для определения соответствия выполненных работ и поставленных товаров характеристикам, заявленным в контракте.

При возможных разногласиях с исполнителями они формируют доказательную базу, позволяющую заказчику отстоять свои интересы.

При этом приемочная комиссия заказчика по 44-ФЗ обязана:

  • обеспечивать приёмку товаров и работ в сотрудничестве с контрактной службой или контрактным управляющим;
  • осуществлять экспертизу своими силами или ориентируясь на экспертную оценку специалистов;
  • приходить к конкретным выводам касательно соответствия поставленной продукции контрактным условиям;
  • выносить обоснованные и прозрачные решения.

Если приёмочный процесс осуществляется с нарушениями, то это чревато для должностных лиц ответственностью в соответствии со статьями КоАПа.

Например, отсутствие документов о приёмке закупочных объектов или мотивированного отказа от визирования подобной документации грозит ответственным лицам административным штрафом до 20000 руб. Подобные штрафные санкции налагаются и при несоблюдении требования проведения экспертизы товаров и услуг.

Состав

Если заказчиком создаётся приёмная комиссия, то закон предписывает, чтобы в её составе присутствовало минимум 5 человек.

Требования к их профессионализму не уточняются, но ожидаемые от них результаты подразумевают наличие необходимой компетенции в сфере поставляемых товаров, работ, услуг. Исходя из этого, у них должны присутствовать соответствующее образование, значимые стаж работы по специальности и опыт проведения экспертиз.

Согласно сложившейся практике, количество специалистов соответствующей квалификации должно насчитывать не менее половины от общей численности членов комиссии.

Зато законом чётко указывается, кто не имеет права участвовать в деятельности приёмочной комиссии. Запрет относится к:

  • сотрудникам заказчика, которые принимают участие в экспертизе;
  • лицам, обладающим личной заинтересованностью в закупках;
  • прочим участникам закупочных процедур, подавшим заявки на участие в них;
  • приглашённым экспертам;
  • сотрудникам контролирующих органов;
  • лицам, состоящим с руководителем заказчика в родственных отношениях;
  • сотрудникам возможных участников торговых процедур.

Зачем создают

По требованию 44-ФЗ, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок для работы по рассмотрению заявок, поступивших от участников во время проведения той или иной закупочной процедуры. Такая группа людей является коллегиальным органом. Организовывать ее требуется для всех процедур, кроме госзакупок у единственного поставщика.

ВАЖНО! Не путайте ее с контрактной службой. Комиссия не организовывает всю процедуру, а занимается только рассмотрением поступивших предложений, ее члены не обязательно работают в контрактной службе. Главное — наличие компетенций и знаний, которые помогут корректно выбрать победителя.

Выделяют такие виды:

  • конкурсная (при проведении различных конкурсов, в т. ч. и электронных);
  • аукционная (для осуществления аукционов);
  • котировочная комиссия формируется заказчиком для проведения запроса котировок, в т. ч. и электронных;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений, в т. ч. и электронных;
  • единая комиссия по осуществлению закупок создается заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в закупочных процедурах, в т. ч. и электронных.

Если заказчик проводит торги, не отличающиеся какой-либо спецификацией, то целесообразно создать единый коллегиальный орган. А если закупаете специфический товар, который требует специальных познаний, создавайте ее для проведения конкретной процедуры, а в состав включите специалистов или экспертов в нужной области.

Инструкция по созданию

Закон рекомендует, но не обязывает заказчика создавать приёмочную комиссию. 44-ФЗ даёт заказчику право решать самому, осуществлять ли приёмку единолично или же коллегиально.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии ему придётся предпринять шаги, определяемые 44-ФЗ.

Должен быть издан специальный приказ, который обозначает:

  • состав приёмочной комиссии по 44-ФЗ;
  • полномочия членов комиссии;
  • способ объявления о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии;
  • их регламент;
  • запрещение голосовать заочно и передавать свои полномочии другим лицам;
  • перечнь прав, обязанностей и ответственности членов приёмочной комиссии по 44-ФЗ;
  • условия, позволяющие провести обновление состава комиссии, и сроки проведения;
  • наделение приёмочной комиссии правом принимать результаты деятельности подрядчиков при своевременном устранении ими выявленных недочётов.

Хотя форма приказа законодательно не установлена, тем не менее он обязан быть исполнен на фирменном бланке, скреплён печатью и завизирован необходимыми подписями.

Как организовать

Заказчик оформляет решение создать коллегиальный орган приказом в произвольной форме. При составлении указывайте вид, данные председателя и всех лиц, которые входят в ее состав.

Скачать

ВАЖНО! По правилам замена члена комиссии осуществляется по решению заказчика, который принял решение о ее создании.

В обязательном порядке заказчик устанавливает порядок работы такого органа. Он устанавливается отдельным документом — положением о работе. Целесообразно в нем определить сроки, место проведения заседаний, порядок рассмотрения заявок, порядок уведомления членов о проведении такого рода заседаний, их права и обязанности и ответственность.

Скачать

Другие закупочные группы

Приемочная комиссия заказчика по 44 ФЗ создается в целях организации приемки товаров (работ или услуг). Создавать ее необязательно, но если имеется такая необходимость, то решение о создании принимается заказчиком самостоятельно в целях организации надлежащей приемки товара в рамках исполнения контракта. В составе не менее пяти человек.

Решение о создании оформляется изданием приказа в произвольной форме на бумажном носителе. Рекомендуется разработать специальный документ, закрепляющий всю организацию приемки товара, с образцами документов, которые подписываются в процессе, чаще всего акт приема-передачи.

Разработка положений

Поскольку положение о приемочной комиссии и проведении экспертизы по 44-ФЗ не входит в перечень обязательных документов, его функции часто выполняет специальный приказ, о котором говорилось выше. Однако для того, чтобы разгрузить этот документ от излишней информации, зачастую параллельно ему формируется положение о приёмочной комиссии, в которое вносятся все перечисленные выше необходимые сведения.

При этом подразумевается, что данное положение действует только в пределах сроков действия приказа и без него не имеет никакой силы.

П. 3 ст. 94 44-ФЗ обязывает заказчика для верификации предусмотренных контрактом результатов поставок осуществить экспертизу. При этом он волен обеспечить её проведение либо собственным силами, либо с помощью экспертов со стороны, что вносится в положение о проведении экспертизы по 44-ФЗ. Здесь же содержится ссылка на п. 4.1 ст. 94 44-ФЗ, в котором указываются условия для обязательного привлечения внешних экспертов, как, к примеру, при проведении сделок с единственным поставщиком или при поставках технологически сложного закупочного объекта.

Но 44-ФЗ также перечисляет ситуации, не требующие заключения экспертов. От него освобождаются:

  • услуги экспертов;
  • приобретение проектной документации в сфере капстроительства;
  • закупки естественных монополий;
  • закупки, организованные вышестоящими организациями;
  • мобилизационные работы;
  • малые закупки стоимостью до 300000 руб.

Приёмка заказчиком обозначенных в контракте товаров, работ, услуг — дело хлопотное, ответственное и несвободное от возможных конфликтных ситуаций. Грамотно созданная приемочная комиссия по 44-ФЗ способна ввести этот процесс спокойное русло узаконенных отношений между всеми сторонами закупочного процесса.

Экспертиза

Экспертиза результатов (ст. 94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок”) – часть приемочного процесса.

Обязательно проводится сразу после выполнения обязательств по контракту подрядчиком или поставщиком.

Могут подключаться к работе внутренние сотрудники компании или сторонние эксперты, что дает возможность увидеться заказчику качественное исполнение контракта либо выявить брак, несоответствие товара требованиям.

Способ проведения экспертизы (внешний, внутренний) зависит от ситуации: своими силами или с привлечением экспертов.

Заказчику выгодно привлечь специалистов со стороны, если речь идет о разовой гос. закупке продукции у одного поставщика.

Например, с целью устранения последствий аварии, шторма, ураганы или при закупках произведений искусств, литературы, культурных ценностей. Внутренняя экспертиза обычно проводится собственными силами, если заказчик совершает закупки ежедневно.

Ответственный сотрудник за экспертизу принимает, подписывает акт или накладную о приемке товара. Заносит результаты в отдельный документ.

Приемочная комиссия, нужно ли создавать?

Согласно ст. 94 ФЗ №44 комиссия создается из 5- 6 человек (лучше – четное количество во избежание отсутствия решающего большинства при разделении голосов на «за” и «против”) из числа компетентных сотрудников организации, разбирающихся в вопросах качества подлежащего товара приемке.

В обязанности входит:

  • разобрать по полочкам результаты проведенной экспертизы исполнения контракта;
  • принять решение о приемке/не приемке товара или услуги.

При положительном вердикте заказчик:

  • делает заключение, что товар вполне соответствует условиям контракта;
  • подписывает акт приемки или накладную;
  • ставит свою подпись совместно с руководителем учреждения, членами комиссии.

Закон не обязывает создавать комиссию.

В большинстве случаев заказчики обходятся без нее, назначая для проведения приемки уполномоченного сотрудника по приказу.

На основании ч. 6 ст. 9 ФЗ-44 может издавать приказ о формировании комиссии, утверждать положение о работе, особенно при приеме технически сложного товара или разовых гос. закупках, чтобы зафиксировать факт приемки культурных ценностей, произведений литературы и искусства, изделий НХП.

Также закупок, связанных с УИС или химическими, физическими исследования с поведением в условиях лаборатории.

На крупных предприятиях собственная приемочная комиссия создается в каждом подразделении. При отсутствии подразделений и небольшом штате может быть оформлена единая комиссия в составе из 1-2 сотрудников с профильным образованием по отношению к проводимой закупке.

Комиссия утверждается на основании специального приказа.

Внимание!

Комиссия может быть оформлена из сотрудников со стороны поставщика и заказчика.

Контрактники или косвенно заинтересованные лица в приемке результатов исполнения контракта не могут входить в состав.

Этапы приемки

Приемку на соответствие товара требованиям качества и безопасности, прописанным в заключенном контракте можно разделить на несколько этапов:

Формирование комиссии.

Проверка сопроводительных документов (имеются ли в наличии товарные накладные, акты приема-передачи, сертификаты, инструкции, счета-фактуры, гарантийные паспорта). Если таковые на товар отсутствуют, то уполномоченное лицо составляет акт рекламации, прописывает срок предоставления недостающих документов.

Сверка объема, количества, ассортимента товара по сопроводительным документам. Здесь 2 варианта развития событий: поставленный товар полностью совпадает с количеством и комплектностью, обозначенными в контракте.

Уполномоченный представитель заказчика подписывает сопроводительный документ и приемка продолжается.

Если товар не соответствует условиям, выявлен заводской брак или скрытые дефекты, то факт фиксируется. Составляется претензия, передается в руки представителя поставщика (исполнителя, подрядчика) либо перенаправляется заказным письмом.

Проведение сплошной/частичной проверки.

  • Назначение экспертизы с оформлением ее результатов в виде заключения.
  • Приемка проводится в отношении каждой единицы представленного товара, независимо от того какая поставка: полная или частичная.
  • По требованиям действующего законодательства важно провести хотя бы в 2 этапа:
  • Выявить степень соответствия наименований поставленного товара условиям из контракта.

Провести экспертизу на соответствие товара (услуги) техническим, химическим, физическим данным, обозначенным в контракте. Здесь уже привлекаются внешние эксперты с профильным образованием, заинтересованные в качественном проведении закупки.

Справка!

Порядок приемки прописывается в условиях контракта заранее. Возможно, требуется проведение особой процедуры, если поставляется технически сложный товар. Некоторые заказчики действуют по утвержденным формам или перечню требований о приемке товара с учетом правил и принципов реализации.

Как проводится процедура

Цель приемки товара/услуги – проверить срок годности, целостность, однородность партии, наличие или отсутствие брака. В целом – качество товара, сопоставимое с отраженными требованиями в контракте.

Механизм описан в ст. 94 № 44-ФЗ.

Однако, нельзя путать с порядком оприходования товара. Так завхоз не может подписать накладную, если принимается технически сложный товар. Возникает необходимость в создании приемочной комиссии, проведения экспертизы.

Если заказчик проводит процесс без привлечения внешних экспертов ,то алгоритм действий следующий:

  • Принимается решение о формировании/не формировании комиссии.
  • Назначается уполномоченный сотрудник, ответственный за приемку (если решено проводить собственными силами).
  • Издается соответствующий приказ с описанием должностных инструкций, обязанностей.
  • Проверяются сопроводительные документы (накладные, гарантийные и технические паспорта, сертификаты качества, акты приема-передачи), предоставленные с товаром от поставщика.
  • Составляется акт рекламации с обозначением срока предоставления документов, если некоторые из них отсутствуют.
  • Проводится приемка продукции по комплектации, количеству, ассортименту.
  • Составляется акт приемки или претензионное письмо с мотивированным отказом при выявлении несоответствий товара с указанными сведениями в документации.
  • Назначается выборочная или сплошная экспертиза, чтобы проверить одну/несколько партий поставленных товаров в случае выявления несоответствия их единицы к требованиям по качеству.
  • Составляется заключение по итогам, прикрепляется к акту приемки.

Справка!

В случае отказа от приемки товара заказчик обязан направить поставщику мотивированный письменный отказ. В противном случае предусматривается штраф в размере 20000 руб.

Просрочка поставки

Согласно условиям Федеральной антимонопольной службы просрочка начинает исчисляться со следующего дня, идущего за последним днем поставки.

Если товар соответствует требованиям контракта и это установлено проведенной экспертизой, то дни просрочки за даты получения экспертного заключения не учитываются. Ведь по закону так нарушаются права исполнителя.

Если поставленный товар действительно не соответствует техническим, химическим и физическим критериям, зафиксированным в контракте, а факт установлен проведенной экспертизой, то начинает идти просрочка.

До тех пор, пока исполнитель не исправит допущенные ошибки, не реализует условия контракта в полном объеме.

Заказчик не закрывает сделку

Бывает, что заказчик недоволен результатами исполнения контракта, не подписывает документ о приемке.

В этом случае он должен перенаправить поставщику мотивированный отказ с перечислением конкретных нарушений, не дающих возможность принять услугу (товар). Например, исполнитель оказывает услугу по обработке помещений.

По контракту должен уведомить в письменном виде о начале проведения процедуры. Но не сделал этого на одном из объектов.

Заказчик отказывается принимать, посчитав работу непроизведенной.

Заказчик должен отправить письмо раньше срока, отведенного на приемку результата выполнения контракта.

Это даст возможность поставщику быстро устранить выявленные нарушения. Другая ситуация, когда заказчик не перенаправляет письмо.

Тогда поставщик вправе написать претензию, в частности при несогласии с выводами заказчика о нарушениях с изложением обстоятельств и фактов по делу.

Если ответной реакции не последует, то остается одна дорога для решения проблемы – в Арбитраж.

Если заказчик принимает товар, но не желает оплачивать по истечении 30 дней с момента подписания документа о приемке, то согласно ст. 34 44-ФЗ (пункт 5) подвергается выплате неустойки.

Поставщик пишет претензию.

Если и после этого оплата не поступает, то обязать заказчика можно только через суд.

Конечно, всегда лучше решать конфликты в досудебном порядке, т.к. договариваться. Если не получается, то поставщик может составить обращение в ОНФ, отделение «За честные закупки” или аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в своем регионе. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитраж.

Новые изменения

С 1. 01. 2020г можно проводить приемку товара, составлять и подписывать документы онлайн в электронном формате за счет ЕИС (Единая информационная система). Цифровая подпись будет считаться юридически значимой, равно как и поставленная собственноручно на бумаге.

Для осуществления документооборота с помощью ЕИС стороны сделки составляют контракт по иному, дополняют его пунктами:

  • возможность получения партии товара в электронном формате;
  • обмен документами, подписанными цифровой подписью;
  • принятие счетов-фактур, корректировочных и передаточных бумаг (первичных учетных документов) онлайн.

Теперь заказчик и поставщик могут обмениваться документами в подтверждение факта приемки-передачи товара на удобной площадке.

Достаточно найти в реестре действующие текущие контракты на стадии исполнения, зайти в пункт «о формировании документов о приемке товара и услуг в электронной форме” и провести приемку по всем правилам ФЗ-44.

Шаблоны документов по 44-ФЗ

Инструкция о порядке приемки продукции по качеству

Инструкция о порядке приемки продукции по количеству

Шаблон пункта контракта об ответственности за неисполнение контракта.

Образец заключения проведения экспертизы результатов исполнения контракта

Шаблон акта приемки товара, работы, услуги по 44-ФЗ

Шаблон Положения о приемочной комиссии и экспертизе

Ссылки на официальные документы

Статья написана на основании положений 44 ФЗ, в редакции от 27.02.2020.

Текст закона доступен в системе Консультант: www.consultant.ru

Приемка товара по 44-фз судебная практика

Обзор применения законодательства российскими судами в сфере закупки товаров по контрактной системе, вы можете скачать .

Дополнительно обзор судебной практики за 4 квартал 2019,

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *