0

Правила водоснабжения и водоотведения: расчет баланса + нормы подачи и расхода воды

Постановление Правительства 776 и законодательные нормы

Постановлением определяется, что при наличии счётчика сбор информации ГВС и ХВС производится либо абонентом, либо транзитной организацией (при отсутствии договора с водоснабженцем, который менял бы это правило). Также учитывается тепловая энергия, затраченная на подогрев горячей воды. Правила гласят, что:

  1. Абонент (транзитная организация) должны предоставить водоснабжающей организации сведения о показании водомеров за прошлый месяц до конца 2-го числа следующего месяца. При наличии запроса сведений о текущих показаниях абоненту даётся на это 2 рабочих дня. Информация передаётся доступным подтверждаемым способом. При этом удобно, если водосчётчик технически оснащён модулями для телеметрической дистанционной и автоматической передачи данных.
  2. На абонента накладываются обязательства обеспечить доступ к водомеру для проверки представителей водоснабжающей организации или, по их указанию, представителям другой организации.
  3. Если во время проверки обнаруживаются расхождения между подаваемыми данными и реальными, то составляется Акт сверки, на котором должен поставить подпись и абонент (или его представитель).
    • При несогласии с содержанием акта, этот факт вписывается в документ. После чего на документе делается отметка «Ознакомлен». Уже с этой отметкой потребителю снова предлагают поставить подпись.
    • При полном и категорическом отказе потребителя оставлять свою подпись, на акте делается отметка «От подписи отказался».
      Для того чтобы Акт стал основанием для перерасчёта сумм оплаты, достаточно подписи представителя водоснабжающей компании.
  4. Снабженец может контролировать потребителей с помощью параллельных счётчиков. Допускается и обратный контроль снабжающей компании со стороны потребителей или транзитной организации, однако в любом случае об установке параллельных устройств нужно уведомить вторую сторону договора. А эта сторона должна обеспечить беспрепятственный доступ к водосчётчику. В расчёт принимаются данные за месяц и более и не учитывается допустимая погрешность измерения.
  5. Если данные приборов (основного и контрольного) расходятся, то лицо, установившее параллельный водомер, вправе потребовать внеочередную поверку. Если основной счётчик неисправен или срываются сроки предоставления информации, то показания именно контрольного прибора принимаются во внимание при коммерческих расчётах.

Правила предусматривают коммерческую регистрацию водорасхода и в случае отсутствия счётчика, его неисправности или нарушений сроков предоставления информации о показаниях более полугода. (Однако 6-месячное ограничение не действует, если пользователь предварительно уведомил водоснабженца о временной приостановке водопотребления). При расчёте потребления «без счётчика» действуют следующие методы и параметры:

  1. Метод оценки пропускной способности коммуникационных устройств, где в качестве расчётных величин берутся:
    • полное сечение в месте подключения к системе централизованного водоснабжения,
    • круглосуточный поток,
    • скорость 1,2 м/сек.
      Метод применяется:
    • Когда происходит самовольное присоединение к центральным системам ХВС и ГВС. Период считается со дня предыдущей проверки централизованной системы до дня устранения самовольного подключения, но не более 3 лет. Был предусмотрен вариант «явки с повинной», но срок возможности воспользоваться им истёк через год, после вступления в силу Правил.
    • Спустя 60 дней с момента выхода из строя водосчётчика, получения уведомления о необходимости его установки от поставщика ХВС и ГВС или истечения срока межповерочного интервала.
  2. Метод среднерасчётного за период (месяц, сутки, час) количества воды. За основу берутся показания прибора за последний год или (если водомер проработал меньше) за фактический период. При этом, если водомер проработал меньше 60 дней, то этот метод вообще не применяется.
  3. Метод гарантированного объёма водообеспечения, который применяется при отсутствии водомера, если не действуют предыдущие правила. Гарантированный объём закрепляется в договорах.
  4. Если размещение узла водоучёта не соответствует месту разделения эксплуатационной ответственности организаций по ХВС, ГВС, то расчёт производится с учётом водопотерь от границы ответственности до места установки водосчётчика.

Установку приборов водоучёта законодательно предусматривает в обязательном порядке. ПП РФ № 354 устанавливает требование, по которому учет воды в многоквартирном доме проводится посредством установки общедомовых расходомеров, по показаниям который и производится оплата ресурсов потребителями.

В многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачиваются коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, прямо пропорционально площади, занятой собственниками, – ОДН. Предполагается, что никаких начислений сверх объёма, указанного в показаниях общедомового водомера, производиться не должно.

Существует статистика за периоды, когда управляющая компания уже установила общедомовые расходомеры, однако расчёт в многоквартирном доме производился по нормативам. Данные этой статистики показывают, что в таком случае реальный расход водоресурса был на 10-12% выше, чем предусматривался в нормах водопотребления. Жители домов не стремятся экономить без установления прямой взаимосвязи между потреблением и оплатой. Однако при введении оплаты по счётчикам и с установкой общедомовых, индивидуальных расходомеров, менялся и режим потребления: повышался самоконтроль, устанавливались экономители (http://water-save.com/) В итоге общий реальных водорасход по показаниям (по сравнению с предыдущим периодом) снижался на 40-45%.

Организация коммерческого учета воды и сточных вод

Коммерческий учет воды подразумевает расчет платы за транспортируемую воду, которую получают, либо подают по договорам водоснабжения.

Коммерческий учет сточных вод — это контроль воды, которая была сброшена, либо собрана по договорам, заключенным с организациями, работающими в сфере водоснабжения или водоотведения.

Организация коммерческого учета воды и сточных вод в той части, которая не урегулирована жилищным законодательством Российской Федерации, регламентируется «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Согласно этим Правилам, абоненты или организации, эксплуатирующие водопроводные или канализационные сети и оказывающие услуги по транспортировке воды или сточных вод, обязаны вести коммерческий учет. За исключением случаев, когда условиями договоров водоснабжения или договоров по транспортировке воды предусмотрено иное.

Эти же Правила предусматривают, что организация коммерческого учета воды и сточных вод должна соответствовать требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Требования к средствам и методам измерений утверждены Федеральным законом от 26.06.208 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

К применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. ст. 9. п. 1, ст.12. п.1 102-ФЗ

Уменьшение расходов с помощью АСКУВ

Рост тарифов на энергоресурсы приводит к необходимости повышения эффективности их использования. Достоверный учет энергоресурсов позволяет не только рационально их использовать, но и снижать платежи за их потребление.

Основным залогом достоверного учета является использование телематических систем, позволяющих дистанционно и вовремя передавать показания о потреблении, а также своевременно отслеживать неполадки в системе.

Смотрите систему автоматизированного коммерческого учета «СТРИЖ»

Ранее на сайте АКАТО была размещена статья, содержащая разъяснения порядка определения количества постоянно и временно проживающих граждан для целей расчета размера платы за коммунальные услуги (далее — КУ) при отсутствии приборов учета. В связи с поступлением в АКАТО большого числа вопросов по порядку расчета размера платы за КУ для собственников нежилых помещений, не оборудованных приборами учета, публикуем дополнительные разъяснения.

Применение расчетных способов

Необходимо отметить, что выбор конкретного расчетного способа определения объема потребления коммунального ресурса для каждого конкретного случая необходимо согласовывать с соответствующей ресурсоснабжающей организацией и фиксировать достигнутые договоренности в соответствующих договорах.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, потребленную в нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, рассчитывается как произведение потребленного объема коммунального ресурса, определенного расчетным способом, на тариф на указанный коммунальный ресурс, установленный органом государственной власти субъекта РФ для соответствующей категории потребителей.

Ведение документации водоучёта

Для определения объёма (количества) воды, забираемой из систем водоснабжения или водных объектов, применяется Форма 1.2 – журнал водоучёта средствами измерений, которая заполняется ежедневно. Эта же форма в бумажном и электронном виде используется при оборотном и повторно-последовательном водоснабжении.

Во второй графе вносятся данные водоизмерительной аппаратуры:

  • С наличием суммирующего устройства – предыдущие и последующие показания в тыс. куб., а их разница – в четвёртую колонку.
  • С регистрирующим вторичным устройством – порядковый номер диаграммы вторичного прибора. В четвёртую колонку – суточный водорасход в м3 (после планиметрирования).
  • С показывающим устройством – в числителе проставляются разовые данные, снятые со вторичного прибора, в знаменателе – величина водорасходов в м3/час. В четвёртую колонку заносится ежесуточный водорасход, который равен произведению среднечасового расхода и количества часов работы водомера.

Промежуточные итоговые значение сносятся раз в месяц, квартал и год.

На предприятиях (участках), не оснащённых водоизмерительными расходомерами, в порядке исключения применяется Форма 1.6 – журнал учета расхода воды, образец которого расположен ниже:

Ведётся он уполномоченными руководством лицами в бумажном и электроном виде, а достоверность данных – проверяться другим должностным лицом с заверением подтверждающей подписью. Расчёты производятся следующим образом:

  • При водоучёте по удельному расходу электроэнергии. За основу берётся энергия, затраченная на перекачку 1м3. Показатель графы 3, где вписывается общий электроэнергорасход по периодам, делиться на данные графы 2 с занесением в четвёртую.
  • При водоучёте по времени (количеству часов) работы насосов, а также их производительности, определяемой по данным эксплуатационных характеристик. Здесь с указанием времени включения/ выключения насосов данные снимают с кривой Q = f(H). За основу берётся величина полного напора.
  • При контроле по количеству продукции графа 2 заполняется числом, определяющим количество водоресурса, потраченного на единицу продукции. А суточный объём (вносится в графу 4) определяется произведением граф 2 и 3.

Затраты на водопотребление в офисе организации признаются управленческими расходами. Управленческие расходы на воду в налоговом учете производственной организации отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Услуги по водоснабжению и отведению в офисном здании входят в состав материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Как зарегистрировать счётчик

Перед тем, как поставить на учет счетчики воды, нужно обратиться с заявлением в районную ДЕЗ, ЖЭК или управляющую компанию для проведения монтажных работ. (Нередко компании берут на себя и функции по регистрации расходомеров в государственных учреждениях). На основании пакета документов, ДЕЗ должна оформить Акт о приёме водосчётчика в эксплуатацию.

Для заключения договора потребитель обращается в ЕИРЦ (Единый информационно-расчётный центр). Постановка счетчиков воды на учет производится при наличии следующих документов:

  • договор, заключенный с сервисной организацией, устанавливающей водомер (не обязателен при самостоятельной установке),
  • акт приёма работ,
  • акт ввода в эксплуатацию (3 экземпляра);
  • паспорта на горячий и холодный водосчётчики, где указаны серийный номер, дата производства, межповерочный интервал.

Последующие взаиморасчёты по введению данных ХВС и ГВС можно вести через Интернет-портал госуслуг (например, для Москвы это pgu.mos.ru). Однако для подачи первичных показаний всё равно необходимо разово обратиться в Центр учёта воды (Центры госуслуг), где есть возможность сразу зарегистрировать аккаунт пользователя для последующей передачи данных в «личном кабинете» ресурса.

Читайте далее

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *