0

ПП РФ № 273 от 8.05.2007 г. Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2007 г. N 273

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ

ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 191.1, 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить:

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2;

методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, согласно приложению N 3;

таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.

2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации до 1 июля 2007 г. представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся такс для исчисления размера ущерба и методики исчисления размера вреда в случаях причинения вреда лесам, не предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 22, ст. 2236).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Приложение N 1

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

от 8 мая 2007 г. N 273

ТАКСЫ

ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ИЛИ НЕ ОТНЕСЕННЫМ

К ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ДЕРЕВЬЯМ, КУСТАРНИКАМ И ЛИАНАМ

ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ КОТОРЫХ ДОПУСКАЕТСЯ

Вид нарушения

Размер ущерба

I. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям

1. Незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:

деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более

деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см

50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов

50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов

каждый куст хвойных пород

каждый куст и каждая лиана лиственных пород

10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 16 см основной лесообразующей хвойной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов

10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 20 см основной лесообразующей лиственной породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов

2. Повреждение, не влекущее прекращения роста следующих деревьев, кустарников и лиан:

деревья хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более

деревья хвойных пород, не достигшие диаметра ствола 12 см, и деревья лиственных пород, не достигшие диаметра ствола 16 см

10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов

10-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и деревьев лиственных пород с диаметром ствола 16 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов

каждый куст хвойных пород

каждый куст лиственных пород

и каждая лиана

10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 12 см основной хвойной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов

10-кратная стоимость древесины 1 дерева с диаметром ствола 16 см основной лиственной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, исчисленная по наибольшей ставке платы за единицу объема лесных ресурсов

3. Незаконная рубка сухостойных деревьев, присвоение (хищение) древесины буреломных, ветровальных деревьев

стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов

4. Уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках

5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев до возраста уничтоженных или поврежденных сеянцев либо саженцев, — за каждый уничтоженный или поврежденный сеянец или саженец

5. Уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста

5-кратный размер затрат, связанных с созданием лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста до возраста уничтоженных или поврежденных лесных культур (лесные насаждения, созданные посевом или посадкой), молодняка естественного происхождения и подроста, — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесных культур, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте до 10 лет

7-кратный размер затрат, связанных с созданием лесосеменных и маточных плантаций до возраста уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций, — за каждый гектар уничтоженных или поврежденных лесосеменных и маточных плантаций в возрасте до 10 лет

в размере стоимости, установленной в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего приложения, — за уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста в возрасте свыше 10 лет

II. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам

Уничтожение или повреждение деревьев, кустарников и лиан, не отнесенных к лесным насаждениям

5-кратный размер затрат, связанных с выращиванием деревьев, кустарников и лиан до возраста уничтоженных или поврежденных дерева, кустарника, лианы, — за каждые уничтоженные или поврежденные дерево, кустарник, лиану

Приложение N 2

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

от 8 мая 2007 г. N 273

ТАКСЫ

ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО ДЕРЕВЬЯМ И КУСТАРНИКАМ, ЗАГОТОВКА

ДРЕВЕСИНЫ КОТОРЫХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ <*>

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580).

Субъект Российской Федерации

Таксы за единицу объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, рублей/куб. м

Таксы за 1 уничтоженный, поврежденный или срубленный кустарник, рублей

при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста деревьев

при повреждении, не влекущем прекращения роста деревьев

при незаконных рубке, уничтожении или повреждении до степени прекращения роста кустарников

при повреждении, не влекущем прекращения роста кустарников

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Удмуртская Республика

Республика Хакасия

Чеченская Республика

Чувашская Республика

Алтайский край

Краснодарский край

Красноярский край

Пермский край

Приморский край

Ставропольский край

Хабаровский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Камчатская область

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Курганская область

Курская область

Ленинградская область и г. Санкт-Петербург

Липецкая область

Магаданская область

Московская область и г. Москва

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Ульяновская область

Челябинская область

Читинская область

Ярославская область

Еврейская автономная область

Агинский Бурятский автономный округ

Корякский автономный округ

Ненецкий автономный округ

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

2912,4

1648,8

2912,4

2912,4

2912,4

2912,4

2912,4

2469,6

2156,4

2156,4

2912,4

2156,4

2912,4

2224,8

1648,8

2912,4

1771,2

2912,4

1407,6

1328,4

1634,4

2912,4

1310,4

1972,8

2912,4

907,2

2494,8

982,8

1310,4

1479,6

964,8

964,8

1148,4

3162,4

1059,6

2206,8

2224,8

1234,8

2516,4

2458,8

2912,4

1972,8

2516,4

2516,4

1537,2

1247,6

1310,4

1234,8

911,6

2516,4

1148,4

982,8

1407,6

1059,6

495,1

280,3

275,4

111,5

495,1

495,1

495,1

495,1

495,1

419,8

176,5

366,6

366,6

69,7

495,1

366,6

139,7

250,9

495,1

378,2

280,3

495,1

139,7

180,9

301,1

495,1

239,3

225,8

277,8

495,1

222,8

335,4

495,1

154,2

424,1

167,1

139,7

462,4

222,8

125,5

251,5

195,2

537,6

180,1

375,2

378,2

209,9

180,5

162,2

411,4

223,4

427,8

495,1

335,4

427,8

427,8

261,3

212,1

222,8

209,9

223,4

146,9

427,8

195,2

97,9

167,1

239,3

97,9

125,5

176,5

139,7

180,1

176,5

131,9

129,6

52,5

197,6

172,5

172,5

32,8

172,5

65,8

118,1

131,9

65,8

85,1

141,7

112,6

106,3

130,8

104,8

157,8

72,6

199,6

78,6

65,8

217,6

104,8

118,4

77,2

77,2

91,9

84,8

176,5

98,8

76,3

193,6

105,1

201,3

196,7

157,8

201,3

201,3

99,8

104,8

98,8

72,9

105,1

69,1

201,3

91,9

46,1

78,6

112,6

46,1

65,8

84,8

<*> С 1 июля 2007 г. — Камчатский край.

Приложение N 3

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

от 8 мая 2007 г. N 273

МЕТОДИКА

ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ,

В ТОМ ЧИСЛЕ ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ, ИЛИ НЕ ОТНЕСЕННЫМ

К ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ДЕРЕВЬЯМ, КУСТАРНИКАМ И ЛИАНАМ

ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. В соответствии с настоящей методикой определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Под упущенной выгодой понимаются не полученные в результате нарушения лесного законодательства доходы от использования лесов.

2. Размер ущерба определяется в соответствии с таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, таксами для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (далее — таксы).

3. При причинении вреда лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие воздействия сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие, лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

4. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из размера затрат, связанных с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием сеянцев и саженцев, созданием лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных, очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, изготовлением и установкой лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, устранением повреждений лесной дороги или дороги противопожарного назначения.

5. В случае если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км.

6. При исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности.

Для определения объема уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1 гектара используются материалы лесоустройства.

7. Диаметр ствола деревьев при исчислении размера ущерба измеряется на высоте 1,3 метра.

8. Размер ущерба исчисляется с точностью до 1 рубля.

9. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается:

в 2 раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах (за исключением особо охраняемых природных территорий) и на особо защитных участках эксплуатационных лесов;

в 3 раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (за исключением особо охраняемых природных территорий);

в 5 раз, если нарушение лесного законодательства совершено на особо охраняемых природных территориях;

в 10 раз, если осуществлены заготовка пищевых лесных ресурсов или сбор лекарственных растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации.

10. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, указанными в приложении N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, увеличивается в 2 раза в случае незаконных рубки, уничтожения или повреждения деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемых в декабре — январе.

11. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 806.

12. Размер ущерба, причиненного деревьям (кустарникам), заготовка древесины которых не допускается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 13, ст. 1580), исчисляется как произведение такс, указанных в приложении N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273, и объемов древесины (количества) уничтоженных, срубленных или поврежденных деревьев (кустарников).

13. При исчислении размера ущерба, причиненного не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, применяются действующие на момент совершения правонарушения установленные уполномоченными органами исполнительной власти цены и нормативы затрат, которые непосредственно связаны с выращиванием деревьев, кустарников и лиан, а также с уходом за ними до возраста уничтоженных или поврежденных.

14. Размер ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисляется путем суммирования размеров ущерба в результате нарушений лесного законодательства.

Приложение N 4

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

от 8 мая 2007 г. N 273

ТАКСЫ

ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО

ЛЕСНЫМ НАСАЖДЕНИЯМ ИЛИ НЕ ОТНЕСЕННЫМ К ЛЕСНЫМ

НАСАЖДЕНИЯМ ДЕРЕВЬЯМ, КУСТАРНИКАМ И ЛИАНАМ

Вид нарушения

Размер ущерба

1. Заготовка живицы, осуществляемая с нарушением установленных правил, а равно самовольно

5-кратная стоимость живицы, исчисленная по ставкам платы за единицу объема живицы

2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, мха, лесной подстилки, камыша, тростника, луба), осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно, а также их порча или уничтожение

2-кратная стоимость пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, мха, лесной подстилки, камыша, тростника, луба, исчисленная по ставкам платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов

3. Заготовка пищевых лесных ресурсов (дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков) и сбор лекарственных растений, осуществляемые с нарушением установленных правил, а равно самовольно

2-кратная стоимость дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян, древесных соков, лекарственных растений, исчисленная по ставкам платы за единицу объема пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений

4. Самовольное использование лесов для:

ведения охотничьего хозяйства; ведения сельского хозяйства;

выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных или лекарственных растений;

осуществления научно-исследовательской или образовательной деятельности;

осуществления рекреационной деятельности;

создания и эксплуатации лесных плантаций;

выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

переработки древесины и иных лесных ресурсов

5-кратный размер годовой арендной платы, исчисленной по ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при соответствующем виде использования и размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования

5. Самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог

4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих дорог)

6. Уничтожение или повреждение муравейников

наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации, умноженная на коэффициент, установленный в зависимости от диаметра уничтоженного или поврежденного муравейника (за каждый уничтоженный или поврежденный муравейник):

при диаметре — коэффициент 1;

до 0,7 м

при диаметре — коэффициент 1,5;

0,8 — 1 м

при диаметре — коэффициент 2,5;

1,1 — 1,3 м

при диаметре — коэффициент 4;

1,4 — 1,6 м

при диаметре — коэффициент 6;

1,7 — 1,9 м

при диаметре — коэффициент 7

2 м и более

7. Загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором

5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования

8. Уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков

5-кратный размер затрат, связанных с изготовлением и установкой уничтоженного или поврежденного лесоустроительного или лесохозяйственного знака

9. Повреждение лесной дороги или дороги противопожарного назначения

2-кратный размер затрат, связанных с устранением повреждений

Приказ Минприроды России от 12.04.2016 N 233 Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 20, ст. 2437; N 49, ст. 6167; 2014, N 42, ст. 5747; 2015, N 24, ст. 3547) (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 273);

Приказ Рослесхоза от 10.04.2015 N 108 (ред. от 03.05.2017) «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета»

постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. N 394 «Об утверждении положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;

Приказ Минприроды России от 06.08.2015 N 347 (ред. от 08.02.2016) Об утверждении Методических указаний по заполнению форм сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах

<1> Статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278). Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 20, ст. 2437; N 49, ст. 6167; 2014, N 42, ст. 5747).

Приказ Минприроды России от 08.02.2016 N 31 О внесении изменений в Методические указания по заполнению форм сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденные приказом Минприроды России от 6 августа 2015 г. N 347

<1> Статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278). Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 20, ст. 2437; N 49, ст. 6167; 2014, N 42, ст. 5747).

<Письмо> Рослесхоза от 25.02.2016 N ЕК-07-54/1985 «О рубке сухостойных деревьев и присвоении древесины ветровальных, буреломных деревьев»

Исчисление размера вреда (ущерба), причиненного лесным насаждениям незаконной рубкой сухостойных деревьев, присвоением (хищением) древесины буреломных, ветровальных деревьев, определяется в соответствии с методикой и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565 (ред. от 03.04.2017) Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений

При расчете стоимости потерь, нанесенных лесам вследствие лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, необходимо руководствоваться Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 20, ст. 2437; N 49, ст. 6167; 2014, N 42, N 5747, 2015, N 24, ст. 3547).

Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2016 N 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Монолит и К» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 77 и пунктом 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»

4. Вопросы, связанные с возможностью учета затрат, понесенных причинителем вреда в процессе устранения загрязнения окружающей среды, при определении размера возмещаемого вреда, рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации применительно к правовому регулированию, осуществляемому частью 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Заключение Минэкономразвития России от 01.08.2013 «По итогам экспертизы приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»

Вместе с рассматриваемым нормативным актом в настоящее время применяется также Методика, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (далее — Методика 2), предусматривающая возмещение вреда за самовольное снятие, уничтожение или порчу почв, относящихся к категории «лесных». Границы действия указанных методик четко не определены, что приводит к одновременному предъявлению претензий о возмещении вреда почвам со стороны федеральных и региональных контрольно-надзорных органов по одному и тому же объекту и одному и тому же факту причинения вреда. Следует также отметить, что существуют прецеденты, когда одним органом контроля и надзора предъявляются две претензии о возмещении вреда по одному объекту, рассчитанному с применением разных методик.

Приказ Рослесхоза от 10.11.2011 N 472 (ред. от 15.03.2018) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов»

— постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», устанавливающее таксы — 50-кратный размер (стоимости 1 м3 незаконно вырубленной древесины) штрафных санкций за незаконную рубку, размер ущерба увеличивается в 2 раза за незаконную рубку в защитных лесах или в особо защитных участках лесов (ОЗУ) эксплуатационных лесов, размер ущерба увеличивается в 3 раза за незаконную рубку в ОЗУ защитных лесов, размер ущерба увеличивается в 5 раз за незаконную рубку в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (ред. от 11.07.2018) Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды

Исчисление размера вреда при самовольном снятии, уничтожении или порче почв в лесах производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 20, ст. 2437; N 49, ст. 6167).

Текст статьи 8.25 КоАП РФ в новой редакции.

1. Нарушение правил заготовки древесины —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

2. Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

3. Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

4. Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ

N 195-ФЗ, КОАП РФ действующая редакция.

Комментарий к статье 8.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Введение административной ответственности за нарушение правил использования лесов обусловлено необходимостью обеспечения рационального, многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного, неистощительного пользования лесами для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой лесной продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов.

Порядок использования лесных ресурсов установлены в Лесном кодексе РФ и подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня.

2. Объектом правонарушения является порядок использования лесов, а предметом — лесные участки, отведенные для рубок, проводимых в перестойных и спелых лесных насаждениях (древостоях), выборочных и сплошных рубок, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции, ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, а также лесные ресурсы — древесина, живица и второстепенные лесные ресурсы (кора, береста и пр.).

Положениями ст. 29 Лесного кодекса РФ запрещена заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. При этом возрасты рубок лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры, правила заготовки древесины устанавливаются с учетом лесорастительного районирования для каждого лесного района.

3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом правил заготовки древесины — разновидности рубки лесных насаждений с последующей их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса заготовленной древесины, осуществляемой в рамках предпринимательской деятельности. Примером противоправных действий может служить рубка деревьев и кустарников с целью заготовки древесины от недостигших надлежащего возраста насаждений, в запрещенном месте, в нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок.

Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в рубке лесных насаждений, проводимой в запрещенных местах либо с нарушением целей выборочных рубок, а также в трелевке древесины в запрещенное время, в оставлении недорубов, выставлении аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более четырех месяцев, использовании неразрешенного способа рубки, в перерубе расчетной лесосеки и т.п., когда лесопользователи, осуществляющие заготовку и вывоз древесины, действуют на основании предоставленного им права, но не соблюдают сроки, технологический процесс, правила сбора заготовленной древесины, ее комплектования, допускают временное хранение заготовленной древесины в не предназначенных для этого местах.

Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок — выборочную и сплошную. Выборочные рубки проводятся на соответствующих землях или земельных участках: при этом вырубается лишь часть деревьев и кустарников. Они должны обеспечить замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемые ими полезные функции. При сплошных рубках на соответствующих землях или земельных участках лесные насаждения вырубаются таким образом, чтобы в целях воспроизводства лесов сохранялись отдельные деревья и кустарники либо их группы. В ст. 17 Лесного кодекса РФ установлен ряд ограничений для проведения сплошных рубок.

4. Положениями ч. 2 комментируемой статьи установлена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Еще одним составом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является нарушение правил заготовки живицы или иных лесных ресурсов. Заготовка живицы (терпентина) производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины. В соответствии со ст. 18 Лесного кодекса РФ подсочка лесных насаждений — это процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород разрезов и процесс сбора живицы, древесных соков.

Объективная сторона рассматриваемого состава заключается в нарушении установленных правил заготовки живицы и выражается в действиях (бездействии), нарушающих технологический процесс подготовительного этапа подсочки, правила сбора живицы, транспортировании к месту назначения с нарушением сроков, оставлении каррооборудования на деревьях, непроведении мероприятий по консервации оборудования на зимний период, по приведению в порядок лесосек для сдачи их лесничествам, лесопаркам или другим владельцам после окончания срока работ.

Нарушение правил заготовки пищевых лесных ресурсов имеет место, в случаях если оно осуществляется без лесорубочного билета или ордера, в запрещенных для этого местах, с превышением объемов, в неустановленные сроки и т.д.

5. В ч. 4 комментируемой статьи предусматривается ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех целей и в тех границах, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование.

Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Примером могут служить самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами, осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов, ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии и т.д.

6. Субъектами правонарушений являются лесопользователи — граждане, должностные лица, юридические лица.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умыслом или неосторожностью.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *