0

Порядок проведения доследственной проверки

Содержание

Что предполагается под сообщением в полицию о преступной деятельности

Многие граждане, никогда не сталкиваясь с совершением преступных действий в отношении их, при возникновении ситуации с нарушением прав и свобод, не владеют информацией о том, куда обратиться, по механизму этой процедуры. Под передачей информации о планируемом нарушении прав или уже произошедшем понимают представление в полицию пострадавшим гражданином письменного заявления или сообщения в устной форме о факте преступного деяния (сведений о подготовке преступления) в отношении его.

В нем должны быть указаны имеющиеся доказательства (при наличии), обстоятельства во всех подробностях, условия, возможная информация о лицах, причастных к преступлению, свидетелей. О порядке подачи, рассмотрения, возбуждения дел в результате этих действий говорят ст. 144, 145 УПК РФ.

Похожая статья: продажа наркотиков статья, хранение и распространение, какое наказание и срок.

Куда направить сведения о преступлении, их форма

Если гражданин осознал и понял, что по отношению к нему со стороны злоумышленников предполагается или уже имела место противозаконная деятельность, ему необходимо направить информацию об этом в органы правопорядка. Первичной инстанцией, которая работает по выявлению преступных деяний и возможности возбуждения уголовных дел, является полиция. Сотрудники этого ведомства ориентированы на поиск лиц, имеющих отношение к преступлению, свидетелей, проведение проверок, связанных с подтверждением факта преступной деятельности по сообщению пострадавших граждан. Механизм приема заявлений и сообщений людей органами правопорядка (следователей, дознавателей, полицейских) о совершенных и готовящихся преступных действиях, а также принятия решений в результате проведенной работы, отражен в статьях 144 145 УПК РФ. Сообщения, передаваемые в органы полиции, могут быть устными (звонок по телефону, личный визит) или письменными (оформление заявления в отделе или направление его по почте).

Похожая статья: Умышленная порча чужого имущества ответственность по статье 167.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Работа правоохранительных органов по обработке сигналов о преступлениях

Прием заявлений, документов относительно фактического нарушения прав человека, требующего назначение наказания и компенсации физического, морального вреда пострадавшим, регулируется статьей 144 УПК РФ. Механизм работы сотрудников полиции согласно ст. 144 УПК:

  • в первую очередь, в данной инстанции специалисты занимаются приемом заявлений, сигнализирующих о нарушении прав, включающих необходимость проверки всех фактов (принять информацию должны в любом виде – письменном, устном);
  • решить вопрос о том, целесообразно ли возбудить уголовное дело (для этого сотрудники проводят проверки, экспертизы, занимаются сбором доказательной базы, опрашивают лиц, имеющих отношение к преступлению, привлекают к взаимодействию другие ведомства, разыскивают скрывающихся граждан, если это необходимо);
  • решение о возможности возбуждения производства выносят в течение 3 дней с того момента, как получено заявление;
  • заявителю выдают уведомление о том, что его сообщение принято к работе;
  • особое внимание уделяется преступлениям, совершаемым в налоговой сфере со стороны следователей (в течение 3 дней направляют запрос в налоговый орган для подтверждения информации, затем в течение 15 дней следователь информируется о работе правоохранительных органов, проведенной по направленному материалу).

144 статья УПК РФ говорит о том, что при отказе в приеме заявлений, эту ситуацию можно отрегулировать с помощью обращения в прокуратуру. Пока специалистами ведется проверка в течение 3 дней, они могут требовать с заявителя документы, нужные для разбирательства, а также изымать их, если зарегистрирован отказ в их предоставлении. Доследственная проверка УПК РФ 144 подразумевает, что информация, полученная в период экспертиз и проверок, может использоваться как доказательства при последующем рассмотрении дела в суде.

Похожая статья: статья за подделку документов, наказание, ответственность, что грозит за поддельные документы?.

Комментарий к ст. 144 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

1. Предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи действия и сроки рассмотрения, проверки и принятия решений распространяются не только на сообщения, но и на другие поводы к возбуждению уголовного дела.

2. Проверка информации о преступлении, поступившей в орган дознания, следствия или прокуратуру, и принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела осуществляются в срок до 3 суток, который может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела или начальником органа дознания до 10 суток либо прокурором при наличии необходимости проведения документальной проверки или ревизии до 30 суток. Срок исчисляется с момента принятия сообщения о преступлении (п. 4 комментируемой статьи).

3. Под ревизией понимается система контрольных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершенных организацией хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде или достигнутых результатов ее финансово-хозяйственной деятельности.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации.

Порядок осуществления проверок и ревизий по уголовным делам подследственности органов внутренних дел регламентируется Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 N 636 (БНА. 2005. N 33).

4. Порядок назначения и проведения документальных проверок и ревизий осуществляется в соответствии с совместным Приказом Минфина России, МВД России, ФСБ России от 07.12.1999 N 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)».

По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.

При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с УПК, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.

Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах РФ.

В постановлении (требовании) о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание — перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (проверки).

Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии (проверки), должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки). В случае неполноты представленных материалов контрольно-ревизионный орган запрашивает у правоохранительных органов дополнительные материалы.

5. Документальные проверки и ревизии осуществляются с учетом специфики отдельных видов систем учреждений и органов в Российской Федерации.

6. Обращения граждан, принятые по телефону, оформляются справками и также подлежат регистрации в порядке, установленном для обращений в письменной форме. Каждому обращению присваивается регистрационный номер.

7. Формы федерального государственного статического наблюдения, сбор и обработка данных по которым не централизованы в органах государственной статистики, утверждены Постановлением Росстата от 31.03.2006 N 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания» (Вопросы статистики. 2006. N 5).

8. Прием сообщений о преступлении, порядок их регистрации и учета, а также порядок осуществления проверки сообщений о преступлениях регламентируются Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденными Приказом от 29.12.2005 Генпрокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 «О едином учете преступлений» (БНА. 2006. N 5).

Федеральные органы государственной власти, уполномоченные осуществлять регистрацию преступлений, с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью. В частности, в ФСКН России действует Инструкция о порядке организации приема, регистрации и проверки в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сообщений о преступлениях, утвержденная Приказом ФСКН России от 09.03.2006 N 75 (БНА. 2006. N 16); в МВД России — Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России от 01.12.2005 N 985 (БНА. 2005. N 52).

О принятом заявлении о преступлении заявителю выдается талон-уведомление.

Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе расследования преступлений. Кроме того, сообщения о преступлениях обязаны принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами.

Укрытыми от регистрации сообщениями о преступлении считаются сообщения, сведения о которых не внесены в предусмотренные Приказом «О едином учете преступлений» регистрационные документы, а сообщению не присвоен соответствующий регистрационный номер.

9. Преступления о незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ и нарушении таможенных правил принимают, регистрируют и рассматривают соответственно Управления ФСКН по субъекту РФ (Приказ ФСКН России от 28.12.2004 N 398 «Об утверждении Типового положения об управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации» (в ред. от 18.11.2005) (БНА. 2005. N 8, N 51) и ФТС России (Приказ ГТК России от 18.12.2003 N 1467 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом» (в ред. от 10.04.2006) (Таможенные ведомости. 2004. N 4, N 11; 2006. N 6).

10. В процессе проверки выясняются сведения, необходимые для принятия решения о возбуждении или отказе уголовного дела, наличие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24), а также связанных с подследственностью (см. коммент. к ст. 151).

11. Объем проверочных действий зависит от конкретных обстоятельств дела. К их числу относятся помимо ревизий и документальных проверок: истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений, проведение инвентаризации, исследований, установление гражданства и т.п., если они могут быть закончены в срок, не превышающий 10 суток.

13. Требования к оформлению запросов правоохранительных органов о предоставлении конфиденциальной информации о деятельности налогоплательщиков (плательщиков сборов) и порядок предоставления данной информации налоговым органам установлены Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» (БНА. 2003. N 23).

14. Истребование материалов как проверочное действие выражается в официальном предписании, адресованном администрации учреждения, предприятия, организации, должностному лицу или гражданину, представить определенные письменные документы (например, акт ревизии или документальной проверки, материалы служебной проверки, лицензию, разрешение на приобретение оружия, приказ или распоряжение, свидетельство о рождении) или же предмет (например, кассету с записью состоявшейся теле- или радиопередачи).

15. Объяснения могут быть написаны собственноручно или даны в устной форме и записаны должностным лицом, производящим проверку. При этом следует учитывать, что опрашиваемый, не будучи еще участником уголовного процесса, не может нести ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний, а также быть подвергнут приводу.

16. Особенности приема и проверки сообщений и заявлений о преступлениях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, определены п. 10.11.5 Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД, утвержденного Приказом МВД России от 20.04.1999 N 297 (БНА. 1999. N 24).

17. До вынесения следователем или дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела проведение следственных действий не допускается, за исключением осмотра места происшествия (см. коммент. к ст. 176).

Применение каких-либо мер уголовно-процессуального принуждения при проверке заявлений и сообщений о преступлении не допускается.

18. Часть 6 комментируемой статьи следует применять с учетом Постановления КС РФ от 27.06.2005 N 7-П по делу о проверке конституционности ч. 2, 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318, ч. 1 и 2 ст. 319 УПК (ВКС РФ. 2005. N 4), которым данная часть признана не соответствующей Конституции в той ее части, в какой она не обязывает прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принять по заявлению лица, пострадавшего в результате преступления, предусмотренного ст. 115 или 116 УК, меры, направленные на установление личности виновного в этом преступлении и привлечение его к уголовной ответственности в закрепленном уголовно-процессуальным законом порядке.

Заявление о преступлении

Каждый из нас имеет право обратиться в полицию с заявлением, в котором подробно описать неприятности правового характера: украли велосипед, избили, отобрали телефон, разбили окно в машине и т.д. В таком заявлении обычно отражают события, произошедшие с заявителем, негативные последствия, а также просьбу привлечь к ответственности виновных лиц:

В дежурную часть
УМВД Ленинского района по г. Красноярску

от Матвеевой Людмилы Петровны,
проживающей в г. Красноярске, ул. Летняя, д. 30
тел. 89333333

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестных мне лиц, которые 20.11.2019 незаконно проникли в мой гараж на ул. Летняя, 49А, и похитили 4 автомобильные шины на общую сумму 20000 рублей (чек о покупке прилагаю).

Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупреждена.

Матвеева Л.П., 21.11.2019, подпись.

Фактически данное сообщение содержит информацию о том, что в отношении Матвеевой Л.П. совершено преступление – вероятно, кража (тайное хищение с незаконным проникновением в хранилище и с причинением значительного ущерба). Но сразу после получения такого заявления уголовное дело возбуждено не будет, поскольку обстоятельства необходимо проверить: опросить заявительницу, убедиться в наличии у нее гаража и шин, сопоставить стоимость и даты и т.д.

Проверка также необходима также для того, чтобы исключить ошибку – к примеру, вдруг бывший муж забрал из гаража свои собственные шины, а Матвеева подумала, что их похитили и считала это имущество общим.

Поводом для возбуждения дела является заявление гражданина, которое надлежащим образом проверено. Только после тщательной предварительной проверки, при наличии достаточных оснований полагать, что совершено преступление, возбуждается уголовное дело. Такая проверка называется «процессуальной», или «доследственной», поскольку проводится до возбуждения дела.

Заявление может быть подано лично в дежурную часть полиции города или района.

Рекомендуем запастись копией обращения, на которой дежурный поставит печать о принятии и идентификационный номер регистрации – именно по нему впоследствии можно будет узнавать, какое решение принято. На отметке также будет стоять время и дата принятия – эта информация также важна, поскольку рассмотрение заявления проводится в определенные сроки.

В качестве сообщения о преступлении может быть принята явка с повинной, информация по телефону, обращение через интернет-приемную или через иные источники. Каждое сообщение должно быть зарегистрировано в специальном журнале сообщений о преступлениях, с присвоением индивидуального номера.

Регистрация и прием сообщений о преступлениях ведется в соответствии со строгой отчетностью. В дежурной части не вправе отказать в принятии заявления о преступлении по тем основаниям, что неполно изложены сведения (к примеру, отсутствует фамилия злоумышленника или не указано место совершения нападения), что заявитель проживает в другом районе, что ранее уже было обращение такого же характера.

На правоохранительных органах лежит обязанность круглосуточного приема и регистрации сообщений о преступлении. И если человеку отказывают в приеме его заявления, это грубое нарушение конституционного права на правовую защиту. Деятельность полиции по приему и регистрации сообщений всегда находится под строгим контролем надзирающих органов, в том числе прокуратуры. Отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении можно обжаловать прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ или в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

Вопрос:
Можно ли обратиться с заявлением о преступлении не в полицию, а в иной орган – к примеру, в следственный комитет или ФСБ?

Да, закон позволяет подать заявление о преступлении в любой правовой орган, и оно всегда будет основанием для проведения доследственной проверки. Вместе с тем, следует знать хотя бы общие положения об исключительной подследственности — к примеру, сотрудники ФСБ в силу своей компетенции проводят проверки по сообщениям о террористических актах, а сотрудники следственного комитета – проверки о причастности к преступлениям несовершеннолетних лиц, а также по половым преступлениям. Если заявление гражданина попадет в орган, который не вправе проводить проверку по конкретной ситуации, обращение перенаправят в компетентный орган, и на пересылку потратится время. Поэтому лучше сразу правильно адресовать свою информацию о преступлении – о полномочиях органов можно узнать по многоканальному телефону любого ведомства в регионе.

Больше всего сообщений попадают в дежурную часть районного отдела полиции. После того, как сообщение зарегистрировано, начинается следующий этап — его проверка.

Уголовно-процессуальная проверка заявления о преступлении

Правила проведения проверки регламентируются статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В данной статье перечисляются должностные лица, которые вправе проводить доследственную проверку:

  • дознаватель и орган дознания, то есть участковые уполномоченные полиции и оперуполномоченные полиции, инспекторы ПДН;
  • руководитель следственного органа или следователь – названные должностные лица проводят проверочные мероприятия лично и поручают их проведение сотрудникам полиции (к примеру, сотрудникам отдела уголовного розыска по сообщению об убийстве).

На практике встречается поступление заявлений не о совершенном, а о готовящемся преступлении. В таких случаях к проверке сообщения привлекаются не только следственные органы, но и специальные группы быстрого реагирования, в зависимости от характера полученной информации и опасности возможных последствий.

Вопрос:
В чем заключается проверка?

В первую очередь, в необходимых мероприятиях, направленных на выяснение обстоятельств, изложенных в заявлении. Для выяснения, было ли преступление и кто к нему причастен, в обязательном порядке опросят самого заявителя, поскольку, как правило, в заявлении содержатся не все необходимые сведения.

Приведем пример. Гражданка Попова А.М. написала заявление в полицию о том, что у нее с дачного участка похитили шифер, указала свои данные – телефон, место проживания и стоимость похищенного. Но в ее заявлении отсутствовала информация о том, в какое время было совершено преступление, запирается ли та территория, с которой были вынесены листы, каков их размер и была ли она в это время дома, где находится дача и кто имеет доступ на участок. Все эти вопросы предстоит выяснить во время проверки. С Поповой А.М. созвонится и встретится участковый полицейский, который территориально относится к участку, где была совершена кража.

После того, как заявительницу опросят и составят объяснение, необходимо будет осмотреть место происшествия. Участковый полиции выедет на участок и составит протокол осмотра места происшествия, где будет описано расположение предметов, метраж, а также непосредственно место, где находились листы шифера. Все это покажет ему Попова А.М., которая распишется в протоколе как участвующее в действии лицо. Отметим, что осмотр места происшествия – это одно из немногих следственных действий, проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела.

Если Попова А.М. укажет, что кого-то подозревает, то участковый возьмет объяснение от данного подозреваемого лица. Если нет подозреваемых, участковый начнет работу по выявлению лиц, ранее судимых и замеченных в кражах с дачных участков, а также проверит рынки сбытов похищенных вещей. Это лишь примерный перечень тех мероприятий, которые могут быть проведены полицейским. У каждого сотрудника правоохранительных органов с годами вырабатывается свой подход по раскрытию преступлений. Чаще всего те участковые, которые длительное время работают в одном и том же районе, хорошо осведомлены о склонных к правонарушениям гражданах и вообще о криминальных личностях.

Основное проверочное действие – опрос — часто проводится и в отношении очевидцев совершения преступных действий и иных свидетелей (в том числе, косвенных). Так, по сообщению Поповой Л.М. в ходе процессуальной проверки будут опрошены не только лица, которые видели, как Иванов и Петров несли в темное время суток несколько листов шифера от участка заявительницы, но и Сидоров А.Г., который совместно с ней приобретал эти предметы – тем самым в своем объяснении он подтвердит время и место, а также стоимость покупки.

Другие проверочные действия включают в себя:

  • осмотр трупа. Обычно такой осмотр необходим, когда сообщение о преступлении поступило по телефону. Тогда на место выезжает следственная группа, в составе которой есть следователь. Кроме составления протокола осмотра места происшествия, он обязан составить протокол осмотра трупа – зафиксировать, какие видимые телесные повреждения на нем имеются, описать его расположение, признаки насилия, наличие или отсутствие трупных пятен, перечислить предметы одежды и т.д. Чтобы наиболее полно провести осмотр трупа, следователь приглашает специалиста.
  • истребование документов, имеющих отношение к сообщению о преступлении. Законодатель не уточняет, какая именно документация может быть изъята и откуда. В то же время, необходимо учитывать, что детализация телефонных переговоров, а также сведения по банковским счетам возможно получить исключительно по судебному решению. Без него дознаватель или следователь вправе истребовать иные документы: к примеру, договоры и платежные поручения из какого-либо учреждения, организации, а также добровольно выданные физическими лицами удостоверения, квитанции и т.д. Для граждан и организаций исполнение запросов сотрудников правоохранительных органов обязательны для исполнения. В противном случае за отказ в содействии могут привлечь к административной ответственности по ст. 17.7 КОАП РФ.
  • осмотр предметов. К примеру, если в результате проверочных действий шифер был обнаружен в спрятанном сарае Иванова, при добровольной выдаче им украденных листов следователь составит протокол осмотра предметов. Выемка и обыск на этой стадии не проводятся – это следственные действия, которые могут иметь место только по возбужденному уголовному делу.
  • исследование и назначение судебной экспертизы в рамках доследственной проверки. Для проведения исследования до возбуждения уголовного дела возможно получение сравнительных образцов (к примеру, для сравнительного почерковедческого исследования от лица получают образцы подписи). На практике чаще всего на стадии проверки проводятся экспертизы по оружию или наркотикам, по телесным повреждениям, оценочные. Результаты таких исследований напрямую влияют на принятие решения о том, есть состав преступления или нет.

По разным категориям дел имеются особенности в проведении проверки сообщения. Так, по делам о незаконном обороте наркотических средств могут быть проведены проверочные закупки, когда в качестве участника оборота внедряется привлеченное со стороны лицо, записывающее на аудио и видеотехнику разговор о покупке или продаже запрещенных веществ. Записывающие устройство и меченные денежные средства почти всегда применяются в ходе проверки сообщения о вымогательстве взятки.

Полученные в ходе процессуальной проверки сведения и изъятые документы, предметы, как правило, становятся доказательствами вины после того, как дело будет возбуждено. Но закон гласит, что только законно добытые доказательства являются допустимыми. Поэтому при собирании доказательств до возбуждения уголовного дела важно, чтобы следователь, дознаватель и органы дознания соблюдали права участников проверки.

Процессуальные действия налоговых проверок

Существуют некоторые особенности при проверке сообщения о налоговом преступлении. Ее проводит следователь Следственного комитета. В первую очередь, он устанавливает, нет ли оснований для отказа в возбуждении уголовного дела. Если их нет, то сообщение направляется им в налоговый орган, вышестоящий по отношению к тому, где состоит на учете потенциальный нарушитель налогового закона.

В течение 15 дней налоговый орган обязан предоставить следователю заключение налоговой проверки с расчетом неуплаченных налогов или заключение об отсутствии налоговых нарушений. При этом УПК РФ не ставит следователя в зависимость от содержания заключения, и если для него будет очевидно, что состав преступления есть, то он вправе возбудить уголовное дело и до получения информации от ИФНС.

Вместе с тем, специальный проверочный режим именно по налоговым преступлениям способствует правильному установлению фактов – ведь вопрос о возбуждении преступлений, предусмотренных ст.ст. 198, 199 УК РФ зависит, прежде всего, от размера суммы налогов, на которую уклонялся плательщик. Правильный расчет недоимок является залогом законного возбуждения уголовного дела.

Какое решение принимается по результатам проверки

В соответствии со ст. 145 УПК РФ, по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче сообщения по подследственности.

Права заявителя (потерпевшего) в ходе доследственной проверки

  • Получать документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;
  • давать объяснения;
  • отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников;
  • представлять доказательства;
  • заявлять ходатайства и отводы;
  • давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
  • пользоваться помощью переводчика бесплатно;
  • иметь представителя;
  • участвовать с разрешения следователя или дознавателя в процессуальных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
  • знакомиться с протоколами процессуальных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  • знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;
  • приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке ст. 123–125 УПК РФ;
  • получать уведомление о принятом по результатам проверки решении;
  • получать копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • получать копию постановления о возбуждении уголовного дела;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Кто поможет заявителю (потерпевшему)

Статьей 15 УПК РФ закреплен принцип состязательности сторон в уголовном судопроизводстве, согласно которому:

  • функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;
  • стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

При этом закон к стороне обвинения относит прокурора, следователя (дознавателя) и потерпевшего. То есть получается, что права и интересы потерпевшего защищают и прокурор, и следователь (дознаватель).

Однако в действительности все бывает иначе. Довольно часто потерпевшему приходится самостоятельно защищать свои права и законные интересы, записываясь на прием к высокопоставленным руководителям и закидывая следователя и прокуратура жалобами и ходатайствами.

Вместе с тем есть довольно эффективный способ защиты прав потерпевшего, предоставленный законом, однако не нашедший широкого распространения.

В соответствии со статьей 45 УПК РФ, в качестве представителя потерпевшего могут быть допущены:

  • адвокаты;
  • один из близких родственников потерпевшего, о допуске которого ходатайствует потерпевший;
  • иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший.

Представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и потерпевший.

Личное участие в уголовном деле потерпевшего не лишает его права иметь по этому уголовному делу представителя.

Таким образом, потерпевший вправе пригласить для защиты своих интересов не только адвоката, но и любого юриста, родственника, знакомого и пр., заявив ходатайство о допуске соответствующего лица в качестве своего представителя. Это соответствует определению Конституционного суда РФ от 05.12.2003 № 446-О.

Бороться за права вдвоем всегда легче. При этом опытный юрист (а это может быть и ваш родственник) всегда поможет задать правильный вопрос в ходе очной ставки или при назначении экспертизы подготовит грамотное ходатайство и мотивированную жалобу.

Продолжение следует…

О том, как правильно составить заявление о преступлении и каким образом направить его в полицию, прочитать можно здесь –

Пособие по безработице. Что нового по состоянию на 1 июня 2020 года –

Развод во внесудебном порядке мирным путем –

Итог доследственной проверки

Если вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, с этого момента все участники приобретают определенный статус, процессуальная проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ считается оконченной и наступает стадия расследования.

Если в ходе проведенной проверки не подтвердилось совершение преступления, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, к примеру:

УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела полиции
по Ленинскому району УМВД по г. Красноярску
полковник полиции Минаев О.Л.

30.11.2019, подпись

(обращаем внимание: если постановление
выносится следователем,
а не участковым и не дознавателем,
утверждения руководителя не требуется)

г. Красноярск
30.11.2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в возбуждении уголовного дела

Старший участковый уполномоченный УМВД Ленинского района по г. Красноярску Лебедев А.Д., рассмотрев сообщение о преступлении, зарегистрированное под номером КУСП 34353/19 от 21.11.2019,

УСТАНОВИЛ:

21.11.2019 в дежурную часть УМВД по г. Красноярску обратилась Матвеева Л.П. с заявлением в отношении неустановленных лиц, похитивших у нее имущество из гаража.

Из объяснения Матвеевой Л.П. следует, что 19.11.2019 она положила в свой гараж 4 автомобильные шины, которые купила 18.11.2019 за 20000 рублей. Гараж принадлежит ей, ворота гаража были ею 19.11.2019 закрыты на замок, ключ находился у нее. Со слов Матвеевой Л.П., доступ к гаражу имеет только она и брат Матвеев Р.П., проживающий по адресу г. Красноярск, ул. Минеральных источников, д. 10.

Из пояснений Репиной К.А., проживающей по адресу ул. Летняя, д. 29, являющейся соседкой заявителя, следует, что в ночь с 20.11.2019 на 21.11.2019 она видела, как двое неизвестных ей мужчин около 40 минут находились возле гаража Матвеевой и что-то оттуда выносили. Что именно, пояснить не может, поскольку не разглядела.

Опросить по обстоятельствам, изложенным в заявлении, брата заявителя – Матвеева Р.П., не представилось возможным, поскольку при неоднократном посещении по месту проживания он отсутствовал.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 144, 145 УПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Отказать в возбуждении уголовного дела по преступлению, предусмотренного ст. 158 УК РФ, по заявлению Матвеевой Л.П. КУСП № 34353/19 от 21.11.2019 ввиду отсутствия состава преступления.

Направить копию постановления Матвеевой Л.П. и прокурору района для сведений.

Данное постановление может быть обжаловано в порядке ст. 124, 125 УПК РФ

Старший участковый уполномоченный полиции
Лебедев А.Д.

Примерно такое постановление будет вынесено, если не установят факт преступления. Если вчитаться в содержание, становится не совсем понятно – почему отказывают в возбуждении дела, если имущество похищено? Получается, из-за того, что не опросили брата Матвеевой Л.П.? Казалось бы, все факты о краже налицо, зачем опрашивать родственника? И все же в данной ситуации это необходимо, поскольку Матвеев Р.П. так же, как и заявитель, имеет доступ к гаражу и ключи, поэтому полицейскому следовало обязательно его опросить. С другой стороны, формулировка причины отсутствия опроса «не оказалось дома» в нашем примере – это показатель неполно проведенной доследственной проверки, что влечет признание незаконным постановление об отказе в возбуждении дела.

На практике участковые уполномоченные полиции часто указывают причину отказа – отсутствие события или состава преступления, а мотивы такого решения указаны в тексте как «не представилось возможным опросить», «не предоставлены документы о стоимости похищенного», «не исполнен запрос, направленный в учреждение». Все это свидетельствует о том, что постановление вынесено преждевременно.

В отдельных случаях неполнота проверок связана с нехваткой времени и сильной загруженностью полиции – тогда начальник отделения самостоятельно выносит ходатайство перед прокурором района об отмене своего же постановления, с целью дополнить проверку.

Заявитель или иное заинтересованное лицо, чьи права нарушены, самостоятельно могут обратиться в прокуратуру или суд с жалобой. Прокурор или судья вправе отменить постановление и направить материал на дополнительную проверку, одновременно обязав сотрудников правоохранительных органов выполнить конкретные указания.

Приведенный нами порядок проведения дополнительной доследственной проверки сообщения о преступлении относится к любому ведомству. Так, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть отменено прокурором или судом вне зависимости от органа, принявшего обжалуемое постановление: участковым уполномоченным, оперуполномоченным, инспектором ПДН, дознавателем, следователем УВД или СК, ФСБ и т.д.

Учитывая надзорный контроль, копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следователь в обязательном порядке направляет заявителю и в прокуратуру. Причем прокурору постановление направляется вместе со всеми материалами проверки («отказной материал»).

Прокурор обязан проверить отказной материал в течение 5 суток и либо согласиться с принятым решением, либо отменить его, о чем выносится постановление:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отмене постановления органа дознания (дознавателя)
об отказе в возбуждении уголовного дела

г. Красноярск
03.12.2019

Прокурор Ленинского района г. Красноярска старший советник юстиции Омаров Е.Д., рассмотрев материал проверки № 6767/19 (КУСП № 34353 от 21.11.2019),

УСТАНОВИЛ:

21.11.2019 в дежурную часть УМВД России по г. Красноярску поступило заявление Матвеевой Л.П. о хищении у нее имущества на сумму 20000 рублей.

По результатам проведенной проверки 30.11.2019 УУП УМВД России по г. Красноярску Лебедевым А.Д. принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст.158 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Изучением материала проверки установлено, что данное постановление принято необоснованно, преждевременно.

В связи с тем, что проверка проведена не в полном объеме и не исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законного и обоснованного решения, указанное выше постановление подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1, 6 ч. 2 ст. 37 и ч. 6 ст. 148 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.11.2019 года вынесенное старшим УУП Ленинского района УМВД России по г. Красноярску Лебедевым А.Д.
  2. Дать следующие указания о выполнении дополнительных проверочных мероприятий:
    • установить местонахождение и опросить Матвеева Р.П. по обстоятельствам, указанным в заявлении;
    • установить возможных очевидцев реализации похищенного, путем опроса лиц на рынках района;
    • осмотреть место происшествия – гараж, приобщить к материалу протокол;
    • выполнить иные проверочные мероприятия, направленные на принятие законного и обоснованного решения;
  3. Направить настоящее постановление начальнику полиции Ленинского района УМВД России по г.Красноярска для организации и проведения дополнительной проверки.
  4. Установить срок проведения дополнительной проверки 10 суток;
  5. О принятом решении уведомить заинтересованных лиц.

Настоящее постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

Прокурор Ленинского района
г. Красноярска
старший советник юстиции
Е.Д. Омаров

Таким образом, прокурор в рамках полномочий надзора вправе принять решение об отмене постановления правоохранительных органов об отказе в возбуждении дела.

Из содержания приведенного выше постановления следует, что прокурор, отменяя отказ, направляет вновь все материалы проверки для дополнительных мероприятий. На практике таких отмен может быть несколько по одному и тому же заявлению, и всегда устанавливается новый срок для дополнительных проверочных действий. К сожалению, нередко проверка затягивается, что негативно отражается на правах заявителя – а ведь речь идет о конституционном праве человека на правосудие (ст. 52 Конституции РФ).

Мы бы рекомендовали заявителю самостоятельно контролировать работу полиции по своему обращению. Отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела произойдет быстрее, если заявитель направит в прокуратуру района жалобу.

Обжаловать можно бездействие полицейского – подробнее об этом можно прочитать . Кроме того, закон наделяет заявителя обжаловать отдельное постановление, обратившись в прокуратуру или в суд (в конце текста постановления об отказе в возбуждении уголовного дела всегда присутствует ссылка на это право и на нормы).

Как принимают решения после рассмотрения заявлений о преступных действиях

Статья 144 145 УПК РФ являются основными нормами, устанавливающими порядок, в ходе которого происходит прием, рассмотрение и принятие решения о дальнейших действиях по направленным сообщениям. Перед тем, как принять определенное решение касаемо обращения гражданина, происходит анализ всех обстоятельств, работы специалистов, наличия доказательной базы. Только после этого статья 144 145 предполагает принятие одного из трех решений:

  • возбудить производство, после чего, дело будет проходить следующие стадии обработки вплоть до судебного разбирательства (если факты преступных действий подтвердились и установлены);
  • отказать в дальнейшем рассмотрении (если в ходе экспертиз и проверок выяснилось, что для возбуждения дела оснований нет или недостаточно);
  • передать данное дело в органы следствия или дознания, если требуется дополнительная работа в пределах их компетенции.

Похожая статья: 111 4 статья уголовного кодекса РФ — Умышленный тяжелый вред здоровью.

Когда решение принято, о его результатах оповещают заявителя, в обязательном порядке разъясняют право о том, что если он не согласен с решением, может начать процесс обжалования, подав иск в судебный орган. Если дело направлено в следственные органы по подведомственности, то специалисты, получив его, должны сохранить следы преступления и провести работу в рамках своей компетенции. Ст. 144 145 УПК к рассмотрению предполагаются не только при обращениях пострадавших граждан, но и при обращении самого преступника с целью признать свою вину и готовностью принять ответственность за совершенные действия. 144 145 УПК РФ предусматривает определенные сроки для проведения работы специалистов, но они продлеваются в зависимости от обстоятельств, не позволяющих в полной мере определиться с установлением фактов и сбором доказательной базы. Продление сроков может осуществлять прокурор, проверяющий дела на готовность к следующему этапу рассмотрения. Каждая из проверок, проведенных органами дознания, следствия, оформляется в печатном варианте с помощью актов, заключений, отражающих сущность проведенного расследования.

Похожая статья: куда писать заявление о мошенничестве, в прокуратуру или милицию, образец заявления.

Задайте вопрос и получите бесплатную юридическую консультацию в течение 5 минут.

*все поля обязательны для заполнения

Сроки для рассмотрения заявлений о преступлениях на практике

Система взаимодействия между ведомствами на локальном уровне при факте совершения преступного деяния предполагает направление пострадавшим документа в заявительной форме, где отражены все обстоятельства, причины, детали, необходимые для возбуждения уголовного дела и дальнейшего расследования.

Согласно законодательству, человек может представить заявление, как в письменной, так и в устной форме, оно в любом случае принимается в работу правоохранительных органов.

Гражданин, желая восстановить справедливость, вернуть свое имущество, возместить ущерб при тяжелых последствиях, возникших после воздействия преступника, рассчитывает на скорейшее рассмотрение поданного им документа. Сроки его обработки не всегда соответствуют тем периодам времени, которые регламентированы уголовно-процессуальным кодексом, но такое положение дел может быть вполне законным.

Установление сроков обработки заявительных документов в отделе МВД имеет следующие особенности:

  • компетентный специалист (дознаватель, следователь, их руководители) вступают в свое обязательство по принятию документа от пострадавшего, где изложены сведения о том, кто, по какой причине, при каких обстоятельствах, совершил преступные действия в отношении него. После чего, решить вопрос о возбуждении уголовного производства, необходимо в течение 3 дней, сообщить о своем решении заявителю;
  • во многих случаях, граждане не получают желаемый ответ от специалистов, работающих по делу, в 3-дневный срок. При появлении вопроса о нарушении срочности, человеку могут ответить, что период рассмотрения продлен до 10 дней. Часть 3 статьи 144 говорит о том, что в случае обоснованного ходатайства следователя этот вариант вполне законен. Он возможен, если в ходе проверки указанных сведений возникли сложности, следует уточнить некоторые нюансы и детали;
  • в некоторых ситуациях у компетентного органа имеется основание продлить данный период до 30 дней. Чаще всего, это происходит при необходимости дополнительных экспертиз, проверок, исследований каких-либо критериев или показателей, важных для принятия решения, а также их анализа.

Обработка первичной документации является самым важным моментом, так как от решения дознавателей или следователей зависит — будет ли начато уголовное производство.

Как проводят проверку после поступления заявления о преступлении

После того, как документ, содержащий сообщение о совершении преступных действий, поступил в учреждение, уполномоченное для работы с ним, его необходимо изучить, проанализировать, провести мероприятия по проверке данных, указанных в нем. Статья 144 УПК предусматривает несколько вариантов по реализации мер, связанных с проверочными действиями. К ним относятся:

  • получение объяснений от граждан, причастных к совершению незаконного деяния в качестве пострадавших, свидетелей и очевидцев случившегося;
  • взятие образцов каких-либо данных для проведения сравнительного анализа;
  • изъятие орудий преступления, поврежденного имущества;
  • назначение различных экспертиз для подтверждения информации, а также участие в ней и получение необходимых заключений;
  • проведение действий по осмотру места преступления, материальных доказательств, документационного обеспечения;
  • направление письменных поручений другим учреждениям, задействованным в проверках, а также запросов в организации, которые могут представить сведения для решения вопроса о возбуждении дела.

К сожалению, задержка проверочных мероприятий, является распространенным явлением, но это связано чаще всего не с бездействием специалистов, а сложностью рассматриваемых дел, множеством мельчайших нюансов, обязательных для учета, проблемами в трактовке норм законодательства.

Особенности принятия заявлений о преступлениях

После того, как документ передан в ведение органа полиции с целью проведения проверок, экспертиз, следствия, а в последующем заведения уголовного производства и направления дела в судебную инстанцию, необходимо учитывать такие нюансы работы специалистов:

  • намерение гражданина оформить сообщение не зависит от причинения ущерба или каких-либо последствий после случившегося, желание представить его появляется по факту совершения деяния;
  • если форма заявления является устной, то оно фиксируется в специальном протоколе, где расписывается гражданин и следователь;
  • человека в обязательном порядке предупреждают о недопустимости клеветы и предоставления ложных сведений в отношении других людей, так как такая деятельность также уголовно наказуема;
  • основным принципом подачи документа считается добровольность заявителя.

Каждое заявление подлежит рассмотрению правоохранительным органом в индивидуальном порядке, поэтому сроки, условия, обстоятельства могут варьироваться, но в рамках законодательства.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *