0

Ответственность за неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 332 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными.

Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ является единоначалие. Согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (в ред. 29.07.2011) , единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749; 2008. N 43. Ст. 4921; 2011. N 4. Ст. 572; N 18. Ст. 2595; N 31. Ст. 4714.

Понятие приказа определено ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, согласно которой приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Согласно Закону о воинской обязанности (п. 3 ст. 37), военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Ответственность за отдачу и исполнение незаконного приказа решается в соответствии со ст. 42 УК.

Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением и постановлением президиума Западно-Сибирского окружного военного суда, капитан Д. осужден по ч. 1 ст. 332 УК к ограничению по военной службе на один год с удержанием в доход государства 15% денежного довольствия.

Как установил суд, в присутствии офицеров и представителя штаба Сибирского военного округа Д. открыто отказался исполнять приказ командира части, изданный во исполнение приказа командующего войсками Сибирского военного округа, об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.

Военная коллегия Определением от 7 марта 2007 г. отменила приговор и прекратила уголовное дело за отсутствием в действиях Д. состава преступления.

По смыслу закона ответственность за данное преступление установлена за неисполнение подчиненным только законного приказа начальника.

Д. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании не признавал себя виновным в совершении инкриминируемого ему деяния. В суде он показал, что отказался убывать к новому месту службы, так как усомнился в законности приказов об этом, поскольку согласия на прохождение военной службы в миротворческой бригаде не давал.

Как видно из копии представления, Д. представлялся к назначению на должность командира группы специального назначения роты специального назначения отдельного разведывательного батальона отдельной (миротворческой) мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа.

В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Сибирского военного округа командир группы специального назначения роты специального назначения части Д. освобожден от занимаемой должности и откомандирован по замене в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. В этом же приказе указано, что Д. предназначен для назначения в миротворческую бригаду.

Таким образом, приведенными доказательствами по делу подтверждается факт откомандирования Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа для назначения на должность командира группы специального назначения роты специального назначения именно в миротворческую бригаду (специальный воинский контингент).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (в ред. от 07.02.2011) военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401; 2011. N 7. Ст. 901.

В п. 4 Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1251 , установлено, что воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил РФ, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5015.

По смыслу названных нормативных правовых актов при решении вопроса об откомандировании военнослужащего в целях его назначения на должность в воинские части Вооруженных Сил РФ, предназначенные для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (специальный воинский контингент), в обязательном порядке требуется получение согласия военнослужащего.

Как усматривается из материалов уголовного дела, такого согласия Д. не давал.

С учетом изложенного приказы командования об откомандировании Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа отданы с нарушением требований законодательства РФ. (В комментарии к гл. 33 УК все примеры приведены из обзорных справок Военной коллегии ВС РФ.)

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о воинской обязанности командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 42 УК неисполнение заведомо незаконных приказа и распоряжения исключает уголовную ответственность военнослужащих по комментируемой статье.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Преступление, предусмотренное ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, относится к преступлениям небольшой тяжести; ч. 2 — к преступлениям средней тяжести.

2. С объективной стороны преступление — это неисполнение приказа, которое совершается в форме неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа.

Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа означает открытый отказ от исполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Обязательным признаком преступления является последствие — существенный вред интересам службы. Содержание этого понятия закон не раскрывает.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени.

Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Между последствием и неисполнением приказа должна быть установлена причинная связь.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий.

Если вследствие неисполнения приказа причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть по неосторожности, действия виновного кроме комментируемой статьи должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

3. Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Статья 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, предусматривает, что старшие по своему служебному положению и воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка или других правил поведения должны требовать от них устранения этих нарушений. При невыполнении этих требований младшие по воинскому званию могут быть признаны субъектами рассматриваемого преступления.

При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности или по воинскому званию является начальником. Ответственность за неисполнение приказа начальника также наступает по комментируемой статье.

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.

5. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является совершение преступления:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК).

Неисполнение приказа, совершенное группой лиц и группой лиц по предварительному сговору, является таковым, когда все участники группы выступали соисполнителями преступления, т.е. принимали участие в выполнении объективной стороны состава этого преступления. При этом все соисполнители преступления являются военнослужащими. Гражданские лица не должны признаваться исполнителями (соисполнителями) этих преступлений, а могут выступать лишь их соучастниками в виде организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК). Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора предполагает согласованность действий участников группы, когда каждый участник группы сознает, что он действует согласованно с другими участниками группы, хотя предварительного сговора между ними не было. Предварительный сговор на неисполнение приказа может иметь место до получения приказа начальника, когда подчиненным стало известно, что приказ им будет отдан, во время отдачи начальником приказа, а также после получения подчиненными приказа начальника, когда подчиненные договариваются не исполнять приказ.

Совершая преступления организованной группой, отдельные участники группы могут не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны состава преступления, но участвовать в подготовке или совершении этого преступления. При этом все участники организованной группы признаются исполнителями совершенного преступления, их действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи без ссылки на ст. 33 УК;

— повлекшие тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

В соответствии со ст. 26 УК отношение к тяжким последствиям неисполнения приказа, квалифицируемого по ч. 2 комментируемой статьи, может характеризоваться и неосторожностью.

При этом он подчёркивает, что ст. 30 и 31, ст. ст. 38 — 41 УВС ВС РФ определяют, что отдаваемые приказы, распоряжения и задачи не могут быть направлены на нарушение закона или требовать от военнослужащего действий, не имеющих отношения к воинской службе; приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Капитан юстиции считает, что незаконный приказ не может быть отдан в принципе, но реальность иная. И законодательно вопрос не урегулирован никак. Исходя из абзаца 3 ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года, действует принцип беспрекословности выполнения приказа и любой полученный приказ, даже незаконный или преступный, таким образом, должен быть выполнен точно и в срок.

А вот Сергей Цитлионок, санкт-петербургский юрист, считает, что невыполнение приказа, нарушающего законность и воинские уставы, не просто допустимо, а является обязанностью военнослужащего, но лишь при абсолютно ясных признаках преступности приказа.

В тоже время, в истории Первой и Второй чеченских войн немало примеров того, как выполнение преступного или незаконного приказа приводило военнослужащих на скамью подсудимых и лишению свободы на длительные сроки.

Несмотря на наличие каких-либо должностей или отсутствия оных, рано или поздно каждому человеку приходится столкнуться с необходимостью выполнить чей то приказ, распоряжения или просьбы. Это может быть основано на абсолютно законных или добровольных основаниях, а может быть продиктовано отсутствием иного выбора, что создаёт ситуацию крайней необходимостью. Если в гражданской сфере невыполнение приказа, в основном, несёт возникновение лишь незначительных гражданско-правовых последствий, например, штрафные санкции между непосредственным руководителем/работодателем и подчинённым/работником, то в военной сфере невыполнение задачи, поставленной вышестоящим руководящим звеном, может привести к ужасающим последствиям, вплоть до причинения смерти или возникновения военных конфликтов. В настоящей статье речь пойдёт о том, какое наказание предусмотрено за неисполнение приказов, складывающихся из установленных порядков воинской подчинённости между командным звеном (начальниками) и подчинёнными, а также о том, какие существуют особенности состава данного преступления.

Наказание за неисполнение приказа – ответственность по статье 332 УК РФ.

Общие положения

Все, кто тем или иным образом имеет отношение к военной сфере, знают о наличии такого понятия как «единоначалие». В соответствии с положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 единоначалие — это предоставление командиру (начальнику) всей полноты распорядительной власти по отношению к своим подчинённым, с принятием полноты возможных последствий за действия вверенной ему части, подразделений и каждого подчинённого-военнослужащего. Конечно же, наделение подобными, во многом властными полномочиями возможно только на законных основаниях, и распоряжения, отдаваемые упомянутым звеном «единоначалия», подлежат обязательному выполнению при условии их законности. В вышеупомянутом Уставе в статье 36 предоставлена и законодательное пояснение к основному рассматриваемому термину, в соответствии с этими положениями, под приказом понимается:

распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Но необходимо понимать, что в то же время на основе «Закона о воинской обязанности» п. 3 ст. 37 –

3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это один из ключевых моментов рассматриваемой статьи, так как, к сожалению, специфика рассматриваемой темы и воинской сферы в целом в рамках отношений руководитель(начальник) — подчинённый иногда и распространяется и на все аспекты жизнедеятельности военнослужащего, но с точки зрения именно руководящего звена, что может привести к существенным квалификационным вопросам.

Например, предположим ситуацию следующего содержания из реальной судебной практики: Гражданин «А», проходящий военную службу по контракту в части «N», был вызван на совещание офицеров и представителей штаба военного округа «B». В ходе данного совещания гражданина «А» и трёх его сослуживцев поставили перед фактом, что они переводятся в миротворческую бригаду для дальнейшего прохождения военной службы. Гражданин «А» в присутствии всех офицеров открыто отказался от выполнения данного распоряжения о переводе, мотивируя это тем, что не давал своего добровольного согласия, что было в последствии подтверждено. В результате данного отказа гражданин «А» был привлечён к несению уголовной ответственности и иным наказательным мерам, имеющимся в военной сфере (дисциплинарное взыскание). Неисполнение данного распоряжение привело к тому, что миротворческий батальон остался неукомплектованным.

Ключевой вопрос — законно ли это. А для того чтобы ответить на него, для начала следует обратиться к положениям Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Уголовный Кодекс

В рамках рассматриваемого преступления ответственность и состав определяется с учётом положения статьи 332 УК РФ, текст которой выглядит следующим образом:

  1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, – наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Как видно из части 1, для того чтобы привлечь военнослужащего к несению уголовной ответственности по ст. 332 УК РФ, необходимо наличие причинения существенного вреда интересам службы. В данных положениях, как и во многих иных уголовно-наказуемых деяниях, наличие такого признака причинённого вреда, как «существенность», строго не регламентируется и является индивидуализированным признаком, определяемым в каждой конкретной ситуации индивидуально. Например, это подрыв воинской дисциплины в отдельно взятой части, нарушение порядка выполнения боевых заданий, частичное повреждение или полное уничтожение военного имущества, ущемление прав и законных интересов человека. С применением к ситуации из вышеописанного примера в качестве данного признака может быть причислено нарушение дисциплины, так как отказ от исполнения распоряжения прозвучал при других сослуживцах и офицерами.

Поэтому, на первый взгляд, привлечение к уголовной ответственности гражданина «А» законно, но это только на первый взгляд. Пристальное внимание следует уделить следующей выдержке из части 1 – «Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке», о смысле которой уже было сказано ранее. Держа это в уме, стоит обратиться к пункту 4 Положения о Специальном Воинском Контингенте В Составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности и по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (миротворчество), который заключается в следующем:

Воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту.

Так как в ситуации с гражданином «А» отсутствие добровольного согласия на перевод в миротворческий батальон было подтверждено, то в силу вступает статья 42 УК РФ, которая говорит, что:

  1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Следовательно, принимая во внимание всё вышеизложенное, в рамках приведённого примера гражданин «А» на законных основаниях не должен и не будет нести уголовную ответственность по ст. 332 УК РФ. Возвращаясь от проблематики квалификации к основному вопросу рассматриваемой темы следует перейти к части 2 статьи 332 УК РФ:

  1. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Данный квалифицирующий состав имеет в своей структуре 4 признака:

  • «групповое преступление, совершённое без предварительного сговора»;
  • «групповое преступление, совершённое на основе предварительного сговора»;
  • «групповое преступление, совершённое в результате деятельности организованной группы»;
  • «повлекшие тяжкие последствия».

Стоит понимать, что групповое преступление признаётся таковым только если участники его совершения, а это обязательно более 2-х лиц, являются соисполнителями и принимали самое активное участие в неисполнении приказа, а также все они военнослужащему. Данное обстоятельство исключает из субъективного состава по 332 УК РФ гражданских лиц, их привлечение к ответственности по рассматриваемому преступлению возможно только в роли соучастников (организатор, пособник и подстрекатель). Отсутствие предварительного сговора обуславливается активными и осмысленными действиями всех участников группы по неисполнению своих обязанностей, но без наличия в мотивах их действий фактора ранее осуществлённых договорённостей.

Деятельность организованной группы может не наличествовать однотипными и целенаправленными действиями всех участников группы, а могут быть лишь в форме соучастия, при этом квалификация будет исходить только из части 2, минуя при этом статью 33 УК РФ. К рассматриваемым тяжким последствиям можно отнести гибель или причинение вреда здоровью человека, уничтожение множества единиц боевой техники, крупный материальный ущерб. Следует понимать, что в отличие от существенного вреда, в данном случае тяжкие последствия могут достигаться и в следствие неосторожных действий виновного лица.

  1. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

По сути, часть 3 – это самостоятельное преступление, предполагающее, что рассматриваемые тяжкие последствия являются следствием небрежного и недобросовестного отношения к своим воинским обязанностям. Возможно предположить, что обоснованность введения ч. 3 продиктовано, в том числе, известной поговоркой: «Небрежный союзник хуже опытного врага». Субъективная и объективная сторона характеризуется теми же основными признаками за исключение умысла виновного лица, который в данном случае отсутствует.

В заключение стоит отметить, что система субординации в данной, крайне важной для безопасности страны сфере достаточно запутана. К положениям статьи 332 могут относиться и ситуации при которых два гражданина, имеющих одинаковое звание, в отдельно взятой ситуации находятся в разных подчинённом положении, и один из них может отдавать распоряжения другому, и их неисполнение как раз и будет рассматриваться, как уголовно-наказуемое деяние. К этому принципу относятся и ситуации, при которых распоряжение поступило от лица, не имеющего прямого отношения к «подчинённому», например, когда по долгу службы совместное выполнение обязательств возложено на граждан, которые проходят службу в разных воинских частях, но один из них выше в звании или должности.

Юрий! Уставом Внутренней службы точно определено как отдаются и исполняются приказы.

39. Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

40. Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом — от имени начальника гарнизона.

41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его.При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, — обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Вы не имели права отказываться от выполнения приказа.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *