0

Особые отметки в водительском удостоверении

В настоящее время удостоверение водителя стало целым кладезем информации. Понять большинство данных под силу любому человеку. Например, срок действия, персональные данные собственника документа. Некоторые пометки сложнее поддаются расшифровке. Одна из таких – отметка GCL на водительском удостоверении. Она имеет своё конкретное значение и может проставляться только в одном определённом месте. Игнорирование этой метки приведёт к неприятной ситуации на дороге и наложению крупного штрафа.

Функционал прав водителя

Подтверждение права нахождения за рулём – водительское удостоверение – неотъемлемая часть комплекта документов, подтверждающих право нахождения за рулём автомобиля. Благодаря своему компактному размеру, документ очень удобен в применении. Он содержит большой объём передаваемой информации. Помимо указания категории ТС, к которой допущен водитель, там прописаны все персональные данные владельца.

Права могут служить для подтверждения личности, как и паспорт.

Формат документа, подтверждающего право водителя находиться за рулём, утверждён приказом МВД России № 365 в 2009 г., где идёт речь о введении удостоверения в действие. Позже были введены корректировки, согласно которым в 2016 г. (начиная с 4 апреля) стали появляться непривычные водителям аббревиатуры, написанные латинскими буквами в выдаваемых правах обновлённого образца.

В удостоверении нового типа сохранилось 14 граф, как и в старом, из них 9 находятся на лицевой стороне.

В них прописаны:

  • личные данные водителя, заполняются из паспорта (графы 1–3);
  • В №4 – пункты a), b), c) – информация о дате выдачи документа, сроке действия и выдавшего их органа;
  • № 5 – данные удостоверения (серия и номер), совпадающие с теми, что указаны на другой (оборотной) стороне;
  • графы 6–8 – фото собственника,личная подпись и место жительства, регистрации;
  • № 9 – разрешённые к вождению категории транспорта.

Оборотная сторона содержит следующие графы (10–14), расположенные в виде таблицы (кроме граф 13, 14):

  • графы 10–11 – напротив открытой категории будет вписан срок действия удостоверения;
  • № 12 используется как раз для проставления особых отметок, связанных с открытой категорией прав;
  • штрих-код, находящийся слева от таблицы, считается графой 13;
  • № 14 отводится под указание обозначений, связанных со всеми категориями, разрешёнными к вождению, а также туда вносится информация об общем сроке стажа.

Сначала 2014 г. ГИБДД ввело пиктограммы новых подкатегорий (хотя выдавать документы нового образца стали с 2016 г., изменения утвердили в 2014 г.) Сделано это было для соответствия установленным пунктам Венской Конвенции – международного договора о приведении ПДД к общему знаменателю. Теперь оформление водительских документов максимально приближено к западным стандартам. С обновлённым удостоверением возможна поездка по большинству европейских автомагистралей без проблем взаимопонимания с сотрудниками ГИБДД.

Введены особые категории – В1 и Е. Первая (В1) обозначает допуск к управлению ТС с рулём мотоциклетного типа, в основном это трициклы и квадроциклы.

Вторая (Е) – может добавляться к ранее введённым В, С, Д в разных вариациях:

  • благодаря прибавлению значения Е к категории В появляется соответствующее уточнение – водитель может справиться с управлением машины с прицепом, общая масса которой менее или равна 3,5 тонн;
  • появление Е в открытой категории С значит, что разрешено водить ТС с крупногабаритным прицепом, у которого более 2 осей;
  • обозначение Е, добавленное к Д, служит разрешением для вождения пассажирского ТС сочленённого типа (например, Икарусы).

Введение непривычных аббревиатур, согласно которым в апреле 2016 г. стали выдавать права обновлённого образца, коснулись только двух граф удостоверения:

  • № 12 – используется для проставления ограничений, связанных с отдельной категорией транспорта;
  • № 14 – вписывается общий стаж вождения (с момента выдачи первого удостоверения) и уточнения по всем открытым категориям (как правило, это отметки о состоянии здоровья и связанные с этим особые указания).

В этих графах стали появляться новые отметки, самые частые – те, что указаны выше (AS и GCL).

Управление ТС в несоответствии с указанными специальными символами или открытыми категориями жестоко карается как серьёзное нарушение ПДД.

За нарушение особых отметок при вождении ТС налагается штраф в том же размере, как и за поездку без прав –от 5 до 15 тыс. р.

Закодированное значение введённых аббревиатур стоит знать и запомнить, потому что незнание закона не освобождает от обязательств.За подобный проступок грозит привлечение к административной ответственности по статье 12.7 ч. 1 КоАП РФза вождение ТС без документов о разрешении к управлению.

Водительские права представляют собой главный документ, подтверждающий право человека по управлению определенным транспортным средством. Все водительские права с одной стороны схожи, но с другой – имеют свои отличия.

Разница заключается в том, что конкретный водительский документ дает право на управление только определенной категорией/подкатегорией транспортных средств и не больше.

Все существующие варианты категорий/подкатегорий водительских прав мы подробно рассмотрели в рубрике «Категории», поэтому сегодня поговорим немного о другом.

В нашем материале Вы узнаете все нюансы, связанные с графой «Особые отметки» водительского удостоверения и значения этих самых отметок.

Начиная с 2016 года оформляются водительские удостоверения в которых содержится сразу две графы «Особых отметок». Обе графы расположены на тыльной стороне водительского документа:

  1. Крайний столбец в таблице (№12) налагает ограничения, которые относятся к определенным категориям транспортных средств.
  2. Графа (№14) «Особые отметки», находящаяся под таблицей, налагает ограничения по всем открытым категориям прав.

До недавнего времени в нашей стране оформляли водительские удостоверения другого типа. Они включали в себя всего лишь одну графу «Особые отметки». До сих пор большое количество таких водительских прав находится в обращении, поэтому ниже мы рассмотрим особые отметки, которые вносятся или вносились как в новые права, так и в права «старого» образца.

Особые отметки в новых правах в 2017 году

Отметка АТ

Отметка АТ дает право на управление транспортными средствами, оборудованные исключительно автоматической коробкой передач («автоматом»).

Такая Отметка АТ может заноситься как в графу №12 (в таком варианте она относится к одной категории/подкатегории), так и в графу №14 (в таком случае она относится сразу ко всем категориям/подкатегориям).

Отметка MS

Отметка MS относиться исключительно к подкатегории B1 и не одной другой. Такая отметка дает право на управление исключительно трициклами или квадрицикламии, оборудованными конструкцией мотоциклетной посадки или мотоциклетным рулем.

Отметка AS

Отметка AS противоположна по своему смыслу предыдущей отметке MS. Отметка AS дает право на управление трициклами/квадрициклами у которых нет мотоциклетного руля или посадки мотоциклетного типа.

Отметка ML

Отметка ML входит в категорию М и обозначает, что у водителя существуют медицинские противопоказания по управлению мопедами в этой категории. Таким образом, ML напрямую запрещает управлять ТС категории М.

Отметка МС

Отметка МС – дает право на управление транспортными средствами только с ручной коробкой передач.

Отметка APS

Отметка APS – дает право только на управление транспортными средствами, которые в обязательном порядке оборудованы парктроником, то есть акустической парковочной системой.

Отметка GCL

Отметка GCL – дает право на управление транспортными средствами в случае, когда водитель носит очки или контактные линзы, то есть приборы, корректирующих зрение.

Отметка HA/CF

Отметка HA/CF – дает право на управление транспортными средствами водителю, в обязательном порядке использующим медицинские изделия для корректировки потерянного слуха.

Водительский стаж

Такая отметка проставляется исключительно в случае замены водительских прав. Такой маркер показывает, в каком году человек впервые получил водительские права.

Дубликат

Отметка «Дубликат» проставляется в водительских правах, выдаваемых вместо утерянных/украденных документов. На практике никакого значения отметка не имеет.

Медицинская справка обязательна

Отметка проставляется в водительских правах, когда человек страдает отклонениями в здоровье. Если такая отметка стоит – управлять автомобилем можно только тогда, когда при себе присутствует действующая медицинская справка.

Если медицинская справка отсутствует – такой случай приравнивается к ситуации, когда у водителя вообще нет права на управление транспортным средством. Штраф в такой ситуации может составлять от 5000 рублей до 15000 рублей.

Изменения в графе 12

Многие водители задаются вопросом, что означают отметки GCL и иные кодировки в ВУ. 2018 г. никаких принципиально новых обозначений не принёс.

Графа 12 имеет такие аббревиатуры:

  1. AS (сокращение от AutomotiveSteering) обозначает «с посадкой и рулём автомобильного типа».Используется для указания определённой трансмиссии транспорта, которая попадает под управление в категориях В и В1. Проще говоря, обозначает запрет нахождения за рулём на мото- и трициклах.
  2. MS (аббревиатура, образованная от MotorcycleSteering) ставится в нововведённой категории «В1» и имеет значение: владелец удостоверения вправе водить квадроциклы и трициклы с посадкой и рулём мотоциклетного вида.
  3. ML обозначает ограничения в автотранспорте категории «М», обоснованные медицинскими предписаниями.

Абсолютно случайно можно заработать эту метку об ограничении на медкомиссии для получения удостоверения водителя. Если при осмотре окулиста умолчать о своём желании водить ТС, принадлежащие к категории «М», то ограничение «ML» проставят автоматически.

Что касается кодировки AS, то её наличие необходимо в следующих случаях:

  1. Масса средства передвижения, разрешённого для вождения, не превышает 3,5 тонн.
  2. Число салонных мест менее или равно восьми.
  3. Разрешено вождение ТС с прицепом, массой более 750 кг.
  4. Мотоциклом управлять нельзя.

Отметка AS используется для подкатегории B1. Указанное нововведение (В1) используется для разрешения вождения мотоциклов и трициклов со следующими характеристиками:

  • масса ТС (без груза) не должна превышать 550 кг;
  • ТС не способно разогнаться свыше 50 км/ч;
  • объём двигателя не больше 50 см3.

Таким образом, если в подкатегории В1 стоит отметка AS, значит, садиться за руль мотоцикла водитель не имеет права.

Изменения в графе 14

В указанном пункте наиболее часто, наряду с информацией о стаже и уточнении некоторых медицинских данных (по желанию могут вписать резус-фактор и группу крови), встречается загадочная пометка GCL в водительском удостоверении нового образца – что это? Табу на вождение ТС без приборов для коррекции зрения. Очки это будут или линзы – выбор остаётся за человеком, севшим за руль. Кстати, на фотографии, которую делают для ВУ, водитель должен быть таким, каким будет за рулём. Если он пользуется очками, то и фотографироваться на права должен в них. Если линзами – принцип тот же, хоть их и не видно на фото. Такое правило предусмотрено с целью облегчения сотруднику ГАИ узнавания владельца документа.

Если пункт 14 в ВУ пополнился отметкой GCL (mustwearglassesorcontactlenses), то водитель при управлении ТС обязан носить очки или линзы.

Помимо латинской аббревиатуры о необходимости ношения очков или линз, в графе 14 могут быть иные кодировки:

  1. MC (сокращение от ManualControlOnly) – у водителя имеются медицинские показания для пользования ручным управлением при движении ТС.
  2. AT (сокращение от AutomaticTransmission) – к управлению допускаются автомобили, оснащённые автоматической коробкой передач. Пометку получат те, кто сдавал экзамен на ТС с автоматом и обучался на такой же модели. Для прошедших обучение вождению ТС на механике ограничений не предусмотрено – могут водить и механику, и автомат.
  3. APS (сокращение от AcousticParkingSystemOnly) – разрешено вождение автомобилей с АПС – парктроником, подающим звуковой сигнал.
  4. HA (сокращение от MustWearHearingAid/CommunicationAid) или CF (сокращение от CommunicationAid) – при вождении ТС нужно носить аппараты для коррекции слуха.

Изменения помогут сотрудникам правопорядка (как на наших дорогах, так и за рубежом) сразу понять, что перед ними человек с ограниченными возможностями.

Кроме введённых корректировок, в 14 графе прописывается ещё и общий стаж вождения. Отсчёт начинается с момента получения первого удостоверения.

По желанию в этой графе могут внести данные о группе крови и резус-факторе. В случае серьёзного происшествия это может сэкономить время врачам скорой помощи и спасти жизнь владельца прав.

Важно для водителей

В старых правах отметки прописывались словами, без кодировок. В обновлённых правах введённые аббревиатуры значительно экономят место и позволяют вписать больше данных.

Нововведённые кодировки могут быть проставлены в графах 12 и 14. № 12 отводится для отметок, относительно открытой категории. В № 14, наряду с общим водительским стажем, проставляются ограничения, касающиеся всех разрешённых к вождению категорий. Чаще всего это касается медицинских ограничений.

Метка GCL (она может оказаться только в графе 14)означает, что к вождению ТС собственник прав допущен только в приборах для коррекции зрения.

Это могут быть (на выбор водителя):

  • очки с диоптриями;
  • контактные линзы.

Ранее тем, у кого есть отклонения уровня зрения от нормы, со старым образцом водительского удостоверения было менее удобно. На задней стороне документа был вписан конкретный прибор для улучшения зрения, необходимый для вождения авто – очки или линзы. Теперь, с новой аббревиатурой, водитель может решать самостоятельно, как ему комфортнее.

Кодировка GCL в водительском удостоверении появляется на основании справки от окулиста. Получают её на этапе обязательного прохождения медицинской комиссии перед получением прав.

Если острота зрения не соответствует требуемой для полноценного вождения, метка проставляется в 14 графе. Тогда для поддержания безопасности движения водителю понадобятся соответствующие вспомогательные приборы.

Вопрос: Что делать, если была проведена коррекция зрения, и больше нет необходимости в использовании очков или контактных линз?

Ответ: Об этом нужно известить инспекцию, отвечающую за безопасность дорожного движения.

После операции или иных манипуляций по восстановлению зрения, необходимо принести справку в местное отделение ГИБДД. После замены прав при отсутствии кодировки GCL можно будет ездить без приборов, корректирующих зрение.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *