0

Особенности конкурса с ограниченным участием по 44-ФЗ: что необходимо учитывать

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В настоящей статье мы с вами поговорим о конкурсах с ограниченным участием, проводимых в рамках 44-ФЗ. На практике такие процедуры проводится значительно реже, чем открытые конкурсы, однако обладают определенными особенностями проведения, о которых вам необходимо знать. В этой статье я постарался максимально подробно рассказать о данном виде закупок.

1. Понятие конкурса с ограниченным участием
2. Случаи проведения конкурса с ограниченным участием
3. Этапы проведения конкурса с ограниченным участием
4. Конкурс с ограниченным участием: сроки проведения
5. Случаи признания конкурса с ограниченным участием несостоявшимся
6. Отличие открытого конкурса от конкурса с ограниченным участием

Критерии оценки

Заказчик оценивает присланные на конкурс с ограниченным участием в электронной форме предложения сообразно критериям, обозначенным в конкурсных документах. К наиболее существенным из них принадлежат:

  • параметры и характеристики закупочного объекта, предлагаемого потенциальным участником;
  • квалификационный уровень претендента на участие в конкурсе;
  • присутствие и величина возможных дополнительных трат, которые потребуются на эксплуатацию и ремонт предлагаемого оборудования;
  • предлагаемая контрактная цена.

Конкурс с ограниченным участием принадлежит к категории достаточно непростых закупочных процедур. В ходе него участнику требуется соблюсти оптимальный баланс между качеством товара, работы, услуги, квалификацией поставщика, подрядчика, исполнителя и предлагаемой ценой.

Понятие конкурса с ограниченным участием

Конкурс с ограниченным участием — вид конкурса, в котором могут участвовать поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований (ч.1 и ч.1.1 ст.31 44-ФЗ) к участникам закупки предъявляются дополнительные требования (ч.2 ст.31 44-ФЗ, Приложение 2 ПП РФ от 04.02.2015 г. №99).

Предквалификационный отбор (сокращенно ПКО) — процедура, в ходе которой отбираются поставщики, удовлетворяющие установленным Заказчиком единым и дополнительным требованиям.

Важный момент: Дополнительные требования в обязательном порядке должны указываться Заказчиком в извещении и конкурсной документации. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (сокращенно КОУ).

Более подробно об единых и дополнительных требованиях к участникам закупок вы можете узнать из этой статьи.

Таким образом, заявка участника сначала должна пройти предквалификационный отбор (ПКО), а уже затем рассмотрение и оценку. Если же заявка участника не прошла ПКО, то до рассмотрения и оценки она не допускается.

Поскольку все виды конкурсов по 44-ФЗ имеют единую правовую основу, то к конкурсу с ограниченным участием применяются положения об открытом конкурсе с учетом особенностей, определенных ст.56 44-ФЗ.

Как проходит в закупках по 223-ФЗ

В ст. 3.4 223-ФЗ указано, в каких видах закупок предусмотрен предквалификационный отбор участников по 223-ФЗ, — в электронных конкурсах и запросах предложений с ограничениями для субъектов малого предпринимательства, но с определенными правилам проведения. В п. 9 ч. 4 ст. 3.4 223-ФЗ прописано, что если заказчик включает предквалификационный отбор в закупку, то соблюдает такие правила:

  1. Ко всем заявкам на конкурс в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, которые установлены в документации о конкурентной закупке.
  2. Заявки на участие в конкурсе в электронной форме должны содержать информацию и документы, которые предусмотрены документацией о конкурентной закупке и подтверждают соответствие поставщиков конкурса в электронной форме единым квалификационным требованиям.
  3. Заявки участников конкурса в электронной форме, которые не соответствуют квалификационным требованиям, отклоняются.

А в ч. 9 ст. 3.4 223-ФЗ установлены специальные нормы для предквалификационного отбора по 223 ФЗ в рамках запроса предложений с ограничениями для субъектов малого предпринимательства. Придется соблюдать такие правила:

  1. В извещении о проведении запроса предложений в электронной форме установите сроки проведения предквалификационного отбора.
  2. Ко всем участникам запроса предложений в электронной форме предъявляются единые квалификационные требования, которые установлены документацией о конкурентной закупке.
  3. Заявки на участие должны содержать информацию и документы, которые предусмотрены закупочной документацией и подтверждают соответствие участников закупок квалификационным требованиям.
  4. Заявки на запрос предложений в электронной форме, которые не соответствуют квалификационным требованиям, отклоняются.

Дополнительные требования к участникам

На предквалификационный отбор похожа процедура предъявления дополнительных требований к поставщикам.

В целях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг специализированного характера должны предъявляться следующие дополнительные требования к участникам закупки (их устанавливают 44-ФЗ и приложение № 1 постановления от 04.02.2015 № 99):

  1. Опыт для выполнение нужных работ (копии ранее исполненных контрактов и актов, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
  2. Наличие недвижимости, оборудования, технических средств (выписка из реестра прав на недвижимое имущество, копии инвентарных карточек, копии договоров аренды, лизинга или иные документы, подтверждающие факт наличия оборудования и имущества).
  3. Наличие финансовых и трудовых ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (документы, подтверждающие уровень соответствующей подготовки и квалификации специалистов).

Такие дополнительные требования предъявляются к потенциальным исполнителям независимо от формы определения поставщика (это может быть и электронный аукцион, к примеру).

В постановлении правительства от 04.02.2015 № 99 указаны наименование требования, список случаев его применения и список документов, которыми участники подтверждают свое соответствие.

Что делать поставщикам

Если поставщик намерен подавать заявки на процедуры с дополнительными требованиями и на процедуры с предквалификационным отбором, то ему необходимо заранее направить документы, подтверждающие его квалификацию, на электронную торговую площадку. Это делается в личном кабинете на каждой площадке отдельно. Сканы документов участнику необходимо прикрепить в раздел «Документы о соответствии участника» или аналогичный. Площадка проверит документы и в дальнейшем самостоятельно прикрепит их к заявке участника на соответствующую процедуру.

В дальнейшем подавать документы о соответствии дополнительным требованиям в составе второй части заявки на аукцион или конкурс участнику не нужно. Более того, заказчик не сможет учесть документы, которые участник самостоятельно приложил в свою заявку, а не направил заранее через электронную площадку.

Подробнее о дополнительных требованиях — в статье «Когда устанавливают дополнительные требование к участникам».

Предквалификационный отбор в госзакупках

Из комплексного анализа норм 44-ФЗ становится понятно, для чего заказчик проводит предквалификационный отбор, — чтобы отобрать тех поставщиков, которые удовлетворяют требованию по наличию определенной квалификации. К участию в дальнейшей закупке допускаются только те поставщики, которые прошли такую проверку.

44-ФЗ устанавливает перечень особых заказов. Исполнять их должны только поставщики, которые уже имеют опыт выполнения аналогичных работ или владеют необходимым оборудованием для надлежащего и своевременного исполнения условий договора. А этап проведения предквалификационного отбора участников закупки — это часть работы комиссии.

В отличие от обычной процедуры, в которой отсутствие квалификации не является основанием для отказа в участии, такая проверка подразумевает отклонение предложения поставщика, если тот не прошел ее.

Для какого способа закупки допускается предквалификационный отбор:

  1. Закрытый и открытый конкурс с ограниченным участием (технически, технологически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер заказов). Перечень случаев специализированного характера предусмотрен приложением № 2 к постановлению правительства от 04.02.2015 № 99, к примеру, изготовление оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии.
  2. Закрытый и открытый двухэтапный конкурс (научные исследования, эксперименты, изыскания, проектные работы при условии, что для уточнения характеристик объекта необходимо провести его обсуждение с потенциальными исполнителями).

Предквалификационный отбор

Не позднее чем по прошествии 10 рабочих дней со времени получения доступа к заявкам на участие в данном виде конкурса заказчик организует предквалификационный отбор по 44-ФЗ, в процессе которого он находит участников закупочного процесса, отвечающих заявленным им условиям.

Законодательно регламентированные доптребования при этом используются лишь для организации предквалификационного отбора и не должны применяться в виде оценочного критерия для заявок на участие в КОУ.

Итоги отбора, содержащие аргументацию принятых заказчиком решений, а также список участников, которые отвечают заявленным условиям, вносятся в протокол предквалификационного отбора.

Случаи проведения конкурса с ограниченным участием

Согласно ч.2 ст.56 44-ФЗ Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в следующих случаях:

  1. Закупка высокотехнологичных и инновационных товаров (работ, услуг) (Важный момент: Перечень таких товаров (работ, услуг) устанавливается Правительством Российской Федерации. См. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. №99);
  2. Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия; реставрация музейных предметов и музейных коллекций; выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Согласно Приложения 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. №99 к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации относятся:

  • выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии;
  • выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, в том числе при их использовании, переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации;
  • выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии;
  • выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса;
  • выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн. рублей;
  • оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей;
  • выполнение работ по определению кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
  • проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (далее — инвестиционные проекты) в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;
  • Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.

Причем для каждого случая из Приложения 2 Постановлением №99 установлены дополнительные требования, которым должен соответствовать участник закупки, а также документы, которые необходимо предоставить в качестве подтверждения соответствия таким требованиям.

Также хочу отметить, что Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч.2 ст.56 44-ФЗ путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Этапы проведения конкурса с ограниченным участием

Существует 7-ть основных этапов проведения конкурса с ограниченным участием:

Этап 1. Подготовка Заказчика к проведению закупки.

Этап 2. Размещение Заказчиком извещения и конкурсной документации в единой информационной системе (ЕИС).

Этап 3. Прием заявок от участников.

Этап 4. Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде).

Этап 5. Проведение предквалификационного отбора среди участников закупки.

Этап 6. Рассмотрение и оценка заявок (проводится по правилам открытого конкурса).

Этап 7. Заключение контракта с победителем (участником закупки, который предложил наилучшие условия исполнения контракта).

Конкурс с ограниченным участием: сроки проведения

Ниже в таблице вы найдете основные сроки проведения данной процедуры:

Примечание: Поскольку к КОУ применяются положения об открытом конкурсе, то другие сроки, при необходимости, вы можете посмотреть в статье посвященной проведению открытых конкурсов.

Случаи признания конкурса с ограниченным участием несостоявшимся

Существует два случая, в которых КОУ может быть признан несостоявшимся (ч.9 ст.56 44-ФЗ):

1 Случай: Если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям Заказчика.

В данном случае Заказчик проводит повторный конкурс или новую закупку (ч.2 ст. 55 44-ФЗ).

2 Случай: Только один участник закупки признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям Заказчика.

Отличие открытого конкурса от конкурса с ограниченным участием

На самом деле отличия открытого конкурса от конкурса с ограниченным участием минимальны. Главным же отличием, как вы уже поняли, является наличие у КОУ предквалификационного отбора, где проверяется соответствие участника единым и дополнительным требованиям. А при проведении открытого конкурса участников проверяют лишь на соответствие единым требованиям и делают это на этапе рассмотрения и оценки конкурсных заявок.

На этом моя статья по участию в открытых конкурсах с ограниченным участием подошла к концу. Для того чтобы лучше усвоить материал настоящей статьи, рекомендую вам также изучить статью про открытые конкурсы.

При выборе поставщика предлагаемая им цена контракта не всегда оказывается решающей. Важную роль играет и деловая репутация компании. При участии в тендерах, реализуемых в рамках 223-ФЗ, может понадобиться пакет документов, которые подтверждают надежность компании. 44-ФЗ с этой точки зрения оказывается мягче. В данной статье мы попробуем разобраться в основных особенностях подтверждения деловой репутации в соответствии с действующим законодательством.

Что входит в понятие «Деловая репутация»

Деловая репутация – это совокупность факторов, которые позволяют оценить добропорядочность и стабильность организации. Она становится своеобразным нематериальным активом компании. Положительная репутация приводит к повышению спроса на услуги фирмы, так как она позволит контрагенту быть уверенным в положительном результате сотрудничества.

Чтобы иметь хорошую репутацию компания должна отвечать следующим общепринятым требованиям:

  1. Оказывать услуги или реализовывать товары высокого качества;
  2. Иметь профессиональный штат сотрудников;
  3. Обладать хорошими кредитными показателями;
  4. Иметь добросовестные отношения со всеми контрагентами;
  5. Отличаться высокой корпоративной культурой.

При наличии одинаковых материальных ресурсов фирмам с плохой деловой репутацией продать товар значительно сложнее.

Оценка деловой репутации по 44-ФЗ

Какого-либо нормативно-правового акта, который бы четко устанавливал понятие «деловая репутация» не существует. При этом согласно постановлению Правительства №1085 от 28.11.2013 г. Одним из критериев оценки заявок может выступать деловая репутация. Заказчик вправе запрашивать у потенциальных поставщиков следующую информацию:

  1. Наличие положительных отзывов о деятельности компании;
  2. Стаж работы;
  3. Количество и квалификацию кадров, которые будут принимать участие в исполнении контракта;
  4. Достаточность основных средств для исполнения взятых на себя обязательств.

В середине января 2017 года было опубликовано письмо Министерства экономики и развития № ОГ-Д28-761. Согласно нему заказчик может самостоятельно разрабатывать закупочную документацию для открытых конкурсов и указывать в ней такой критерий оценки заявок, как наличие положительной деловой репутации. При этом непредставление участником документов, подтверждающих репутацию, не является основанием для отклонения заявки.

Деловая репутация в рамках 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет прямого запрета на установление заказчиками требований о наличии у поставщика хорошей деловой репутации. Поэтому этот вопрос вызывает немало споров. В ФАС поступает немало жалоб от поставщиков, заявки которых были отклонены по причине непредставления документов, подтверждающих деловую репутацию.

Из практики ФАС становится понятно, что контролирующие органы считают установление подобных требований избыточными. Деловая репутация никак не может отразиться на исполнении поставщиком своих обязательств по контракту. Следовательно, действия заказчика должны быть признаны неправомерными.

Какие документы подтверждают деловую репутацию

Если заказчик устанавливает в документации требование о подтверждении участником своей деловой репутации, то он обязан указать и перечень прилагаемых для этого документов. Это позволит обеспечить объективный подход при выборе поставщика. Документами, которые могли бы подтвердить репутацию, могут стать:

  1. Благодарственные письма от контрагентов.
  2. Грамоты и дипломы, полученные компанией.
  3. Дипломы сотрудников организации.
  4. Сертификат на право оказания услуг.

Такие документы предоставляются участником в составе заявки. Наличие сертификатов не является для компании обязательным, так как их получение требует немалых затрат как временных, так и финансовых.

Хорошая деловая репутация – важная часть любого бизнеса. Ее наличие расширяет возможности для участников госзакупок. Поэтому всем фирмам следует прикладывать усилия для сохранения положительного имиджа.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *