0

Охранная зона ручья сколько метров

Участник FORUMHOUSE с ником SkayUoker74, который много лет работает в специализированной организации, занимающейся гидротехникой и геотехникой, подготовил подробную инструкцию для тех, кто купил участок на «первой линии» и планирует построить там дом. Из нашей статьи вы узнаете:
— Как узнать границы водоохраной зоны
— Где искать нужную информацию
— В каких ведомствах должны помочь владельцу участка
— Где строиться запрещено, а где можно
— Как расположить дом в водохранной зоне

Что такое водохранная зона

Самый главный документ, с которым должны сверять свои действия собственники участков на берегах водоемов – Водный кодекс РФ. Он, в частности, определяет право собственности на водные объекты. Согласно Водному кодексу,

частным может быть только прудик внутри участка. Ручьи, озера и речки частными быть не могут.

Территории, которые примыкают к границам водоемов – водоохранные зоны. В них установлен специальный режим хозяйственной деятельности. В границах этих водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся еще более строгие ограничения. Внутри прибрежных защитных полос есть еще береговые полосы общего пользования.

SkayUoker74

Водоохранная зона, как матрёшка, включает в себя три зоны с различными ограничениями в каждой из этих зон.

Представим, что мы выходим из водного объекта на свой участок на берегу. Первое, что мы пересекаем – береговая линия, которая обозначает границу водного объекта. От нее тянется береговая полоса (в большинстве случаев 20 метров, в некоторых – 5 метров).

  • 20 метров – для всех водоемов, кроме каналов и ручьев с длиной от истока до устья менее 10 км;
  • 5 метров – для каналов и коротких речек и ручьев (менее 10 км от истока до устья).

Береговую полосу нельзя приватизировать, она – для общего пользования. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от того, каков уклон у берега

  • Для обратного или нулевого уклона – 30 метров;
  • Для уклона до трех градусов – 30 метров;
  • Для уклона более трех градусов – 50 метров.

При покупке участка на берегу водоема обращайте внимание на рельеф берега!

Как узнать границы водоохраной зоны

Узнать, что на купленном участке находится водоохранная зона можно по вот таким табличкам. Их устанавливают на всем протяжении водоохранных зон.

SkayUoker74

В лакомых, интересных для застройки местах такие знаки уже стоят.

Эти таблички устанавливают территориальные бассейновые водные (или Отделы водных ресурсов) управления Федерального Агентства Водных ресурсов.

Вот актуальный список Отделов водных ресурсов, которые существуют в России:

  • Нижне-Обское БВУ
  • Нижне-Волжское БВУ
  • Невско-Ладожское БВУ
  • Московско-Окское БВУ
  • Ленское БВУ
  • Кубанское БВУ
  • Камское БВУ
  • Западно-Каспийское БВУ
  • Енисейское БВУ
  • Донское БВУ
  • Двинско-Печорское БВУ
  • Верхне-Обское БВУ
  • Верхне-Волжское БВУ
  • Амурское БВУ

У каждого из БВУ есть сайт, на котором можно найти информацию, необходимую для согласования строительства и иной деятельности у воды.

Именно в этом ведомстве ответят, где официально проходит водоема – официально водоохранная зона начинается от уреза воды.

Согласно Водному кодексу, урез воды или береговая линия реки, ручья, канала, озера и обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а пруда и водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды (НПУ);

Величину НПУ на самых крупных водохранилищах проще всего узнать на сайте БВУ, который отвечает за ваш регион. Если участок куплен на берегу озера или небольшой речки, придется написать запрос в территориальный отдел водных ресурсов. В запросе нужно попросить предоставить характеристику речки или озера.

Также можно поискать свой водоем в Государственном водном реестре, где собрана информация практически обо всех водоемах нашей страны. И даже если водоем совсем крошечный и пока не учтен, рано или поздно он будет внесен в этот реестр.

SkayUoker74

Утаить строительство «на тайных берегах» не получится.

Характеристика водного объекта нужна для того, чтобы самостоятельно, не оплачивая работу специалистов, узнать размеры водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы. Так, узнав длину водоема, мы сможем узнать ширину водоохраной зоны. В соответствии с частью 4 ст. 65 Водного Кодекса она устанавливается для рек и ручьев в зависимости от их длины от истока до устья:

  • до 10 км – пятьдесят метров;
  • 10-50 км – 100 метров;
  • более 50 км – 200 метров.

Для рек и ручьев протяженностью менее 10 км водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Можно ли подъезжать к реке на машине и разрешена ли стоянка?

Вид водоема Ширина зоны, м
Ручьи и реки длиной менее 10 км 50
Реки от 10 до 50 км 100
Реки более 50 км длиной 200
Озера и водохранилища площадью более 0,5 кв. км 50
Проточные водохранилища на ручьях и реках Как у ручья или реки, на которой построена плотина
Моря 500
Каналы По ширине полосы отвода
Озеро Байкал В соответствии с решениями местных органов власти, но не менее 50 м

На конкретных примерах это будет выглядеть так:

  • У жителей Воронежа популярен отдых на песчаных пляжах реки Усманка (нижнее течение реки Усмань). По карте длина этой реки 151 км – значит, машину надо ставить не ближе 200 м.
  • Житель Старого Оскола решил искупаться в реке Убля, протекающей недалеко от города. Длина этой реки – 51 км, значит, парковаться можно не ближе 100 м от береговой линии.
  • Длина реки Волга 3,53 км, а водоохранная зона – 50 метров.

Ширина охранной зоны и ее граница – юридически разные вещи. Поэтому ориентироваться надо в первую очередь на предупредительные знаки у берегов водоема. Но в любом случае нахождение на расстоянии от берега меньшем, чем указано в таблице, будет правонарушением.

Как строиться в водоохранной зоне

Существующее законодательство позволяет строить дом в водоохраной зоне. На этой схеме представлено идеальное расположение дома на берегу.

SkayUoker74 Это идеальная схема. В жизни — участки имеют разную конфигурацию, расположение относительно берега, соседей, иногда постройки уже давно такм стоят и т. д.
Однако в свете последних новшеств относительно отступов, минимальных расстояний и т. п — думаю и эта схема пригодится.

Проблемы могут возникнуть у собственника участка, попавшего в санитарную защитную зону, или зону санитарной охраны (ЗСО). Она вводится для водных объектов-источников водоснабжения.

В ЗСО входят три пояса, и в каждом устанавливается свой режим хозяйственной деятельности.

Ограничения ЗСО

I пояс вводится на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;

Запрещается
посадка высокоствольных деревьев;
все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
прокладка трубопроводов различного назначения;
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
проживание людей;
применение ядохимикатов и удобрений;
спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.

II пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды.

Запрещается
размещение предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.

III пояс предназначен для защиты от химических заражений.

Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:
выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Таким образом, в первом поясе нельзя строить ничего вообще, во втором и третьем любое новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, должно быть обязательно согласовано с Роспотребнадзором. Строить во втором поясе можно, получить землю в собственность – нет.

А главное: если окажется, что ваша земля расположена в границах второго пояса ЗСО, это достаточное основание для отказа в государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.

Что запрещено в прибрежной полосе

В границах этой линии нельзя совершать следующие действия (статья 65 ВК РФ):

  1. Использование сточных вод для регулирования плодородных почв.
  2. Проведения мер по борьбе с вредными организмами с помощью авиации.
  3. Размещение специальных хранилищ с пестицидами и агрохимикатами.
  4. Сброс сточных и дренажных вод.
  5. Установление следующих построек:
    • скотомогильников;
    • кладбищ;
    • мест захоронения отходов производства и потребления, взрывчатых, химически, а также токсических и ядовитых веществ;
    • складов горюче-смазочных материалов;
    • пунктов хранения радиоактивных отходов.
  6. Движение и стоянка транспортных средств (исключением является специализированная техника, а также использование для передвижения и стоянки особых мест с твердым покрытием).
  7. Установка заправок и станций технического осмотра (исключением является расположение этих построек на территории портов, судостроительных и ремонтных организаций).
  8. Применение пестицидов и ядохимикатов.
  9. Разведка и добыча полезных ископаемых.

В связи с этим физическому лицу запрещается:

  • загрязнять водоохранные территории;
  • заниматься распашкой земель;
  • выпасать скот.

В некоторых местах может быть запрещено кормление животных, обитающих в пределах охраняемой области. Подобные меры позволяют сохранять экосистему.

Кто отвечает за соблюдение норм использования

На этой территории можно расположить любой объект, кроме описанных выше. Однако также имеется ряд нюансов, которые требуется обязательно учесть:

  1. Строительство допускается только с учетом обеспечения условий охраны области от загрязнения и истощения.
  2. Законодательство обязует собственников использовать системы очистных сооружений, а также септик. Можно подключиться к ливневой канализации или же разработать свою.
  3. При строительстве производственных предприятий, требуется установить свою собственную систему. Отсутствие вышеописанных условий является основанием для привлечения к административной ответственности.

Собственники индивидуальных жилых сооружений могут использовать вместо очистных систем стоки из водонепроницаемых материалов.

Также при расположении этих объектов обязательно требуется:

  • сделать дорогу для подъездов;
  • оборудовать стоянку асфальтовым покрытием.

Застройщику нужно знать о принадлежности участка к водоохранной территории. Чтобы получить эту информацию, требуется обратиться в службу кадастрового учета. Для строительства необходимо официальное разрешение из государственного реестра.

Индивидуальное строительство в этих зонах осуществляется в соответствии с общими требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом 65 статьи Водного Кодекса.

Во время проведения работ требуется знать ширину охраняемой области. Также вся используемая документация тщательно проверяется на факт соблюдения экологических норм.

Для аренды земли в зоне реки, которая находится под надзором, нужно обратиться в местные органы исполнительной власти. Ведение хозяйственной деятельности можно осуществлять без согласования с органами по защите и контролю.

В России осуществляется контроль со стороны Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Также в этом процессе участвуют местные органы исполнительной власти.

Инспекторы этих служб имеют право на:

  1. Проверку требований по использованию охраняемых территорий.
  2. Проводить проверку объектов, расположенных внутри этих границ.
  3. Составлять акты и предоставлять их для ознакомления.
  4. Досматривать суда (в том числе иностранные) на предмет использования защитных мер по охране окружающей среды.
  5. Выдавать предписания по устранению нарушений (вторая сторона должна обязательно исполнить их в сроки, указанные в документе).
  6. Уведомлять собственников о факте проведения проверок, а также об их результатах.

Федеральными органами в области санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется контроль за организациями, расположенными внутри охраняемых территорий. А именно:

  1. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, разработанным и установленным Правительством РФ.
  2. Контроль за гигиеническими нормативами. Имеется в виду проверка содержания в воде вредных веществ. Подобные меры обеспечивают безопасность здоровья и благоприятное состояние населения Российской Федерации.

Штраф за въезд и стоянку (парковку) у водоема

Ответственность наступает в тот момент, когда факт нарушения был зафиксирован. Например, мытье автомобиля на запрещенном расстоянии от реки.

Если нарушитель загрязняет водные ресурсы, то может наступить уголовная ответственность. В данном случае будет грозить мера пресечения в виде лишения свободы сроком до 2 лет.

Гражданину сначала требуется выяснить является ли территория охраняемой или нет. Для этого он может обратиться в органы исполнительной власти и уточнить эту информацию либо осмотреть место на наличие знаков.

Лицо, совершившее правонарушение Размер санкций, руб.
Физическое 3 000 — 4 500
Должностное 8 000 — 12 000
Юридическое 200 000 — 400 000

Помимо выплаты штрафа, виновное лицо обязуют устранить после себя все нарушения.

Например, постройка, установленная без соблюдения норм охраняемой территории, должна быть снесена самим гражданином.

В отношении транспорта ст. 65 ВК РФ прямо устанавливает следующее ограничение: в водоохранной зоне и тем более на прибрежной защитной полосе нельзя ни останавливаться, ни проезжать.

Единственное исключение, предусмотренное пп. 4 ч. 15 ст. 65 ВК РФ – это случаи, когда транспортные средства движутся и стоят либо на дорогах, либо на специально оборудованных площадках с твердым покрытием. Логичность этого правила очевидна:

  • Стоящая на рыхлом грунте тяжелая машина может своим весом вызвать постепенное сползание грунта. Это, в свою очередь, приведет к измельчению, заилению и заболачиванию водоема.
  • Транспортное средство, даже соответствующее экологическим нормам для транспорта – это источник загрязнения.

Водителю, въехавшему в водоохранную зону и поставившему там машину на стоянку, придется столкнуться с последствиями, предусмотренными ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Она предусматривает только один вид наказания – штраф. Его размер составит:

  1. Для обычных граждан – от 3 до 4,5 тысяч рублей.
  2. Для должностных лиц – уже от 8 до 12 тысяч.
  3. Для юридических лиц (например, для фирмы, организовавшей стоянку в неположенном месте) – от 200 до 400 тысяч рублей.

С формальной точки зрения к транспортным средствам относится даже велосипед. Но на практике велосипедистов обычно не штрафуют. Также редко привлекают к ответственности охотников, которые на машинах пересекают лесные ручьи. Наконец, обычно не назначают штрафы в тех случаях, когда правонарушение малозначительно: например, рыбак привез моторную лодку на автомобильном прицепе, сгрузил ее на воду и сразу же отогнал машину за пределы водоохранной зоны.

Если вы считаете, что вам незаконно выписали штраф — свяжитесь с нашим автоюристом и получите бесплатную консультацию. И обязательно почитайте как обжаловать штраф ГИБДД.

У берега реки, озера или моря подъезд машины к воде возможен только в следующих местах:

  • На обочине дороги, если она проходит у берега.
  • На особых оборудованных стоянках с твердым покрытием. Даже если она размещена с нарушением, проблемы будут у того, кто построил, а не у водителя.
  • За чертой, ограничивающей водоохранную зону.

При использовании последнего способа следует ориентироваться в первую очередь на запрещающие таблички.

Отсутствие табличек не означает, что парковаться можно.

Ориентировочные размеры СЗЗ для предприятий всех классов опасности

  • промышленные объекты и производства первого класса – 1000 м
  • промышленные объекты и производства второго класса – 500 м
  • промышленные объекты и производства третьего класса – 300 м
  • промышленные объекты и производства четвертого класса – 100 м
  • промышленные объекты и производства пятого класса – 50 м

С классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и их СЗЗ можно ознакомиться здесь.

СЗЗ относится к разряду специальных территорий с особым режимом использования.

В соответствии со статьей 62 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов.
2. Установить, что полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, предусмотренные Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляются ими в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусматриваемых этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 10.09.2012, N 37, ст. 5004.

Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов

1. Настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон для гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, включающих в том числе прилегающие к гидроэнергетическим объектам участки водных объектов в верхних и нижних бьефах гидроузлов, на участках береговой полосы (в том числе на участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы (далее соответственно — охранные зоны, гидроэнергетические объекты), а также устанавливают особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон.
2. Охранные зоны устанавливаются для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования и безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов, включающих в том числе плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, судоходные шлюзы и судоподъемники, а также иные гидротехнические сооружения в составе гидроузлов.
Границы охранных зон устанавливаются в соответствии с требованиями к установлению границ охранных зон для гидроэнергетических объектов согласно приложению.
3. Охранные зоны устанавливаются в отношении эксплуатируемых и строящихся гидроэнергетических объектов.
В отношении строящихся гидроэнергетических объектов охранные зоны устанавливаются до их ввода во временную или постоянную эксплуатацию.
В отношении проектируемых гидроэнергетических объектов границы охранных зон указываются в проектной документации гидроэнергетического объекта.
4. Охранная зона считается установленной с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ее границах.
5. Границы охранной зоны подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, в зависимости от отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов или региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Для согласования границ охранной зоны организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании гидроэнергетическим оборудованием (гидротурбиной) эксплуатируемого (строящегося) гидроэнергетического объекта или которая имеет проектную документацию на проектируемый гидроэнергетический объект (далее — оператор гидроэнергетического объекта), представляет соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, заявление о согласовании границ охранной зоны с обязательным приложением карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве», на которой отображены эти границы (далее — карта (план)).
Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
6. Заявление о согласовании границ охранной зоны и карта (план) могут быть представлены непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
7. В согласовании границ охранной зоны может быть отказано в случае, если представленные параметры границ охранной зоны не соответствуют требованиям к установлению границ охранных зон, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.
Отказ в согласовании границ охранной зоны может быть обжалован в судебном порядке.
8. В случае принятия решения о согласовании границ охранной зоны на карте (плане) проставляется отметка о согласовании, которая заверяется печатью и подписью уполномоченного должностного лица соответствующего органа, указанного в пункте 5 настоящих Правил.
Карта (план) с согласованными границами охранной зоны либо отказ в таком согласовании передается оператору гидроэнергетического объекта непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
После согласования границ охранной зоны оператор гидроэнергетического объекта представляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальный орган) карту (план).
9. Обозначение на местности границ охранных зон осуществляется оператором гидроэнергетического объекта в акватории водного объекта в верхнем и нижнем бьефе гидроузла, а также на береговой полосе водного объекта в местах массового пребывания граждан посредством установки предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию об операторе гидроэнергетического объекта и необходимость соблюдения особых условий водопользования.
Порядок установки предупреждающих знаков для обозначения границ охранных зон гидроэнергетических объектов устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
10. Использование водных объектов (водопользование) в охранных зонах подлежит обязательному согласованию с оператором гидроэнергетического объекта.
11. Согласованию подлежат следующие виды деятельности (водопользования):
а) использование акватории водных объектов для рекреационных целей;
б) создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, а также искусственных земельных участков;
в) разведка и добыча полезных ископаемых;
г) сплав древесины в плотах и с применением кошелей, за исключением случаев пропуска через судоходные гидротехнические сооружения;
д) организованный отдых детей, а также ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов;
е) строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;
ж) строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов;
з) проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, за исключением работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;
и) подъем затонувших судов;
к) плавание маломерных судов, за исключением случаев их пропуска через судоходные гидротехнические сооружения, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах;
л) осуществление разового взлета и разовой посадки воздушных судов;
м) охота, все виды рыболовства, за исключением рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
н) купание и удовлетворение иных личных и бытовых нужд граждан;
о) проведение геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических и водолазных работ;
п) санитарный, карантинный и другой контроль;
р) научные и учебные цели.
12. Осуществление деятельности (водопользования) в охранной зоне, виды которой предусмотрены пунктом 11 настоящих Правил, а также хозяйственной и иной деятельности на участках береговой полосы водных объектов (в том числе на участках примыкания к гидроэнергетическим объектам) в охранной зоне (далее — деятельность (водопользование) в охранной зоне) подлежит согласованию с оператором гидроэнергетического объекта.
13. Письменное решение о согласовании осуществления деятельности (водопользования) в охранной зоне выдается соответственно на срок осуществления видов деятельности (водопользования) в охранной зоне, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, или на срок осуществления хозяйственной и иной деятельности на участках береговой полосы водных объектов (в том числе на участках примыкания к гидроэнергетическим объектам) в охранной зоне.
14. Для получения письменного решения о согласовании осуществления деятельности (водопользования) в охранной зоне физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее — заявитель) обращаются с письменным заявлением к оператору гидроэнергетического объекта не позднее чем за 15 рабочих дней до начала осуществления соответствующей деятельности (водопользования) в охранной зоне.
Оператор гидроэнергетического объекта в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления деятельности (водопользования) в охранной зоне.
15. Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) водопользования или осуществления деятельности в охранной зоне вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется оператором гидроэнергетического объекта о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении предусмотрена необходимость такого информирования.
Решение о согласовании осуществления деятельности (водопользования) в охранной зоне незамедлительно отзывается оператором гидроэнергетического объекта в случае угрозы возникновения аварийной (чрезвычайной) ситуации на гидроэнергетическом объекте. Оператор гидроэнергетического объекта незамедлительно информирует любым доступным способом Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, об отзыве указанного решения.
16. Мотивированный отказ в согласовании осуществления деятельности (водопользования) в охранной зоне допускается, если осуществление соответствующих видов деятельности (водопользования) может повлечь нарушение функционирования гидроэнергетического объекта.
Отказ оператора гидроэнергетического объекта в выдаче письменного решения о согласовании осуществления деятельности (водопользования) в охранной зоне может быть обжалован в судебном порядке.
17. Письменное решение о согласовании оператором гидроэнергетического объекта осуществления деятельности (водопользования) в охранной зоне прилагается к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, направляемому в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление водных объектов в пользование в соответствии со статьями 24 — 26 Водного кодекса Российской Федерации, в случаях осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами «а» — «и» пункта 11 настоящих Правил.
Приложение
к Правилам установления охранных зон
для гидроэнергетических объектов

Требования к установлению границ охранных зон для гидроэнергетических объектов

1. Охранные зоны устанавливаются вдоль плотины гидроэнергетического объекта на водном пространстве от водной поверхности до дна между береговыми линиями при нормальном подпорном уровне воды в верхнем бьефе и среднемноголетнем уровне вод в период, когда они не покрыты льдом, — в нижнем бьефе, ограниченном параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от оси водоподпорного сооружения на расстоянии:
а) для объектов высокой категории опасности — 500 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;
б) для объектов средней категории опасности — 350 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла;
в) для объектов низкой категории опасности — 200 м в верхнем и нижнем бьефе гидроузла.
2. Охранные зоны устанавливаются вдоль береговой линии водного объекта в верхнем и нижнем бьефе гидроузла в виде земельной полосы на пойме шириной 20 м, если частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации не установлены иные размеры береговой полосы, протяженность которой равна расстояниям от оси водоподпорного сооружения, устанавливаемым в соответствии с пунктом «1» настоящих требований.

Не первый раз я обращаюсь к этой теме и никак не как не могу понять эти Правила рыболовства. Для Северного РПБ — приказ МСХ от 30.10.2014 г. № 414.

Автор статьи: Николай Биричевский

Запрещено. п.14.2. осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в охраняемых зонах отчуждения гидротехнических сооружений и мостов. В правилах указано и расстояние. И оно может быть до 500 метров. За нарушение штраф. Рыболовы об этом знают.
Что вообще такое гидротехническое сооружение?
Из федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» узнаем, что это плотины, здания гидроэлектростанций, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, дамбы, сооружения предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек и др.

Это сооружения гражданского или другого назначения, установленное на искусственном или естественном водном объекте или в непосредственной близости от него либо само по себе являющиеся искусственным водным объектом. Ничего себе, а пруд? Ведь сам пруд является гидротехническим сооружением Вот те раз!?.
Как в этом разбираться?
Известно что любая набережная предназначена для защиты от наводнений и разрушений берегов, а значит гидротехническое сооружение. Получается, что в черте города, где, как правило, все реки в бетонных берегах, вылавливать рыбу вообще нельзя и любого, невзирая на пол и возраст, рыболова с удочкой или спиннингом можно смело штрафовать

Но ведь охраняемая зона в 500 метров действует во все стороны. Значит, я нарушитель, даже хотя нахожусь с удочкой на городской улице за полкилометра от реки. Штраф уже есть, а я даже удочку в воду не забросил?
Сделал запрос в Агентство по рыболовству. Мне ответили, что они не дают разъяснений по нормативным документам. Толкование законодательного акта возможно только в Министерстве сельского хозяйства. Сделал запрос в министерство.

Ответ, как выстрел, точный — все проблемы решаются собственником объекта на уровне субъекта федерации. Посылаю запрос Губернатору. Ответ за подписью Поромонова С.Е. начальника департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области:

«Автомобильный мост через реку Сухона в ***** районе **** области отсутствует в перечне судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, и не является гидроэнергетическим объектом» .

Любой мост не является гидротехническим сооружением — это ясно. В том что по нему не проходят электрические кабели и на нем нет знаков по Правилам судоходства — мне не обязательно знать и не интересно. Что сказал чиновник? Ничего по охраняемой зоне и по рыбалке. А если спросить о набережной? Спрашивать этого чиновника бесполезно.
Прошло какое-то время. Я решил сделать запрос собственнику моста. На дворе строжайший запрет выходить на улицу в связи с самоизоляцией, но ответ пришел сразу — через три дня. Оцените сами:

«Оперативное управление данным искусственным сооружением осуществляет КУ ВО » Управление *** области». Охранная зона вблизи моста через реку Сухона в г. Великий Устюг не установлена, таким образом на указанной территории действуют общие правила рыболовства». Подпись: — Врио Максимов А.В.
Молодец мужик !!! Побольше таких.

Почему в Правилах одно, а в жизни другое? Да потому, что Правила рыболовства писали не профессионалы. Они даже «слизать» с Правил в СССР не могли. Поясняю.
Правила Севзапрыбвод от 29 августа 1983 года № 92-П. Пункт № 22 Запрещается любительский и спортивный лов рыбы в течение всего года — у охраняемых плотин, шлюзов, мостов и других гидротехнических сооружений в пределах зон отчуждения.
Любому ясно, что нельзя рыбачить круглый год, зимой тоже, только у охраняемых в том числе мостов.

Мосты (запятая) и зонами отчуждения гидротехнических сооружений. Как правило это были железнодорожные мосты и, уж если там была охрана, то это было издалека видно всем: вооруженные люди на ж/д полотне за несколько метров до границы моста. При подходе к объекту проволока «колючка» на столбах, специализированные лодки на воде у берега около моста. Не ошибешься.

Соглашусь, что стоять под мостом опасно, а вдруг упадет, ведь пролет моста, за который я радею, в 1986 году обрушился (на снимке). По мосту ночью автомашины не передвигались. Рыбаки успели отбежать от костра — бетонная балка упала в трех метрах. Жертв не было.

Под мостом собирается рыба, даже в июнь-июльскую жару, а почему всем рыболовам ясно. А уж как рыбу вылавливать из под моста и на какие снасти, тоже учить никого не надо.
Уверен, что и рыбнадзор ко мне не будет придираться, если я поставлю лодочку в 30-50 метрах от моста и заброшу снасти. И не доставая спиннинг проеду под мостом троллингом. А если не поймут служивые моих разъяснений и «возбудятся» на административное дело, то ведь в суде разумные люди. Разберемся-отобьемся. Знайте, но лучше иметь «бумажку» при себе.
Все решает не Министр и не «рыбный» начальник, а собственник. Вот Вам и коллизия. А решают ли что-либо начальники или держатся за «хлебное место»? Думай сам…

Выводы

Итак, подытожим:

  • водоохранная зона начинается от уреза воды, который для реки или ручья определяется по среднемноголетнему уровню, а для озера или водохранилища – по уровню НПУ;
  • ширина водоохранных зон – 50-200 метров;
  • водоохранные зоны должны быть отражены — в Выписке ЕГРН, в кадастровом паспорте, в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ);
  • информация о водоохранных зонах есть в отделе по архитектуре или землеустройству вашего муниципалитета, территориальном управлении Росррестра, в территориальном отделении Роспотребнадзора или Росприроднадзора;
  • самостоятельно искать данные о водоеме, на берегу которого расположен ваш участок, можно в государственном водном реестре или написать запрос в местный Отдел водных ресурсов (запросить характеристику ВО).
  • чтобы понять размер водоохраной зоны в вашем конкретном случае, следует воспользоваться информацией из нашей статьи.
  • если самостоятельно определиться с береговой линией не получается, нужно обратиться за помощью к гидрологу.

Как говорит наш эксперт, при большом желании работники природоохранной прокуратуры найдут, к чему придраться: начиная от забора, перегораживающего доступ к воде, и заканчивая правомочностью выделения самого ЗУ. Однако строить в водоохраной зоне можно – в нашей стране сотни тысяч таких домовладений. Главное при этом – соблюдать закон и обезопасить себя от будущих придирок, расположив дом и постройки на участке в максимальном соответствии с приведенной нами схемой.

На FORUMHOUSE вы сможете подробнее прочитать о тонкостях строительства домов в водоохранной зоне, и о том, что делать, если строительство в водоохраной зоне не согласовывают. Узнайте, как узаконить берегоукрепление и познакомьтесь с ограничениями для строительства на участке в зоне охраны объекта культурного наследия. Почитайте нашу статью о том, как получить разрешение на строительство дома по новому законодательству. Посмотрите наше видео о том, как оптимизировать затраты при строительстве дома.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *