0

О необходимости ставить печать в акте о приемки выполненных работ формы КС-2

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс РФ.
  • Постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2011 № Ф09-765/11-С3 по делу № А76-10969/2010-37-370.
  • Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2011 № КА-А40/7114-11 по делу № А40-122922-10-76-711.
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2009 по делу № А56-51039/2008.
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 06.04.2009 по делу № А65-19581/2008.
  • Постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 № 2236/07 по делу № А40-11992/06-143-75.
  • Письмо Минфина РФ от 12.11.2007 № 03-03-06/1/800.
  • Письмо Минфина России от 31.07.2012 № 03-03-06/2/85.
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    Договоры оказания услуг, заключенные в целях удовлетворения потребностей сторон в области информации, рекламы, медицины, консалтинга, юриспруденции, аудита и др. имеют широкое распространение в настоящее время. В связи с этим немаловажно знать, какими документами оформляются договоры оказания услуг, чтобы у сторон не возникало проблем, как с налоговыми органами, так и между собой при исполнении договора. Ведь услуга не имеет материально-вещественного выражения, в связи, с чем подтвердить факт и объем оказания услуги можно только документами, прежде всего актом об оказанных услугах.

    Как показывает практика, налоговые инспектора, осуществляя налоговые проверки, уделяют пристальное внимание оформлению актов об оказании услуг. Унифицированная форма такого акта отсутствует, и организация должна разработать ее самостоятельно. Акт об оказании услуг, составленный с нарушениями и не отвечающий требованиям закона, может привести к тому, что по результатам налоговых проверок расходы будут признаны неправомерными, а в принятии к вычету «входного» НДС будет отказано. Такая ситуация, к сожалению, имеет большую вероятность.

    Несмотря на то обстоятельство, что типовая форма такого акта, его унифицированная форма, не существует, налоговые органы очень требовательно относятся к его форме и содержанию. Таким образом, расходы налогоплательщика и их содержание хотя и могут подтверждаться любыми документами, в том числе договорами, актами, счетами и платежными документами, но достоверно с позиции налоговых органов подтвердить расходы можно только документами, оформленными в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Эта позиция нашла свое подтверждение и в судебной практике, в частности в Постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2011 № Ф09-765/11-С3 по делу № А76-10969/2010-37-370.

    Каковы же эти требования и что должен в обязательном порядке содержать акт об оказанных услугах? Для понимания этого вопроса остановимся на основных положениях, требования по которым выдвигают налоговые органы.

    В первую очередь налоговики для установления связи между произведенными расходами и коммерческой деятельностью организации требуют в актах подробного описания оказанных услуг с их расшифровкой. При отсутствии детализации в актах они могут исключить расходы из состава затрат, уменьшающих облагаемую базу по прибыли, как не подтвержденные. При этом, как Министерство финансов РФ, так и арбитражные суды стоят в этом вопросе на защите интересов налогоплательщика, исходя из того, что ни налоговые, ни иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (Письмо Минфина РФ от 12.11.2007 № 03-03-06/1/800, Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2011 № КА-А40/7114-11 по делу № А40-122922-10-76-711). В связи с имеющимися расхождениями в этом вопросе рекомендуем автору письма подробно описывать в акте содержание и объем оказанных услуг.

    Что касается вопроса именно оформления акта об оказанных услугах, то, т.к. акт является первичным документом, то к нему применяются общие требования к оформлению первичных документов. В акте должна быть указана дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание оказанных услуг, стоимость услуг, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и личные подписи указанных лиц. Причем подписям на акте об оказании услуг нужно уделять особое внимание — в акте должны содержаться их расшифровки, а также названия должностей лиц, подписавших данный акт. На необходимость наличия в актах вышеперечисленных элементов также указывал в своем Постановлении Президиум ВАС РФ от 20.01.2009 № 2236/07 по делу № А40-11992/06-143-75.

    А вот печать организации в перечне обязательных реквизитов первичного документа не поименована. Это положение подтверждается, например, в Письме Минфина России от 31.07.2012 № 03-03-06/2/85. Тем не менее, считаем, что проставление печати на акте об оказанных услугах будет нелишним. К тому же это может оказаться дополнительным аргументом, если заказчик откажется платить, ссылаясь на то, что в документе с его стороны стоит подпись неуполномоченного лица.

    Судебная практика в данном вопросе также обосновывает отсутствие необходимости проставления печати на актах оказанных услуг. Так, например, ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 29.01.2008 № Ф09-9195/07-С2 обратил внимание, что отсутствие печати организации-контрагента на акте приемки оказанных налогоплательщику услуг, не лишает последнего права учесть расходы по их оплате при исчислении налога на прибыль, поскольку наличие проставленной печати лица, от которого исходит такой документ, не предусмотрено в качестве обязательного требования к оформлению акта. Стоит обратить внимание, что многие судебные акты свидетельствуют о такой судебной практике, которая допускает отсутствие самого акта оказанных услуг как такового, т.к. гражданское законодательство не устанавливает обязанности сторон оформлять отношения по приему результата услуг двусторонним актом (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2009 по делу № А56-51039/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 06.04.2009 по делу № А65-19581/2008).

    И все же, если организация считает необходимым проставление оттиска печати на акты оказанных услуг, рекомендуем в самом договоре оказания услуг в обязательном порядке указать, что оказанные услуги оформляются актом приема-передачи, подписываются и заверяются печатями обеих сторон. Это в дальнейшем поможет избежать возможных споров по поводу оформления акта и отказов одной из сторон от проставления на нем печати. Сложившаяся правоприменительная и судебная практика по этому вопросу не дает все же четкого однозначного толкования «за» или «против» печати, в то время как налоговые органы, скорее всего не упустят возможность отказать в отнесении на затраты расходов по актам оказанных услуг, на которых отсутствует печать стороны.

    Резюме.

    Договоры оказания услуг являются в сфере предпринимательства одними из самых распространенных видов договоров. По их учету налоговые органы выработали вполне определенную позицию, заключающуюся в том, что акт об оказании услуг, составленный с нарушениями, не отвечающий требованиям закона и не имеющий необходимых реквизитов, не будет принят налоговыми органами, а расходы будут признаны неправомерными, а в принятии к вычету НДС будет отказано.

    В то же время на сегодняшний день (и эта позиция активно поддерживается судами) гражданское законодательство не устанавливает обязанности сторон оформлять отношения по приему результата услуг двусторонним актом, а унифицированных требований к составлению такого акта нет. Так как акт об услугах является первичным документам, к нему применяются общие требования по содержанию: дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание оказанных услуг, стоимость услуг, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и личные подписи указанных лиц. Как видим, требование наличия печати на актах оказанных услуг отсутствует. Эту позицию поддерживает и Минфин РФ, и ФНС и во многом суды. Однако как гласят нормы гражданского законодательства, стороны при заключении договоров и соответственно сопровождающих их документов свободны в своем волеизъявлении и могут включать в их текст любые положения, не противоречащие законодательству. В том числе и требование проставления печатей сторон на актах об оказанных услугах. В связи, с чем рекомендуем автору вопроса в целях отсутствия претензий со стороны налоговых органов и недобросовестного поведения контрагента – исполнителя проставлять печати на актах об оказанных услугах.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!

    Как отказаться от применения печати

    Если компания решила отказаться от применения круглой печати, например, чтобы снизить расходы на изготовление печатей, то это решение обязательно нужно зафиксировать в Уставе. Как это сделать? Первым делом необходимо провести собрание участников/акционеров общества, на котором вынести решение о том, что круглая печать в компании более не используется. По итогам собрания составить протокол, который подпишут все участники. А затем внесенные изменения следует зарегистрировать в налоговой инспекции. По истечении 6 рабочих дней инспекция выдаст документ, подтверждающий факт отказа от печати. 📌 Реклама Отключить

    Не стоит забывать, что формы своих первичных документов компания фиксирует в учетной политике. В нее придется внести изменения, поскольку в утвержденных формах первички фигурирует реквизит «м.п.».

    Если компания решила продолжить применение печати, но прежде о печати в уставе ничего не говорилось, изменений устава не избежать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества — это прямая норма Закона № 82-ФЗ. Формулировка может быть, к примеру, такой: «Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке».

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *