0

Нотариальное заверение электронной переписки по почте

Мы все чаще сталкиваемся с заключением договоров путем обмена сканами документов по электронной почте или мессенджеру: ватсап, вайбер. Что делать если сторона такой сделки отрицает заключение договора или оспаривает его условия?

Практикующие юристы единогласно считают, что такие договоры являются заключенными, а доказывать фактические обстоятельства следует путем нотариального заверения электронной переписки. Заверение электронной почты может потребоваться и в других ситуациях, например при доказывании исполнения договора, его расторжения, направления юридически значимых сообщений (ст.165.1 ГК РФ), письменного подтверждения иных обстоятельств.

Процедура нотариального заверения электронной переписки более сложная и трудоемкая чем процедура заверения сайтов, поскольку требует авторизации под учетными данными, предоставляемыми Заявителем, а почтовые сервисы различаются интерфейсом и функциональными возможностями.

Если нотариальное заверение не подходит вам по стоимости или в виду экстренной срочности, используйте Мобильное приложение ShotApp для фиксации доказательств электронной переписки в приложении на смартфоне.

Как заверить электронную переписку у нотариуса?

Основные правила заверения электронной переписки при помощи программного комплекса «Вебджастис»:

  • Заверение электронной переписки происходит в офисе нотариуса с технических средств (компьютера) нотариуса с использованием специального ПО. Поэтому к электронному почтовому ящику заявителя должен иметься удаленный доступ через браузер (Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera и т.д.), т.е нужна ссылка на страницу авторизации в почтовом ящике. Иными словами нотариус не приходит в офис компании и не заверяет электронные письма с компьютера ее сотрудников.
  • Для заверения переписки необходима авторизация из-под учетной записи Заявителя. Следовательно нужен логин, и временный пароль, который вы измените на постоянный после завершения нотариального действия.
  • Для исключения недопонимания (нотариус не занимается поиском и отбором писем среди прочих в вашем ящике) перед заверением необходимо создать в вашем эл.почтовом ящике папку «Нотариус», в которую переместить письма, подлежащие заверению.
  • В ходе заверения переписки возможно заверение вложенных файлов (документов) с приобщением их распечаток к нотариальному протоколу.
  • В рамках одного нотариального протокола может быть заверен только один электронный почтовый ящик.
  • Количество писем, подлежащих заверению в рамках одного нотариального протокола не ограничено.

Стоимость заверения возможно определить после получения информации о количестве писем и вложений, либо предоставления доступа к почтовому ящику, где создана папка «Нотариус» в которую вы переместите письма, подлежащие заверению:

  • Инструкция как создавать папки в Яндекс.Почте
  • Инструкция как создавать папки в MAIL.RU
  • Инструкция как создавать папки (ярлыки) в GMAIL

Минимальная стоимость протокола нотариального осмотра электронного почтового ящика составляет 10200 р. Конечная стоимость нотариального протокола зависит от количества заверяемых писем и вложений с учетом установленных нотариальных тарифов. Для расчета стоимости заверения электронной переписки воспользуйтесь нашим калькулятором.

Заверение электронной почты оформляется нотариальным протоколом осмотра информации, который включает в себя:

  • текстовую часть с описанием процесса осмотра, перечень писем, их реквизиты (дата, время, отправитель, получатель), имена вложенных файлов и пр.;
  • приложения: технические приложения, скриншоты писем, распечатки вложенных файлов (документов), документы, подтверждающие квалификацию специалиста в случае его привлечения нотариусом.

Протокол прошивается, скрепляется печатью и подписью нотариуса. Пример протокола.

Такой порядок позволяет гарантировать, что заверенные письма и вложения действительно поступали и/или отправлялись в указанную дату и время на соответствующие адреса электронной почты.

ЗАВЕРИТЬ ЭЛ.ПОЧТУ

Как проходит процедура удостоверения

Согласно 44.2 ст. Основ законодательства Российской федерации о нотариате (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 391-ФЗ), процедура нотариальных действий в электронной форме выглядит так:

  1. Нотариус удостоверяет личность заявителя. Для этого потребуется предъявить оригинал паспорта.
  2. Затем сканирует бумажный документ, соблюдая действующие технические требования Минюста России. Обратите внимание, нотариус не проверяет корректность содержания бумажного документа, он только подтверждает равнозначность бумажной и электронной версии.
  3. К скану документа нотариус создает квалифицированную электронную в формате отсоединенной подписи. То есть подписанный документ и подпись к нему сохранятся в разных файлах.
  4. Если формат документа подразумевает подпись заявителя (например, доверенность на совершение действий от лица заявителя), он тоже должен подписать документ своей квалифицированной электронной подписью.
  5. Электронный документ и подпись к нему записывают на любой носитель (например, флеш-карту) или отправляют на нужный е-мейл.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *