0

Народный контроль

Что может «Народный контроль»?

23-06-2011
— Алексей Евгеньевич, сейчас все чаще звучат словосочетания — народный контроль, гражданский контроль. Поясните, что это за явление?
— Думаю, что правильнее будет говорить об общественном контроле, хотя словосочетания равнозначны. Общественный контроль — это деятельность граждан и общественных организаций, направленная на пресечение неправомерных действий как со стороны должностных лиц, так и предпринимателей. Такая правозащитная деятельность активных неправительственных объединений и частных лиц необходима любому обществу как фактор сдерживания доминирования бюрократии, роста коррупции, увеличения нарушений прав граждан. Правильнее будет использовать термин «общественный контроль» еще и потому, что президентом России Дмитрием Медведевым в целом поддержана идея разработки закона об общественном контроле, а в изменениях в законе «О защите прав потребителей», которые вступили в силу с первого августа, как раз использован термин «общественный контроль». Так, новая редакция статьи 45 закона предоставляет общественным организациям потребителей «осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в органы государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушения прав потребителей для проведения проверки этих фактов».
— В чем же отличие новой редакции этой статьи закона?
— В частности в том, что общественные объединения потребителей теперь не имеют права «проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях». Проще говоря, нас, общественные организации потребителей, лишили возможности проводить проверки.
— Не ослабило ли это позиции общественных организаций?
— Нисколько. Объединение потребителей России всегда высказывалось за отмену таких проверок. Дело в том, что за последние годы появилось большое количество лжеобщественных организаций, которые под видом проверок занимались вымогательством средств у предпринимателей. Такие мошенники, работающие исключительно в своих корыстных интересах, дискредитировали потребительское движение в целом. Сейчас прав для защиты граждан у общественных организаций достаточно. Главное, что у нас есть право обращаться в суд для защиты потребителей. Мы — Объединение потребителей России — этим правом активно пользуемся. Тем более в новой редакции усилены функции государственного контроля на потребительском рынке, то есть Роспотребнадзора, с которым мы всегда работаем в тесном взаимодействии. И, например, теперь должностное лицо Роспотребнадзора может обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное нарушение прав потребителя. В нашем бизнесе, как понимаете, могут нарушать права потребителей по несколько раз за день.
— В чем же тогда отличие проверок от общественного контроля?
— Проверки — это просто действие, которое может быть ограничено, например, только составлением акта, а общественный контроль — это система, имеющая организационно-правовые формы. Цель общественного контроля — предотвращение или устранение нарушений прав и интересов потребителей. Сама же идея общественного контроля и принцип привлечения к участию в нем наиболее широкого круга рядовых, но неравнодушных граждан, лежат в основе деятельности Объединения потребителей России и нашего базового проекта по защите потребительских интересов граждан «Народный контроль».

— Объединение потребителей России участвует в проекте партии «Единая Россия» «Народный контроль». Можно ли назвать реализацию такого проекта именно системной?
— Безусловно. Проект «Народный контроль», которым руководит депутат Мосгордумы Александр Семенников, — хороший пример сотрудничества партии «Единая Россия» как общественно-политической структуры, городских органов власти и общественности. «Народный контроль» — проект общероссийский, но именно в Москве он реализуется наиболее эффективно и общенародно. Городская партийная организация «Единой России» постоянно держит проект в своей «повестке дня», проводит методическую учебу для участников, общественных контролеров. Работает интернет-сайт проекта, издается газета «Голос за потребителя», спектр направлений проекта увеличивается. Нашими первыми шагами были борьба с контрафактом, контроль за ценами и соблюдением прав потребителей в сетевых магазинах и реализации алкогольной продукции. Здесь мы добились определенных результатов. Например, выиграны иски к магазинам таких торговых сетей, как «Магнолия» и «Копейка», которые нарушали права потребителей. Сейчас мы подготовили правовую базу для защиты потребителей в сфере ЖКХ и уже начали мониторинг соблюдения законодательства управляющими компаниями. То есть «Народный контроль» — это системная и целенаправленная работа. Главной же задачей «Народного контроля» сейчас и на ближайшие месяцы является налаживание совместно с Департаментом торговли и услуг Москвы работы ярмарок выходного дня. Это решение важнейшей социально-экономической задачи, поставленной мэром столицы.
— Объединение потребителей России присоединилось к Общероссийскому народному фронту. Сейчас идут общенародные праймериз. Вы внесли свои предложения в Народную программу?
— В этом году мы подготовили впервые в России общественный доклад «Легко ли быть потребителем в России?» и сформулировали в нем выводы о положении нашего потребителя.
Объединение потребителей России включилось в работу Народного фронта на всех уровнях, потому что наши принципы и идейные установки идентичны. Владимир Путин сказал о Народной программе, что «ее центральным, сквозным приоритетом должны стать проекты, направленные на улучшение качества жизни». Как раз реализация проекта «Народный контроль» позволила нам подготовить хорошо проработанные предложения в Народную программу. Если говорить конспективно, то наши предложения на федеральном уровне заключаются в принятии на государственном уровне стратегии потребительской политики, реформе потребительского законодательства и модернизации национальной системы защиты прав потребителей. Наши предложения — это целый пакет мер по обеспечению безопасности потребителей и надежной защите их интересов. В частности, мы предлагаем расширить полномочия органов местной власти по защите потребителей, ввести институт уполномоченного по правам потребителей, сделать нормы общественного контроля сквозными для всех отраслевых законов, разработать потребительский кодекс. На региональном уровне мы предлагаем подготовить и реализовать городскую программу защиты потребителей. К сожалению, в Москве в отличие от ряда других регионов такой программы нет. А ее актуальность обусловлена еще и теми изменениями в законе «О защите прав потребителей», о которых мы уже говорили, — общественные объединения потребителей будут участвовать в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). Могу сказать, что все основные предложения Объединения потребителей России были учтены при внесении новых изменений. Надеюсь, что наше мнение будет востребовано и при составлении Народной программы Общероссийского народного фронта, а в Москве появится своя городская программа по защите потребителей.

Опубликовано в газете «Тверская, 13», 26.06.2011

ПОЛОЖЕНИЕ

о народном контроле ЭНИО России

(контроль энергоинформационного обмена в России)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Народный контроль – общественный орган, созданный в целях зашиты конституционных и социальных прав граждан и борьбы с нарушениями прав потребителей товаров и услуг.

1.2. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей». ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации. постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Всемирной Лиги специалистов ЭНИО. общественной организации народного контроля ЭНИО России.

1.3. Положение устанавливает единый порядок энергоинформационного контроля социальной и природной среды, состояния человека, сферы обслуживания населения:

— за качеством товаров и соблюдением правил торговли и цен на предприятиях торговли,

общественного питания:

— за качеством коммунального, бытового, медицинского, транспортного обслуживания

населения;

— за качеством любой помощи населению;

— за содержанием жилищного фонда н других социально-бытового назначения, независимо от

форм собственности;

— за качеством обслуживания в сфере здравоохранения;

— за благоустройством территории жилой и производственной;

— за соблюдением ГОСТов и стандартов, технологических процессов.

1.4. Работа народного контролера — эниоэксперта осуществляется на общественных началах.

1.5. Работа народного контролера может осуществляться индивидуально, в составе группы или группы народного контроля местного самоуправления, в контакте с органами власти, надзора и контроля, МВД, ФСБ, Прокуратуры. Судов.

1.6. Удостоверение народного контролера (эниоэксперта эксперта энергоинформационного обмена) утверждено Президиумом общественной организации контроля ЭНИО в России и выдастся Председателем организации контроля ЭНИО России.

1.7. Эниоконтролер имеет удостоверение. Сертификат Эниоэксперта. бланки Уведомления, нагрудный Знак.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ.

Группа народного контроля (народный контролер ЭНИО) представляет собой добровольную общественную организацию, основной задачей которой является:

2.1. Оказание помощи контролирующим органам и службам в организации действенного контроля за работой предприятий торговли, общественного питания, независимо от форм собственности, осуществляющих деятельность на потребительском рынке, коммунального, бытового, медицинского, транспортного обслуживания, в сфере здравоохранения, социальной и природной среды, содержанием жилищного фонда н благоустройством территории.

2.2. Проверка предприятий и учреждений торговли, общественного питания, здравоохранения, других объектов социально-бытового назначения на отсутствие отрицательной энергии и информации в реализуемой (изготавливаемой) продукции, технологии, в оказываемых услугах, могущих негативно влиять на человека и среду окружения, и которые должны быть направлены на защиту социальных прав населения,

защиту прав потребителей товаров и услуг, а также технологий, не работающих на положительную перспективу.

III. ПРАВА СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭНИОЭКСПЕРТОВ.

3.1. Специалистам — эниоэкспертам предоставлено право в рамках действующего законодательства принимать участие в проверках, проводимых контролирующими органами администрации. налоговыми органами. МВД, ФСБ, Прокуратуры, другими контролирующими организациями или самостоятельно.

3.2. Участвовать в проведении контрольных закупок товаров.

3.3. Рассматривать по поручению администрации населенных пунктов, жалобы и обращения жителей на неудовлетворительную работу учреждений в сфере обслуживания и факты нарушения административного и общественного порядка.

3.4. Давать рекомендации по вопросу устранения выявленных нарушений.

3.5. Своевременно извещать руководителей соответствующих служб, администрации о недостатках, вскрытых на предприятиях и в учреждениях, обслуживающих население.

IV. ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ – СПЕЦИАЛИСТА – ЭНИОЭКСПЕРТА.

4.1. Специалисты – энноэкснерты обязаны:

— соблюдать действующее законодательство и нормативные акты;

— квалифицированно, честно, принципиально проводить проверки предприятий, учреждений и организаций, отдельных лиц. независимо от форм собственности.

4.2. Специалист – эниоэксперт, народный контролер составляет Уведомление (Акт) проверки в нескольких экземплярах. Один экземпляр Уведомления (Акта) остается у специалиста – эниоэксперта (народного контролера), другие передаются в соответствующие службы, администрации для принятия соответствующих мер.

4.3. Специалист – энноэкспсрт должен потребовать от лиц. допустивших нарушения, – письменное объяснение, которое прилагается к уведомлению (акту) проверки. В случае отказа от дачи объяснения, специалист – эниоэксперт (народный контролер) должен сделать об этом отметку в Уведомлении (акте) проверки.

4.4. Подготовить предложение по дополнительной проверке государственными контролирующими органами предприятий, учреждений, неоднократно совершивших нарушения.

4.5. При проведении проверок, контролер обязан предъявить Удостоверение специалиста – эниоэксперта.

4.6. Проверку проводить в составе не менее двух специалистов.

4.7. Обеспечить гласность работы в средствах местной массовой информации.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ЭНИОЭКСПЕРТА.

5.1. Эниоэксперт несет личную ответственность:

— за нарушение действующего законодательства и нормативных документов;

— за некачественное выполнение задания и сокрытие нарушений, выявленных в ходе проверки, вплоть до отстранения от исполнения обязанностей народного контролера, специалиста – эниоэксперта

30 ноября 1979 года вторая сессия Верховного Совета СССР десятого созыва приняла закон «О народном контроле в СССР» и Постановление о порядке его введения в действие. Закон от 9 декабря 1965 года «Об органах народного контроля в СССР» был признан утратившим силу.

В преамбуле к закону указывалось, что «в Советском государстве, выражающем волю и интересы всего народа, право контроля принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны». Главной силой органов народного контроля названы «рабочие, колхозники, служащие, которые участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля», а необходимость усиление этого института, «являющегося одной из форм социалистической демократии, действенным средством вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами», мотивировано дальнейшим развитием политической системы советского общества.

Органы народного контроля были наделены почти безграничными полномочиями

Основные направления деятельности органов народного контроля изложены в статье 3 нормативно-правового акта.

В пределах своих полномочий они были призваны контролировать выполнение государственных планов экономического и социального развития и плановых заданий. При этом народные контролеры должны были выявлять резервы народного хозяйства и добиваться их использования. Ставились перед ними и задачи по повышению эффективности производства и качества работы, внедрению в производство достижений науки и техники, передового опыта. Кроме того, в сферу влияния органов народного контроля включались вопросы экономного использования трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, рационального использования и улучшения охраны природных ресурсов. Также на них возлагалась борьба с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества и ведомственного подхода, бесхозяйственностью, расточительством, волокитой и бюрократизмом, а также «с любыми попытками обмана государства» и «посягательством на социалистическую собственность».

Но и это еще не все. Закон предписывал органам народного контроля способствовать «совершенствованию работы государственного аппарата, внедрению научной организации труда», контролировать соблюдение должностными лицами советских законов при рассмотрении жалоб и заявлений граждан и проводить проверки состояния этой работы в министерствах, госкомитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях.

В статье 19 нормативно-правового акта были прописаны формы работы народных контролеров: проверки, обследования и рейды, рассмотрение поступающих в комитеты заявлений и жалоб, прием граждан, а также порядок действий по устранению выявленных недостатков в работе предприятий, колхозов, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов и ведомств.

Вместе с тем, ст. 9 Закона «О народном контроле в СССР» устанавливала и предел полномочиям контролеров: их деятельность не распространялась на работу судов, органов прокуратуры и внутренних дел, юстиции и Госарбитража, связанную с отправлением правосудия, осуществлением прокурорского надзора, производством дознания и предварительного следствия, рассмотрением хозяйственных споров.

Единая система органов народного контроля представляла собой «пирамиду», опирающуюся на наиболее массовое звено — группы народного контроля при поселковых и сельских Советах народных депутатов, комитеты, группы и посты на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Выше шли районные, городские (и районные в городах), областные, краевые комитеты, комитеты автономных областей и автономных округов, союзных и автономных республик. Венчал «пирамиду Комитет народного контроля СССР, образуемый Верховным Советом Союза ССР сроком на 5 лет. КНК, как и нижестоящие комитеты, пользовался правами юридического лица, а его председатель входил в состав союзного правительства. Финансировались органы народного контроля из государственного бюджета. Закон предусматривал также меры морального и материального стимулирования контролеров.

Народные контролеры были ограждены законом от противодействия и преследования со стороны проверяемых

Преобразование ранее существовавших органов партийно-государственного контроля (Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина) в органы народного контроля получило законодательное оформление 9 декабря 1965 года, когда Верховный Совет принял закон «Об органах народного контроля в СССР» (19 декабря 1968 года на его основе общим постановлением ЦК КПСС и Совмина было утверждено соответствующее положение).

Советские правоведы, комментируя закон «О народном контроле в СССР», рассматривали развитие органов народного контроля как одно из основных направлений развертывания социалистической демократии в соответствии со ст. 9 Основного закона СССР (т.н. брежневская Коституция 1977 г.). К наиболее характерным для того времени толкованиям этого нормативного акта относится, в частности, публикация доктора юридических наук Елены Шориной, которая в свое время являлась нештатным инспектором КНК СССР и московского городского КНК. Она подчеркивала, что органы народного контроля, в работе которых принимают участие более 9 миллионов рабочих, колхозников и служащих , служат действенным средством вовлечения народных масс в управление делами государства и общества. «Являясь формой социалистической демократии, органы народного контроля занимают в системе политической организации советского общества самостоятельное место, — писала Шорина. — Благодаря вниманию партии народный контроль превратился в мощную государственную и общественную силу, стал важным звеном советской политической системы».

«Внимание партии» к органам народного контроля отражено не только в преамбуле, но и в самом законе. Во вводной части перед ними ставилась задача «добиваться претворения в жизнь решений Коммунистической партии», а в статьях 1 и 3 прописано, что их деятельность осуществляется «на основе ленинских принципов социалистического контроля в соответствии с решениями Коммунистической партии Советского Союза» и они должны «вести систематическую проверку выполнения директив партии».

При этом они наделялись широким кругом прав, отраженных в статьях 22 (Права комитетов народного контроля), 23 (Порядок применения комитетами народного контроля мер ответственности) и 25 (Права групп народного контроля). По представлению органов народного контроля должностные лица, допустившие нарушения государственной дисциплины или требований советского законодательства, могли быть подвергнуты следующим наказаниям: общественному порицанию, постановке на вид, выговору и строгому выговору, денежному начету, отстранению от занимаемой должности, увольнению или понижению в должности. А материалы о хищениях, злоупотреблениях и других действиях, влекущих за собой уголовную ответственность, комитеты народного контроля направляли в органы прокуратуры.

В то же время были надежно защищены права самих народных контролеров. Согласно статье 29 закона, противодействие народным контролерам в выполнении возложенных на них обязанностей, их преследование в связи с осуществлением контроля, влекли за собой привлечение виновных в этом лиц к ответственности. Также в ней прописано, что председатель группы народного контроля предприятия, колхоза, учреждения и организации не может быть по инициативе администрации уволен с работы или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (помимо соблюдения общего порядка) без предварительного согласия городского, районного в городе комитета народного контроля.

С чем Ельцин перепутал народный контроль?

Однако то, что считалось само собой разумеющимся в 80-е годы прошлого столетия, а именно руководящая роль КПСС в организации института народного контроля, было использовано некоторыми политиками 90-х годов для его упразднения, хотя с таким решением были согласны далеко не все.

В январе 2009 года по инициативе главы Счетной палаты Сергея Степашина, председателя ТПП Евгения Примакова и некоторых других известных лиц на доме №19 по ул. Спиридоновка в Москве была установлена мемориальная доска бывшему председателю Комитета народного контроля СССР Герою Социалистического Труда Алексею Школьникову. По этому поводу Степашин опубликовал в «Российской газете» свои размышления о феномене народного контроля.

«Какие бы подчас пренебрежительные оценки ни давались в настоящее время критиками действовавшей системы народного контроля в СССР, как, впрочем, и всего советского опыта, факт остается фактом: союзный Комитет народного контроля вносил значительный вклад в устойчивое функционирование государственного и хозяйственного механизма огромной страны, — писал глава СП. — В день 95-летия Алексея Михайловича Школьникова было бы справедливо напомнить об этом и воздать должное феномену массовости народного контроля времен СССР». Что касается его упразднения, то, по словам Степашина, это сделал на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Борис Ельцин (тогда Председатель Верховного Совета РСФСР): «Как замечает в своей книге «Хроника времен царя Бориса» Олег Попцов , Борис Николаевич явно перепутал партийный контроль с народным. На заре либерально-экономических реформ в стране были упразднены практически все виды государственного контроля с ликвидацией соответствующих органов. Тогда вообще само слово «контроль» ассоциировалось не иначе как с тоталитаризмом, зажимом демократии и свободы. Возможно, на явно скоропалительное решение о ликвидации народного контроля повлияла и незабытая обида Бориса Николаевича за резкую критику в свой адрес одного из руководителей Комитета народного контроля в 1987 году, когда Ельцин объявил о своем выходе из Политбюро».

Идея народного контроля снова напомнила о себе

16 мая 1991 года на пятой сессии ВС СССР был принят закон о Контрольной палате Союза ССР, которая получала право контроля за использованием государственного бюджета. Но уже в декабре в процессе ликвидации органов государственного управления Союза ССР палата была упразднена. А в начале 1995 года в соответствии с Конституцией РФ была образована Счетная палата (ФЗ от 11 января 1995 г. №4-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации») как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.

Однако идея народного контроля не так давно снова напомнила о себе. В мае 2013 года с инициативой возродить в регионе народный контроль выступил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По замыслу губернатора, народный контроль должен сочетать в себе государственный и общественный контроль в исполнительных органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, подведомственных исполнительным органам государственной власти региона. «Мы должны выстроить такой механизм, при котором проблемы, выявленные народным контролем, автоматически будут попадать в зону внимания органов власти и правоохранительных структур», — процитировал главу региона ульяновский портал «Улпресса». Инициатива Морозова была обсуждена в Общественной палате области.

По поручению губернатора, как сообщалось на сайте одной из всероссийских общественных организаций, Государственно-правовой департамент правительства Ульяновской области разработал два законопроекта — «О Палате справедливости и общественного контроля» и «Об общественном контроле в Ульяновской области». Они призваны юридически закрепить новый формат системы общественного контроля в регионе. Ее основой остается Палата справедливости, которая объединяет четырех уполномоченных: по правам человека, по защите прав детей, по противодействию коррупции, по защите прав предпринимателей. Но палата преимущественно работала по заявительному принципу и не взаимодействовала с теми структурами, которые появились в более позднее время (общественные советы при министерствах, система электронной демократии и открытого правительства, экспертный совет при правительстве области). Теперь решено преобразовать ее в Палату справедливости и общественного контроля, которая объединит функции государственного и общественного контроля. Это позволит, по мнению главы области, обеспечить координацию всех контролирующих инстанций и выстроить вертикаль общественных активистов от поселкового до областного уровней. Предполагается, что система заработает 1 января 2014 года. Но уже сейчас в ряде областных учреждений, в частности, в 76 больницах и поликлиниках созданы общественный советы, участниками которых стали активные граждане, медицинские работники, представители пациентских организаций. Они, сообщает Центральный сайт Ульяновска, контролируют работу медучреждений с точки зрения соблюдения этических и моральных норм, антикоррупционной политики, сокращения очередей, четкого разграничения платных и бесплатных услуг. Заместитель председателя правительства области Валентина Караулова поручила руководителям общественных советов еженедельно проводить личный прием граждан.

С полным текстом закона «О народном контроле в СССР» можно ознакомиться благодаря проекту «Наука права».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *