0

Налог на имущество организации

Положения комментируемой статьи регулируют порядок исполнения налоговых обязательств.

В целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат.

Данные разъяснения приведены в Определении КС РФ от 22.01.2004 N 41-О.

В Постановлении ФАС Московского округа от 27.07.2012 N А41-30464/11 указано, что налог, сбор могут быть признаны уплаченными только в случае, если в результате предпринятых налогоплательщиком, плательщиком сборов мер существовала реальная возможность по поступлению соответствующих денежных средств в бюджет, внебюджетный фонд, то есть когда направленные на уплату налога, сбора действия налогоплательщика носили добросовестный характер.

В Постановлении от 29.10.2012 N А41-30365/11 ФАС Московского округа отметил, что с учетом положений статьи 45 НК РФ обязанность по уплате спорного налога считается исполненной, если только налоговый орган не представит доказательств, свидетельствующих о недобросовестности действий налогоплательщика и их направленности на не поступление платежей в бюджет.

Как разъяснено в Постановлении ФАС Московского округа от 13.07.2012 N А40-79993/11-147-687, перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, приведен в пункте 4 статьи 45 НК РФ.

Отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банков к таким случаям не отнесено.

Кроме того, не поступление в бюджеты (внебюджетные фонды) денежных средств, уплаченных налогоплательщиком обязательных платежей, по причине отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка не может быть признано обстоятельством, влияющим на признание обязанности по уплате этих платежей исполненной.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 23.11.2012 N Ф03-5276/2012 отклонил доводы комитета по управлению имуществом о том, что у него отсутствует вина по неуплате транспортного налога в связи с тем, что является бюджетным учреждением, не имеющим самостоятельных источников финансирования. Суд констатировал обязанность налогоплательщика самостоятельно (от своего имени, за счет собственных средств) уплатить соответствующую сумму налога в бюджет и установил, что факт недофинансирования бюджетной организации не влияет на обязанность последней по уплате причитающихся сумм обязательных платежей.

В Определении ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2012 N А56-40924/2011 отмечено, что из пункта 1 статьи 45 НК РФ во взаимосвязи с положениями главы 4 этого же НК РФ вытекает, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, в случае уплаты государственной пошлины от имени представляемого (подателя жалобы) его уполномоченным представителем (физическим лицом) в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого и к платежному документу должны быть приложены доказательства, подтверждающие, что указанное в платежном документе физическое лицо наделено правом уплатить государственную пошлину за подателя жалобы (доверенность или иной приравненный к ней документ).

ВАС РФ даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

ВАС РФ также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (см. Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо — представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

Аналогичные выводы изложены в Письме Минфина России от 01.06.2012 N 03-05-04-03/43.

Физические лица — налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут уплачивать налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы через банк, а при отсутствии банка — через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи.

При уплате государственной пошлины с использованием терминалов кредитных организаций указание фамилии, имени, отчества плательщика является обязательным.

На это обращено внимание в Письме Минфина России от 21.06.2012 N 03-05-06-03/59.

Все приведенные разъяснения актуальны не только в отношении сбора — государственной пошлины, но и в отношении налогов.

В последнее время стал актуальным вопрос о возможности уплаты налогов и сборов не через банк, а через терминалы моментальной оплаты.

Минфин России в Письме от 01.02.2012 N 03-05-06-03/06 указал, что НК РФ не предусмотрена уплата сумм налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через юридических лиц, не являющихся банками, в том числе через платежных агентов и банковских платежных агентов, а также через платежные терминалы платежных агентов.

Вместе с тем плательщик имеет возможность исполнить обязанность по уплате налогов, сборов и иных платежей путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств как на бумажном носителе, так и в электронном виде по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы кредитной организации.

В последующих Письмах финансового ведомства данная позиция была развита.

В Письме от 26.04.2012 N 03-02-07/1-103 Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусмотрена уплата регулируемых НК РФ налогов и сборов, в том числе государственной пошлины, через платежный терминал, не принадлежащий банку, либо иной способ уплаты указанных платежей.

Физические лица вправе уплачивать налоги, государственную пошлину, соответствующие штрафы в бюджетную систему Российской Федерации через небанковскую кредитную организацию, имеющую лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение соответствующих операций.

Такая позиция отражена в Письме Минфина России от 06.09.2012 N 03-02-08/81.

Минфин России в Письме от 19.07.2012 N 03-02-08/59 отметил, что НК РФ не предусмотрена уплата регулируемых НК РФ налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через банковских платежных агентов.

Обязанность по уплате налога не признается исполненной, в частности, в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета с заявлением об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статуса плательщика. НК РФ не установлен специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Для уточнения названных показателей важно, чтобы в расчетном документе был указан именно тот налог, который подлежит уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 7 Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н, распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации.

В реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

  • «ТП» — платежи текущего года;
  • «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
  • «БФ» — текущий платеж физического лица — клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета;
  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
  • «РС» — погашение рассроченной задолженности;
  • «ОТ» — погашение отсроченной задолженности;
  • «РТ» — погашение реструктурируемой задолженности;
  • «ПБ» — погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • «ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу;
  • «ИН» — погашение инвестиционного налогового кредита;
  • «ТЛ» — погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • «ЗТ» — погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В Письме от 29.03.2012 N 03-02-08/31 Минфин России отметил, что НК РФ не предусмотрено, что неправильное указание КБК в платежном поручении является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Однако уточнение КБК может производиться только в пределах одного и того же налога (см. Письмо ФНС России от 22.12.2011 N ЗН-4-1/21889).

Учитывая изложенное, налоговые органы предлагают в случае необходимости написать заявление в налоговый орган по месту учета об уточнении КБК, приложив к нему копии документов, подтверждающих уплату налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

На основании заявления налоговым органом будет принято решение об уточнении платежа, при этом будет осуществлен пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Как указал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.01.2013 N А03-4970/2012, процесс исполнения обязанности по уплате налогов казенными учреждениями имеет существенную специфику, которая обусловлена особенностями их бюджетно-правового статуса, в частности отсутствием у таких учреждений банковских счетов и осуществлением расчетов через лицевые счета, открываемые в соответствующих органах исполнительной власти.

Исходя из правового статуса налогоплательщика к спорным правоотношениям не подлежит применению подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ, согласно которому обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

С 1 января 2015 года вступили в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 N 249-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 21.07.2014 N 249-ФЗ) в части зачисления доходов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) по нормативу 50 процентов в федеральный бюджет и 50 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 249-ФЗ приказом Минфина России от 16.12.2014 N 150н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 65н» (далее — Указания) предусмотрены изменения в части дополнения пункта 4 раздела 2 «Классификация доходов бюджетов» и приложения 11 к Указаниям «Перечень кодов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главными администраторами которых являются федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения, с детализацией подвида доходов бюджетов» кодами подвида доходов бюджетов по государственной пошлине за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ (далее — государственная пошлина).

При осуществлении платежей государственной пошлины в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации большинство заявителей испытывают трудности при выборе соответствующего кода бюджетной классификации (с необходимым подвидом доходов) при оплате государственной пошлины с использованием платежных терминалов, а также через онлайн-систему.

С целью урегулирования данной ситуации Минфином России направлено письмо в адрес Центрального Банка Российской Федерации.

Кроме того, в большинстве случаев некорректное заполнение реквизитов в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации приводит к зачислению данных платежей по нормативу 100 процентов в доход федерального бюджета.

На основании вышеизложенного, с целью своевременного зачисления платежей от уплаты государственной пошлины в бюджеты субъектов Российской Федерации Минфин России просит усилить контроль за незамедлительным проведением территориальными органами федеральных органов исполнительной власти процедур уточнения платежей, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 20.03.2015 N 02-08-10/15616.

Добрый день, уважаемые коллеги.

В начале 2019 года интернет был взорван многочисленными роликами, где люди, называющие себя специалистами и консультантами в области налогообложения, торжественно объявили, что в Российской Федерации отменяются все налоги и сборы! И при этом с воодушевлением и восторгом зачитывали п. 5 ст. 12 НК РФ:

«федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом».

И, прочитав это, они пришли к выводу, что налоги в РФ отменены и их платить не надо. Но никто из них не удосужился почитать статьи, которые написаны раньше или посмотреть пункты, которые написаны в ст. 12 НК РФ до п.5 или после него. И никто из них не удосужился понять, что речь здесь идет о том, что и федеральные, и региональные налоги и сборы могут быть как установлены только настоящим Кодексом, путем внесения изменений в НК РФ, так и отменены только Кодексом. То есть ни правительство, ни президент, ни Конституционный суд, ни какой другой орган не может ни установить дополнительные налоги, ни отменить их , они устанавливаются и отменяются только законами РФ после внесения изменений в настоящий Кодекс. Это и вызвало бурю непониманий.

Также я неоднократно замечал, что в комментариях под моими статьями и роликами кто-то пишет, что налоги вообще платить не надо! Типа РФ является акционерным обществом, либо ООО, либо другой коммерческой организацией. И что это коммерческая организация, зарегистрирована в США и т.д. Полный трэш.

Про медвежью услугу

Если вы последуете совету того «налогового консультанта», который сказал, что в РФ теперь имущественные налоги платятся добровольно, то к вам придут. И у вас эти налоги все равно заберут, арестовав и очистив все ваши банковские счета. А если этого не хватит, ваше имущество будет описано по остаточной балансовой стоимости. Поэтому, кто хочет последовать «мудрому совету» этого налогового консультанта — следуйте. Не думаю, что этот налоговый консультант захочет понести потом какую-то материальную ответственность за тот совет, который он дал.

Наш министр после Нового года заявил, что в РФ какой бы кризис ни был, даже если совсем цена на нефть упадет ниже плинтуса, государство сможет выполнять свои обязательства в течение 3 лет. То есть подушка безопасности и копилка у государства создана мама не горюй какая. Но, по всей видимости, наши чиновники считают, что этого мало. Поэтому ожидаем в 2020 году дальнейших экспериментов над гражданами в части, касающейся взыскания дополнительных налогов.

Удачи, и не слушайте фейковые новости.

Налоговая база и формула расчета платежей

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2019 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Годовой налог = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе регистрации фирмы установлены отчетные периоды для имущественного налога, нужно рассчитывать авансовые платежи. Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

Согласно ст. 382 НК РФ авансовый платеж равен ¼ средней стоимости за отчетный период, умноженной на ставку.

Авансовый платеж за I квартал = 92 500 х ¼ х 2,2 % = 509 руб.

Аналогичным образом делается расчет платежа за полугодие.

Средняя стоимость за полугодие = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70) / 7 х 1 000 = 85 000 руб.

Аванс за полугодие = 85 000 х ¼ х 2,2 % = 468 руб.

Средняя стоимость за 9 месяцев = (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 + 70 + 234 + 207 +191) / 10 х 1 000 = 122 700 руб.

Аванс за 9 месяцев = 122 700 х ¼ х 2,2 % = 675 руб.

Годовой налог платится за вычетом всех авансовых платежей.

Налог за 2019 к уплате в бюджет = 2 818 – (509 + 468 + 675) = 1 166 руб.

Налоговая база для определенной части объектов недвижимости соответствует кадастровой стоимости по состоянию на 1 января (ст. 375 НК РФ). Сюда попадает недвижимость из п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

В 2020 году в список добавился новый пункт — «Иные объекты недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с гл. 32 НК РФ». Из-за этой формулировки многие компании решили, что перечень объектов стал открытым. Минфин выпустил разъяснение, что речь идет только о том имуществе, которое может находиться в собственности физлиц.

То есть в качестве иных объектов выступают жилые помещения, дачи, жилые строения, гаражи и машиноместа, объекты незавершенного строительства, а также хозяйственные строения, расположенные на садовых и приусадебных участках, то есть ограниченный перечень имущества.

Если компания платит налог по кадастровой стоимости, то нужно сначала узнать ее в региональном отделении Росреестра. Если стоимость на ваше имущество не назначена до 1 января, платите налог по среднегодовой стоимости.

Формула расчета по кадастровой стоимости:

Сумма налога за год = Кадастровая стоимость × 2,2 %.

Пример расчета. ООО «ПлюсМинус» имеет в собственности офис в бизнес-центре. Кадастровая стоимость помещения не определена, но известно, что оно занимает 1/16 площади здания. По данным Росреестра, кадастровая стоимость бизнес-центра — 184 млн рублей.

Кадастровая стоимость офиса = 184 млн рублей / 16 = 11,5 млн рублей.

Сумма налога за год = 11,5 млн рублей × 2,2 % = 253 000 рублей.

Авансовые платежи составят = 253 000 / 4 = 63 250 рублей в квартал.

Ставка налога на имущество в 2020 году

На общих основаниях юридические лица рассчитывают налог на имущество исходя из ставки 2,2 % (ст. 380 НК РФ).

Регионы вправе утверждать свои налоговые ставки при условии, что они не будут превышать 2,2 %. Также субъекты РФ могут вводить в действие дифференцированные ставки, которые зависят от категории плательщика.

Прежде чем приступить к расчету налога на имущество, нужно уточнить ставку, действующую в регионе.

Декларация по налогу на имущество

Обращаем внимание, что Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ утверждена новая форма декларации по налогу на имущество с 2020 года. Приказ вступает в силу 01.01.2020. По итогам 2019 года (до 1 апреля 2020) уже нужно отчитаться по новой форме.

Правила заполнения декларации с построчными комментариями из приложения к Приказу ФНС РФ от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.

Начиная с 2020 года бухгалтерам больше не придется отчитываться по авансам ежеквартально. В ФНС сдают только годовую декларацию, форма которой изменилась с 2020 года.

В первый раздел добавили строки для расчета налога к уплате и авансовых платежей. А во втором и третьем разделе убрали место для авансовых платежей.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *