0

Контрактный управляющий по 44-ФЗ

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ
  • Какое должно быть образование у контрактного управляющего
  • Какую ответственность несет контрактный управляющий
  • Какие ошибки допускает контрактный управляющий

Любая компания, в круг деятельности которой включено осуществление госзакупок, обязана сформировать для этого специальную службу либо возложить соответствующие обязанности на одного человека. Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это управленец, контролирующий подготовку и выполнение всех процедур, связанных с госзакупками.

Кто такой контрактный управляющий по 44-ФЗ

В круг обязанностей контрактного управляющего по 44-ФЗ входит организация мероприятий по закупкам и отслеживание исполнения всех заключенных закупочных контрактов.

Согласно ст. 38 ч. 2 44-ФЗ, если у компании-заказчика нет специального контрактного отдела, а сумма закупок за год составляет не более 100 млн. рублей, то на предприятии должен быть контрактный управляющий.

В крупной компании может действовать более одного управляющего, при этом обязанности между ними разделяются в соответствии с существующими закупочными секторами. Один работник может, к примеру, отвечать за продуктовые поставки, второй – за закупку технических средств, в сфере деятельности третьего – ремонтные и строительные работы, и т.д. Данное положение регламентировано письмом Минэкономразвития РФ (№ Д28и-1889, п. 2) от 30.09.2014.

Если сумма закупок компании за год больше ста миллионов рублей, то руководство может принять решение о формировании контрактной службы. При меньших объемах обязательно назначается контрактный управляющий, если специального структурного подразделения нет. Имеется виду, что по положениям 44-ФЗ, обязательно назначение контрактного управляющего (при СГОЗ<=100 млн. руб.), а вот формирование специальной службы – это право заказчика.

Как специальное структурное подразделение, так и одно лицо, отвечающее за закупки, имеют четко очерченный круг полномочий и обязанностей.

  1. Формировать и выкладывать на сайт ЕИС:
    • закупочный план и изменения к нему;
    • план в виде графика и изменения к нему;
    • извещения о проведении закупок;
    • необходимую сопроводительную документацию;
    • варианты возможных контрактов;
    • приглашение к участию в закрытом выборе поставщиков.
  2. Осуществлять (еще в момент планирования закупок) разъяснительные мероприятия для контрагентов, подрядчиков, исполнителей. Устанавливать предпочтительные цены по товарам, услугам, технологиям и проч.
  3. Заключать договора и осуществлять закупочные мероприятия.
  4. При наличии исков со стороны любого из участников сделок, в обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ входит участие в разбирательствах и подготовка необходимой для этого документации.
  5. Выполнять любые действия, прописанные в должностной инструкции контрактного управляющего и 44 ФЗ.

На лицо, назначенное управляющим, возложены те же функции, что и на полноценный закупочный департамент (по ст. 38, ч. 1 44-ФЗ). Это означает, что круг обязанностей контрактного управляющего может быть очерчен другим документом (кроме 44-ФЗ). Имеется в виду письмо «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (Положение), утвержденное Приказом № 631 Минэкономразвития России от 29.10.2013.

Возможно даже более детально, чем в самом законе 44-ФЗ, должностные обязанности контрактного управляющего прописаны в п. 4, 5 и 15 упомянутого положения.

Вот перечень некоторых из этих обязанностей:

Задача № 1: подготовка и выполнение закупок от начала (планирование) и до конца (разбор и удовлетворение претензий со стороны поставщиков и государственных органов). При этом предписывается наличие высшего либо профильного профессионального образования у лица, назначенного контрактным управляющим по 44-ФЗ.

Задача № 2: выполнение работы в рамках действующих законов. Это:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон № 44;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • правовые акты, регулирующие работу по контракту;
  • другие законы РФ, охватывающие данную сферу;
  • положение, регулирующее деятельность контрактного управляющего.

Читайте также: «Обязанности специалиста по закупкам: что в них входит?»

Задача № 3: результатом после выполнения предыдущих двух задач должен стать контракт, заключенный с наиболее подходящим для заказчика партнером и на выгодных для покупателя условиях. Работа контрактного управляющего по 44-ФЗ заключается в том, чтобы приобрести именно то, что нужно заказчику (товар, услугу, работу) по самой лучшей из предложенных цен.

То есть в итоге управляющий должен реализовать три задачи:

  • закупить товар, услугу или работу, необходимую заказчику;
  • максимально экономно расходовать при этом выделенные средства;
  • не действовать вразрез с законом.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец положения о создании контрактной службы

Образец приказа о назначении управляющего

Требования к образованию контрактного управляющего

Осуществление закупок посредством государственных контрактов должно находиться в ведении лица, имеющего для этого определенный специфический набор знаний. Таковы требования 44-ФЗ к контрактному управляющему. С 2017 года упомянутые требования стали жестче.

До 2017 года сотруднику достаточно было иметь среднее специальное образование, чтобы по ст. 112 ч. 23 ФЗ-44 занимать должность контрактного управляющего. Человек также мог работать на этом посту, если он получил дополнительное образование по профилю оказания услуг госучреждениям (муниципальным организациям) либо по заказу и поставке товаров для них.

В России, к слову заметить, нет высших учебных заведений с факультетами по подготовке специалистов именно для сферы госзакупок. Вопросы об их формировании еще только обсуждаются.

Требования к контрактному управляющему по ФЗ-44 из ст. 122 ч. 23 стали не совсем актуальны, или вернее будет сказать, что они ужесточились. Вот что еще теперь необходимо, чтобы быть назначенным на данную должность:

  • в разъяснительном письме Минэкономики и развития № ОГ-Д-28-834 от 31.01.2014 г. указывается, что кандидат должен обязательно входить в штат компании-заказчика;
  • непременно должно быть высшее или специальное проф-образование в сфере осуществления закупок в государственном секторе;
  • между лицами, имеющими отношение к проводимым закупкам и контрактным управляющим, не должно быть родственных связей во избежание противоречий и конфликтов.

В отношении ведомственного контроля по осуществлению госзакупок в 2017 году тоже приняты новые правила. По ним лица, контролирующие заказы в государственном секторе, также должны иметь высшее либо дополнительное специальное образование.

Для того чтобы назначение на должность контрактного управляющего было допустимо, кандидат обязан отвечать новым требованиям. Если сотрудник обучался и получил свой диплом или удостоверение по 94-ФЗ, то ему необходимо пройти подготовку заново, потому что с 2017 старые документы об обучении не имеют силы.

Читайте также: «Как получить банковскую гарантию: 3 способа + инструкция»

В соответствии с положениями письма МЭР № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-553/06 от 12.03.2015 сотрудники, сфера деятельности которых – госзакупки, обязаны проходить регулярное (по мере надобности, но как минимум один раз в течение трех лет) дополнительное обучение на курсах повышения квалификации. Имеется в виду, что изначально полученные знания нуждаются в систематическом обновлении и пополнении.

Контрактные управляющие по 44-ФЗ обязаны пройти как минимум 108-ми часовой курс по повышению квалификации «Управление закупками». Директора компаний-заказчиков обучаются по более короткой программе, за 40 часов (минимум).

Нередки случаи, когда у человека есть достаточный опыт работы в данной сфере, однако специального образования он не получал. Тогда рекомендуется пройти курс 250-ти часовой (минимум) профессиональной переподготовки.

В профильных образовательных учреждениях можно пройти как основное обучение (очное либо заочное), так и дополнительное по повышению квалификации в виде курсов лекций и практики.

Существует отличная возможность проходить обучение дистанционно, через интернет. Это очень удобно. Человеку не нужно брать отпуск для того, чтобы повысить квалификацию, он может учиться на курсах и продолжать заниматься своей работой. Он сам выделяет время для изучения учебных материалов, а когда нужно сдать зачет, выполняет специальные тесты.

Статья 195.3 Трудового кодекса РФ (в силе с 1.07.2016 г.) регламентирует порядок применения нанимателем профессиональных стандартов. С 10 сентября 2015 года действуют стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», утвержденные Приказами № 625н и № 626н (соответственно) Министерства труда России.

Регламентирована взаимосвязь между упомянутыми стандартами и справочником ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих), а также с классификатором ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Вот перечень должностей, в отношении которых действует профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (для квалификаций с 5 по 8 уровень):

  • специалист по организации и осуществлению закупок;
  • старший специалист по организации и осуществлению закупок;
  • ведущий специалист;
  • сотрудник контрактного ведомства;
  • контрактный управляющий;
  • консультант по организации и осуществлению закупок;
  • заместитель директора департамента;
  • директор департамента;
  • начальник контрактной службы;
  • советник;
  • руководитель (директор).

Далее представлен перечень должностей, в отношении которых применяется профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (для квалификаций с 6 по 8 уровень):

  • консультант по организации и осуществлению закупок;
  • старший специалист по организации и осуществлению закупок;
  • эксперт;
  • заместитель директора управления (отдела, компании);
  • директор управления (отдела, компании);
  • контрактный управляющий (по 44 ФЗ);
  • начальник контрактной службы.

Профессиональными стандартами предписано наличие следующих видов образования для сотрудников, осуществляющих закупки в государственном секторе (в том числе для контрактных управляющих по 44 ФЗ):

  • профессиональное образование (среднее);
  • прохождение дополнительных программ переподготовки и повышения квалификации в области организации и осуществления закупок;

В отношении экспертов выдвигаются более высокие требования. Необходимо:

  • высшее образование по программе магистратуры либо специалитета;
  • прохождение дополнительных программ переподготовки и повышения квалификации в области организации и осуществления закупок.

Причем что касается экспертов, то они в обязательном порядке должны иметь еще и минимум 5 лет опыта работы в закупочной сфере, три года из которых – занимать руководящие должности.

Кто входит

При создании контрактной службы заказчик вправе самостоятельно сформировать её структуру и определить численность входящих в неё работников. Однако минимальная численность подразделения не должна быть менее 2 человек.

КС состоит из руководителя, его заместителя или старшего сотрудника, которые выполняют функции руководителя в его отсутствие, а также из рядовых сотрудников. Число их зависит от масштабов закупочной деятельности заказчика.

Сотрудники КС должны быть обязательно должностными лицами государственного или муниципального заказчика с официально оформленными трудовыми правоотношениями. Руководитель должен иметь высокую квалификацию, обеспеченную высшим профессиональным образованием и, желательно, дополнительным профессиональным образованием в сфере закупки товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных потребностей. Аналогичные требования согласно нормам закона 44-ФЗ предъявляются и к остальным сотрудникам КС.

Должностные обязанности

Согласно ч. 4 ст. 38 44-ФЗ контрактная служба по 44-ФЗ обозначает полномочия своих сотрудников:

  • разработкой закупочного плана и плана-графика и подготовкой изменений, вносимых в них;
  • публикацией плана в единой информационной системе (ЕИС);
  • составлением и публикацией в ЕИС сообщений об осуществлении закупок, сопутствующей документации, проектов контрактов, а также направлением приглашений предполагаемым участникам закрытого конкурса;
  • обеспечением проведения закупок и заключения контрактов;
  • участием в изучении заявлений, в которых обжалуются результаты определения поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • анализом ситуации и подготовкой необходимых материалов для юридической службы заказчика;
  • проведением консультаций с поставщиками на предмет обсуждения применения необходимых технологий при выполнении заказа.

Кроме этих основных обязанностей, регламент заказчика предписывает работникам КС:

  • обосновывать необходимость госзакупки и начальные контрактные цены;
  • проводить обязательное публичное их обсуждение;
  • обеспечивать оптимальные условия для деятельности закупочной комиссии;
  • привлекать в ходе закупочной деятельности экспертов и экспертные организации;
  • анализировать банковские гарантии и алгоритм выплаты гарантийных средств;
  • принимать и оплачивать доставляемый товар, завершённую работу, оказанные услуги, а также отдельные этапы реализации контракта;
  • содействовать в формировании приёмочной комиссии;
  • взаимодействовать с поставщиками с целью внесения правок в контракт или его расторжения;
  • включать в реестр сведения о недобросовестных поставщиках;
  • направлять поставщикам требования о погашении неустоек.

Инструкция по созданию

Создание контрактной службы по 44-ФЗ предусматривает 3 её модели, представленные:

  • КС со специальным структурным подразделением;
  • КС без специального структурного подразделения;
  • назначением контрактного управляющего.

Все они формируются посредством соответствующего приказа руководителя организации-заказчика.

Форма приказа никак не регламентируется законодательством, и документ составляется в произвольной форме.

Тем не менее в нём всегда содержатся сведения о руководителе КС и перечисляются имена и фамилии её сотрудников. Зачастую в приказе описывается процесс выделения службы в отдельное подразделение, а также указываются порядок оформления руководителем КС требуемой отчётности и перечень должностных обязанностей сотрудников. Приказ оформляется на бумажном носителе и визируется руководителем организации-заказчика.

Обязательным условием создания КС выступает требование принятия подобного решения не позднее начала финансового года, наступающего вслед за тем, когда годовой объём закупок перешагнул 100-миллионный рубеж.

Алгоритм формирования контрактной службы по 44-ФЗ состоит из следующих шагов заказчика:

  1. Изучение правовых актов в сфере госзакупок.
  2. Создание отдельного структурного подразделения или на основе уже имеющегося, или формированием нового.
  3. Утверждение руководителя КС и постоянно действующего состава работников, выполняющих функциональные обязанности, присущие закупочной сфере, или контрактного управляющего.
  4. Утверждение положение о данном подразделении для отражения информации о правилах и порядке функционирования КС определённого заказчика. Для приведения положения в максимальное соответствие с действующими нормами законодательства в сфере закупок обычно рекомендуется воспользоваться Типовым положением о контрактной службе, разработанным и утверждённым Приказом Министерства экономического развития № 631 от 29.10. 2013 г.
  5. Направление (по необходимости) назначенных сотрудников КС на повышение квалификации.

Кроме того, чтобы квалифицированно рассматривать заявки потенциальных поставщиков, желающих принимать участие в закупках, необходимо создание специальной комиссии. Во время проведения аукционов и конкурсов в неё должно входить минимум 5 человек, а в остальное время — не менее 3 сотрудников. Первым назначается председатель комиссии, который определяет состав данного органа и её численность. Если поставщик выступает в единственном числе, создание комиссии не требуется.

Назначение на должность, а также освобождение от неё работников контрактной службы происходит исключительно по решению руководства заказчика в лице первого руководителя или его заместителей.

Ответственность

В случае, если госслужащие, работающие в сфере госзакупок, преступают нормы действующего законодательства, они несут персональную ответственность, которая может быть:

  1. Административной, которая устанавливается в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях. Размеры налагаемых при этом штрафных санкций зависят от тяжести конкретного проступка.
  2. Дисциплинарной, налагаемой на принципах трудового законодательства РФ и на основании положения коллективного трудового договора. Дисциплинарные санкции после проведения специализированных внутренних проверок принимаются только на основании решения, выносимого специально уполномоченными контролирующими органами.
  3. Уголовной, назначаемой лишь в случае нанесения государству значительного ущерба. Подобные санкции назначаются в отношении физических лиц при наличии доказательств, свидетельствующих об умышленности их действий ради получения собственной выгоды. Решение о мерах уголовного воздействия на подобных нарушителей закона принимает только судебная инстанция после тщательного изучения всех обстоятельств дела.

Все 3 типа наказаний могут быть применены одновременно, но прежде нужно рассмотреть каждый конкретный проступок в отдельности.

Контрактная служба, будучи штатной составляющей государственной организации, представляет собой важный элемент многообразной закупочной системы. Крепкая команда специалистов, профессионально сопровождающая контракт на всех его этапах, даёт возможность крупному государственному заказчику наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами и сотрудничать с поставщиками и подрядчиками в оптимальных условиях и взаимовыгодных интересах.

Ответственность контрактного управляющего

При обнаружении нарушений в ведении закупочной деятельности на заказчика налагаются штрафы. Управляющему нередко грозит и уголовная ответственность. В отношении контрактного управляющего может быть издан приказ о дисциплинарном взыскании, такая мера тоже часто применяется.

Руководители нередко прибегают к применению именно дисциплинарного вида ответственности в отношении работников, занимающих абсолютно любые должности, а не только для контрактных управляющих по 44-ФЗ. По Трудовому кодексу сотруднику может быть вынесено замечание, выговор. Если имеют место грубые нарушения, то следует и увольнение. К примеру, за прогул либо дисциплинарные нарушения полагается выговор, а увольнение – за регулярное повторение нарушений.

В обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ входит выполнение всех этапов закупочного контракта, от подготовки до завершения сделки. Конечно, случаются просчеты, ошибки в сроках и т.д. Нередко наложение штрафа на контрактного управляющего может означать применение штрафных санкций и к заказчику тоже. Статьи 7.29-7.32 КоАП регламентируют меры ответственности.

Приказ о наложении штрафа на контрактного управляющего по 44-ФЗ издается в следующих случаях:

  1. Были допущены ошибки при выборе способа проведения закупки. К примеру, опустив конкурентную схему отбора, управляющий воспользовался услугами лишь одного поставщика. За это полагается штраф в 50 000 рублей. Если некорректно проведено согласование либо закупка была организована как закрытая без достаточных на то оснований – штраф 30 000 рублей. Если нарушения процедуры согласования закупки допущены в сфере гособоронзаказа, налагается штраф в размере 30-50 тыс. руб.
  2. Имели место ошибки на этапе планирования. Например, если управляющий допустил нарушения в проведении общественного обсуждения (либо вовсе опустил этот шаг), его оштрафуют на 30 000 рублей. Если в план закупок вписаны позиции, в которых не было необходимости – штраф 20-50 тыс. рублей.
  3. Совершен неоправданный расход средств. За нецелевые расходы применяются не только административные, но и уголовные меры ответственности. Это может быть штраф в размере 20-50 тыс. рублей либо дисквалификация контрактного управляющего по 44-ФЗ на срок от года до трех лет.
  4. В реестр контрактов не были вовремя поданы необходимые сведения. За это полагается штраф в размере 20 000 рублей.

Здесь приведены лишь некоторые причины, которые могут послужить основанием для наложения штрафов. Более полный перечень приведен в ст. 7.30 КоАП. Контрактный управляющий может быть оштрафован за несоблюдение общих правил организации и проведения госзакупок, недоработки в области обеспечения, проведения оплат, заключения контрактов, работу с сайтом РНП.

В некоторых действиях контрактного управляющего по 44-ФЗ может быть усмотрен и состав уголовных преступлений, например, когда речь идет о халатности, злоупотреблении, нецелевых расходах, подлогах и проч. Однако практика показывает, что такое случается крайне редко.

Под нецелевым расходом понимается необоснованная трата бюджетных денег на оплату посторонних надобностей. За расход в крупном размере полагается уголовная ответственность, а именно:

  • наложение штрафа в размере 100-300 тыс. рублей;
  • штраф, равный величине годовой (и выше, до двух лет) зарплаты или других доходов работника;
  • назначение на выполнение принудительных работ (период – до двух лет);
  • заключение под арест (срок – до полугода);
  • определение в места лишения свободы (срок – до двух лет);

Под крупным и особо крупным размером растрат подразумеваются суммы 1,5 млн. и 7,5 млн. рублей соответственно. Когда в отношении работника применяется наказание в виде принудительных работ до двух лет или лишения свободы до двух лет, может быть принят еще и запрет на работу по определенным должностям или видам деятельности.

Читайте также: «Виды обеспечения контракта: сроки удержания, возврат и другие особенности»

Если содержание официальных документов осознанно искажено внесением недостоверных сведений либо исправлений, то здесь речь идет о служебном подлоге. В таких случаях в силу вступает ст. 292 Уголовного кодекса РФ, виновнику присуждается штраф до 80 тысяч рублей, выполнение принудительных работ либо пребывание до двух лет в местах лишения свободы.

За злоупотребление полномочиями нарушителям полагается штраф до 8 тысяч рублей либо пребывание в тюремном заключении до четырех лет. По статьям 285, 286, 292, 293 Уголовного кодекса РФ этот срок может увеличиться до десяти лет (с лишением права пребывать на должности до трех лет), если действия работника повлекли за собой тяжкие последствия.

У заказчика перед контрактным управляющим по 44-ФЗ есть ряд конкретных обязанностей:

  • не начинать переговоры о поставках с участниками госзакупок до того, как выявлен победитель (если другое прямо не предписано действующими законами);
  • не допускать утечки информации о ходе процедуры назначения поставщика (если другое прямо не предписано действующими законами);
  • не создавать условий, при которых уже заключенный контракт может быть расторгнут по решению суда. Личный интерес контрактного управляющего тоже не должен играть роли в подписании контракта;
  • не действовать вразрез с существующими законами, чтобы не допустить применения штрафных санкций в отношении управляющего либо заказчика, как юридического лица. По закону заказчика тоже штрафуют за допущенные нарушения. Пример: по ст. 7.30 ч. 3 КоАП РФ, если на официальном сайте не опубликован план-график по госзакупкам, то управляющему грозит штраф 50 тыс. руб., а заказчику – 500 тыс. руб.

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При этом заказчик может получить:

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2020 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2020 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Распространенные ошибки контрактных управляющих

Чтобы стать участником мероприятий по государственным закупкам, необходимо соответствовать ряду условий в рамках 44-ФЗ. Тем не менее, часто заказчики, то есть, действующие от их имени контрактные управляющие по 44-ФЗ, выдвигают необоснованные запросы, среди прочих – требование предоставлять лицензию и специальный допуск СРО. В таких случаях ситуацию исправляет УФАС, защищает права поставщика и заставляет заказчика действовать в рамках закона.

Вот примеры конкретных ситуаций:

  • выдвигается запрос на предоставление лицензии, в то время как закон предусматривает ее наличие лишь для некоторых видов работ из списка ТЗ;
  • слишком придирчивое требование к действующему свидетельству о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитальной стройки. Детально можно ознакомиться с данным вопросом в статье «СРО с 1 июля 2017 года в контрактной системе».

Нередки случаи, когда организаторы торгов, стремясь с помощью одной операции закупить сразу все необходимое, перестают мыслить здраво и смешивают воедино в одном заказе технологически несовместимые области. Есть пример, когда УФАС признал незаконной публикацию с описанием объекта закупок. В данном описании были объединены опытно-конструкторские работы и работы, связанные с поставкой, монтажом и запуском оборудования.

Стоит упомянуть, что Верховный суд в последнем своем обзоре разрешил рассматривать как один объект закупок ноутбуки и необходимое для них программное обеспечение.

На стадии подготовки, при выборе способа назначения поставщика, на контрактного управляющего по 44-ФЗ возлагается большая ответственность. От его действий зависит, сколько времени уйдет на поиск поставщика, по каким критериям будет проходить отбор и т.д. Нередко выполненная процедура становится предметом разбирательства с привлечением ФАС. Например, если по распоряжению Правительства № 471-р от 21 марта 2016 г. исполнитель на поставку конкретного вида продукции должен избираться с помощью аукциона, а заказчик провел конкурс – это нарушение. Тогда сама процедура и ее результаты могут быть признаны незаконными.

Может ли выполнять обязанности контрактного управляющего другой работник по совмещению

Это допускается, если в компании должность контрактного управляющего по 44-ФЗ не предусмотрена. Тогда всю деятельность по планированию и осуществлению госзакупок выполняют сотрудники, нанятые в свое время на работу по профессиям, взаимосвязанным с данным видом деятельности.

При этом по ст. 60.2 «Совмещение профессий (должностей)» Трудового кодекса РФ сотрудник должен добровольно согласиться (и подписать соответствующий документ) на выполнение дополнительных обязанностей в рамках его должности или какой-то другой. По ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ такому специалисту полагается доплата. Сроки, на которые предполагается возложение на человека дополнительных работ, а также их объем и содержание тоже оговариваются с сотрудником и вступают в силу лишь с его письменного согласия.

Здесь работодатель должен действовать по ст. 60.2 абзац 2 Трудового кодекса РФ, предписывающей возможность наложения на специалиста дополнительных обязанностей лишь в рамках совмещения профессий или должностей.

Нагляднее будет рассмотреть применение изложенных выше правил на конкретном примере. Пусть речь идет о бухгалтере предприятия, которому вменено в обязанность выполнять работу еще и контрактного управляющего. То есть к его основным трудовым функциям прибавились дополнительные.

Теперь самое время обратиться к существующим профстандартам, где четко прописаны трудовые функции, возлагаемые на главного бухгалтера компании, которые он обязан исполнять. Однако деятельность по подготовке и осуществлению закупок включена в совершенно другой стандарт, к профессии бухгалтера не имеющий никакого отношения.

Возникает вопрос, допустимо ли возложение на бухгалтера обязанностей, связанных с проведением госзакупок? Да, допустимо, но лишь с согласия самого сотрудника, и если у него есть образование, касающееся данной дополнительной для него сферы.

Следующий шаг со стороны нанимателя – отражение в специальном приказе факта назначения бухгалтера специалистом по подготовке и осуществлению закупок. Для этого работодатель должен заручиться согласием работника (в письменном виде), а также обеспечить достаточную оплату вновь возложенных на него обязанностей. То есть, стоит задача замотивировать и убедить человека выполнять дополнительную работу.

В случае согласия за сотрудником остается право (ст. 60.2 абзац 4 Трудового кодекса РФ) в любой момент прекратить работу по второй должности. Так же и наниматель может отменить приказ до окончания оговоренного срока, но тогда необходимо не позже чем за три рабочих дня письменно известить об этом работника.

Вправе ли наниматель уволить сотрудника, если тот не согласен работать еще на одной должности и выполнять связанные с этим дополнительные функции? Как могут развиваться события, если руководитель компании предлагает специалисту параллельно со своей основной работой выполнять еще и обязанности контрактного управляющего, но он этого делать не хочет?

По статье 72 Трудового кодекса РФ наниматель вправе вносить изменения в трудовой договор, если организационные или технологические условия в компании претерпели изменения, сделавшие неактуальными принятые изначально условия труда. Если новые условия не подходят сотруднику, действие трудового договора прекращается (ст. 77 ч. 1 п. 7 Трудового кодекса РФ).

На первый взгляд может показаться, что можно спокойно уволить бухгалтера, отказавшегося работать по закупкам. Потому что по закону о контрактной системе этим должен заниматься назначенный управляющий. Работодателю стоит лишь поменять организационную структуру компании и перераспределить обязанности между отделами и должностями.

Но дело в том, что упомянутая ранее статья 72 Трудового кодекса РФ запрещает вносить изменения в трудовые функции сотрудника, они жестко регламентированы специальными профстандартами (любые другие организационные или технологические условия труда менять можно).

У работодателя недостаточно полномочий для внесения изменений в трудовые функции бухгалтера или любого другого наемного работника. То есть, добавить к уже имеющимся обязанностям еще и функции контрактного управляющего просто так нельзя, это будет нарушением Трудового Кодекса РФ (ст. 72). Уволить специалиста, который не согласен на «подработку», тоже нельзя.

Нет шансов и выдать дополнительные обязанности за общественную нагрузку, потому что они по закону попадают под формулировку «трудовые функции». А действующие профстандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» дают четкое перечисление всех существующих трудовых функций. Получается, что дополнительные обязанности никоим образом нельзя отнести к виду общественно-полезной нагрузки. Поэтому нельзя принудить сотрудника выполнять дополнительные функции, если он этого делать не хочет.

И здесь образуется благодатная почва для возникновения целой массы спорных ситуаций, которые непременно будут иметь место между нанимателями и подчиненными. Работодатель со своей стороны будет предпринимать попытки навязать сотруднику выполнение функций управляющего, и придать делу такой вид, как будто человек сам на это согласился. А работник в свою очередь будет отстаивать право выполнять лишь трудовые функции, связанные с его непосредственной профессией, по которой он изначально устраивался работать. Возможно, подобные конфликты станут толчком для профессионализации деятельности в сфере госзакупок.

Читайте также: «Банковское обеспечение исполнения контракта: особенности и нюансы получения»

Нанимателю можно порекомендовать организовать у себя в компании централизованное ведение закупочной деятельности с назначением контрактного управляющего по 44-ФЗ (профстандарты по госзакупкам это позволяют). Или предложить достаточную мотивацию уже работающему в организации сотруднику, чтобы он согласился заниматься помимо своих прямых обязанностей еще и госзакупками.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *