0

Какой штраф грозит за непредставление 3-НДФЛ, даже если налог платить не нужно?

Штраф за непредоставление 3-НДФЛ зависит от того, кто и по какому основанию эту декларацию должен был подать.

Последний день подачи 3-НДФЛ в 2020 году — 30 июля (срок перенесен с 30 апреля в связи с эпидемией коронавируса), рассчитанную сумму налога на доходы физических лиц следует оплатить тогда же. За несвоевременное декларирование доходов и за неуплату НДФЛ предусмотрена административная ответственность (ст. 119 и 122 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим, каков он, штраф за несдачу 3 НДФЛ в 2020 году.

Напомним на всякий случай, что декларацию о доходах мы всегда подаем за прошлый год (то есть в 2020 году мы подаем отчет за 2019-ый).

Если не подана нулевая декларация

Нулевая декларация — это отчетность, по которой не требуется выплачивать сборы, например, когда вычет полностью покрывает полученный доход.

Если говорить проще: вы получили в прошлом году деньги, которые должны задекларировать, но налог по ним вы платить не будете, так как он весь укладывается в размер положенного вам налогового вычета. И хотя в этом случае никаких денег государству платить не нужно, но отчитаться перед налоговой стоит обязательно.

По статье 119 НК РФ штраф за неподачу декларации 3-НДФЛ составит 1 000 рублей. ФНС требует предоставления «нулевок», чтобы подтвердить отсутствие НДФЛ к уплате – так они контролируют происходящее.

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

📌 Реклама Отключить

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

📌 Реклама Отключить

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

📌 Реклама Отключить

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ. 📌 Реклама Отключить

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

📌 Реклама Отключить

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

📌 Реклама Отключить

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

📌 Реклама Отключить

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

📌 Реклама Отключить

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

📌 Реклама Отключить

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Сроки и способы представления налоговой декларации, расчета.

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п. 6 ст. 80 НК РФ). Данные сроки установлены ч. II НК РФ. Так, п. 5 ст. 175 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период для этого налога – квартал (ст. 163 НК РФ).

Декларация по налогу на прибыль представляется налогоплательщиком (в том числе применяющим ставку налога, равную 0%) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ).

Ниже отобразим правила определения дня представления декларации в налоговый орган, установленные п. 4 ст. 289 НК РФ:

Штраф за неподачу 3-НДФЛ

Если документы переданы в инспекцию позже положенного срока, и в них фигурирует сумма, положенная к уплате в госорган, то вам придется заплатить по 5% за каждый день просрочки. Установлены и ограничения — штраф за несвоевременную подачу декларации 3-НДФЛ не может быть больше 30% высчитанного налога и меньше 1 000 рублей (статья 119 НК РФ).

Помните, если вы не сдали 3-НДФЛ, то 1000 рублей придется отдать государству в любом случае, даже если налог уплачивать не нужно. Таков закон, предусматривающий штраф за непредоставление декларации 3-НДФЛ физическим лицом в 2020 году.

За неуплату или неполную уплату НДФЛ грозит санкция в размере 20% от суммы налога (статья 122 НК РФ). Санкция применяется в случае, если нарушение обнаружила ФНС. Если вы сами погасили задолженность вместе с пени за просрочку, то дополнительных наказаний не последует и штраф за несвоевременную сдачу отчетности о доходах физического лица не назначают.

Пени за просрочку выплат государству составят 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки — за первые 30 дней просрочки, далее — 1/150. С 2016 года ставка рефинансирования самостоятельно не утверждается, а она приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ. С 20 марта 2020 года ключевая ставка составляет 6%.

За нарушения порядка декларирования доходов в электронном виде или за ошибки в расчетах предусмотрено наказание — оно составит 200 рублей.

Уголовная ответственность за неуплату НДФЛ

Если налог не выплачен намеренно, то вас накажут на 40% от размера неуплаченной суммы. Если сумма к уплате больше 600 000 рублей, но вы не подали отчетность и не выплатили ничего, то вам грозит уголовное преследование по 198 статье Уголовного кодекса РФ.

Санкции для должностных лиц

Если закон нарушил государственный работник, то штраф за несвоевременную сдачу 3-НДФЛ составит от 300 до 500 рублей.

Прошло три года с начала работы системы e-декларирования, иначе говоря декларации госслужащих.

Вопрос декларирования доходов государственных служащих не перестает находиться в поле зрения общественности и правоохранительных органов, а наоборот привлекает все больше внимания с каждой новой поданной декларации, в том числе и по причине доступности декларации для любого гражданина.

Оглавление:

Совсем скоро начинается очередная кампания декларирования, в ходе которой Единый государственный реестр деклараций будет наполнятся декларациями о доходах госслужащих за 2019 год

Каждый обязанный подавать декларацию публичный служащий сталкивается с рядом проблем при заполнении и подаче такой декларации, усугубленных усложненными и нередко противоречивыми правилами заполнения декларации о доходах госслужащих, а также возможными негативными последствиями нарушения порядка декларирования в виде административной и уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за неподачу декларации предусмотрена статьей 366-1 Уголовного кодекса Украины, санкция которой предполагает возможное наказание вплоть до лишения свободы сроком до двух лет.

Административная ответственность за несвоевременную подачу декларации без уважительных причин предусмотрена статьей 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

В первую очередь проводится своеобразная «ревизия», предметом которой является, во-первых, факт подачи декларации, во-вторых, своевременность такой подачи.

В этой «ревизии» принимает участие не только НАЗК, как единственный определенный законодательством орган на проверку деклараций, а и работодатели.

Согласно положениям части 2 статьи 49 Закона Украины «О предотвращении коррупции», работодатели публичных служащих обязаны проверять факт подачи деклараций и сообщать Национальное агентство по предотвращению коррупции о случаях неподачи или несвоевременной подачи деклараций госслужащих в определенном им порядке.

Порядок проверки факта подачи деклараций в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции», зачастую ошибочно именуемых налоговой декларацией для госслужащих или декларацией о доходах госслужащих, и сообщение Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции о случаях неподачи либо несвоевременной подачи таких деклараций утвержден решением НАЗК от 06.09.2016 19 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 15.11.2016 под 1479/29609.

В соответствии с пунктами 3 и 5 упомянутого Порядка, проверка факта подачи деклараций и сообщения Национального агентства о случаях неподачи или несвоевременной подачи госслужащими деклараций возлагаются на уполномоченное подразделение (лицо) по вопросам предотвращения и выявления коррупции соответствующего органа или другое структурное подразделение такого органа, определенный руководителем органа.

Руководитель соответствующего органа, определяет порядок взаимодействия ответственного подразделения (лица) с другими подразделениями с целью учета субъектов декларирования, у которых возникла обязанность подать декларацию о доходах.

Структурное подразделение органа, в котором работают (работали) декларант, на которое возложены такие полномочия, проверяет факт подачи деклараций путем поиска и просмотра информации в публичной части Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, на официальном веб-портале НАЗК.

По положениям пункта 4 упомянутого Порядка, ответственное подразделение (лицо) соответствующего органа, а также НАЗК в отдельных случаях, проверяет факт подачи госслужащими деклараций в следующие сроки:

  1. ежегодные декларации в течение 10 рабочих дней с предельной даты подачи таких деклараций;
  2. декларации должностных лиц, которые увольняются с должности, в течение пяти рабочих дней со дня такого увольнение; если увольнение произошло по инициативе работодателя такого госслужащего в течение пяти рабочих дней после истечения срока в двадцать рабочих дней с момента, когда декларант узнал или должен был узнать о таком прекращении;
  3. деклараци, подающиеся через год после увольнения с должности в течение 10 рабочих дней с предельной даты подачи таких деклараций;
  4. декларации кандидатов на занятие должностей до назначения или избрания таких кандидатов на должность.

То есть, в определенные Порядком сроки уполномоченные должностные лица работодателя субъекта декларирования проверяют факт подачи и своевременность подачи декларантами соответствующих е-деклараций госслужащими.

Учитывая указанное, для ежегодных деклараций за 2019, а также декларации за 2019 для лиц, прекративших публичную службу в течение 2019 года, предельной датой для контроля заполнения декларации о доходах госслужащих и их подачу за 2019 год для работодателей является 10 апреля 2020 года.

В случае установления факта неподачи или несвоевременной подачи деклараций госслужащими, соответствующее подразделение (лицо) органа, в котором работают (работали) декларанты, сообщает об этом НАЗК в трехдневный срок со дня выявления такого факта. Сообщение о таком факте направляется на адрес электронной почты, указанный на официальном сайте НАЗК и заказным письмом с уведомлением о вручении.

Указанное уведомление направляется соответствующим органом отдельно по каждому подобному выявленному факту. Если по результатам контроля установлено, что декларант не подал декларацию, НАЗК письменно уведомляет такого публичного служащего о факте неподачи декларации, и декларант обязан в течение десяти дней со дня получения уведомления подать такую декларацию.

Сообщение субъекту декларирования направляется по адресу зарегистрированного места его проживания, указанной в последний представленной таким субъектом декларации, или по адресу, указанному соответствующим органом, в сообщении об установлении факта непредоставления или несвоевременного представления декларации.

Таким образом, законодательством предусмотрен порядок уведомления субъекта декларирования о факте непредоставления декларации и срок подачи декларации после получения указанного сообщения.

Читайте статью: Уголовная ответственность в сфере е-декларирования: незаконное обогащение и декларирование недостоверной информации

Учитывая указанные положения закона, в уголовных процессах, предусмотренных статьей 366-1 УК Украины, ради доказательства виновности лица в совершении указанного уголовного преступления и наличии прямого умысла, должно быть доказано и подтверждено соответствующими надлежащими и допустимыми доказательствами факт получения подозреваемым (обвиняемым) сообщения Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции о факте неподачи декларации.

Усматривается, что в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности, не получало уведомления от НАЗК, сторона обвинения лишается возможности утверждать об обоснованности обвинения с точки зрения действующего закона, поскольку в таком случае отсутствуют обязательные доказательства, которые могут быть использованы для доказывания наличия у лица умысла на совершение соответствующего уголовного преступления.

В свою очередь указанное свидетельствовать об отсутствии в действиях лица состава уголовного преступления, предусмотренного статьей 366-1 УК Украины, а следовательно и отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

Юридический ресурс «Протокол» («Protocol») надеется, что эта консультация станет полезной. Помните, что на юридическом ресурсе «Протокол» Вы всегда сможете найти юриста профессионала, который окажет квалифицированную помощь, при этом недорого. Пользуйтесь нашим сервисом Тендер на юридическую услугу и решайте свои проблемы быстро и навсегда.

Источник: Юридический портал Протокол

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *