0

Как поставить на баланс ооо имущество

Булыгина О., аудитор консалтинговой группы «Аюдар»

Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

Государственному бюджетному учреждению учредитель передал в оперативное управление помещение. При передаче объекта передающая сторона оформила извещение (ф. 0504805) и акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) в двух экземплярах.

Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции при следующих условиях:

  • помещение поступило в оперативное управление 01.12.2018 по акту приема-передачи, в котором указано, что балансовая стоимость объекта составляет 50 000 руб., начисленная амортизация – 10 000руб.;

  • получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019;

  • в конце января 2019 года получены данные о том, что кадастровая стоимость объекта исходя из сведений, указанных в выписке из ЕГРН, составляет 7 000 000 руб.;

  • здание, в котором находится помещение, является одноэтажным со стенами из каменных материалов, было введено в эксплуатацию в 1956 году, относится к десятой группе (со сроком более 30 лет)?

Как следует начислять амортизацию на объект?

Ответ:

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). Собственником имущества государственного бюджетного учреждения является субъект РФ.

На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением названного имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Статья 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам жилые и нежилые помещения, если границы таких помещений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой относится здание в соответствии с нормами ст. 130 ГК РФ, подлежит регистрации в силу ст. 131 ГК РФ. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Бухгалтерский учет.

Исходя из п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Для учета объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»(п. 333 Инструкции № 157н). Аналогичные разъяснения дает Минфин (см., например, письма от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 02.08.2016 № 02-06-10/45225): объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации в пользовании, следует отражать на забалансовом счете 01.

В соответствии с п. 24 СГС «Основные средства» объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах.

Следовательно, 01.12.2018 помещение ставится на забалансовый счет 01 по балансовой стоимости, указанной собственником в акте приема-передачи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено получение объекта недвижимости до даты государственной регистрации права оперативного управления

50 000

Передача (получение) объекта нефинансовых активов между органами государственной власти и государственными учреждениями осуществляется по балансовой стоимости с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансовых активов амортизации (п. 29 Инструкции № 157н).

При получении объекта недвижимого имущества в соответствии с п. 116 Инструкции № 174н в бухгалтерском учете учреждения также отражаются операции по формированию расчетов с учредителем.

В силу п. 58 СГС «Основные средства» объекты недвижимого государственного (муниципального) имущества, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, преду­смотренным п. 8 данного стандарта, отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах по их кадастровой стоимости, которая признается балансовой стоимостью указанных объектов основных средств. Накопленная амортизация, исчисленная на дату пересмотра стоимости таких объектов недвижимости, подлежит списанию.

Исходя из разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ от 30.11.2017 № 02-07-07/79257,учреждение принимает к балансовому учету в феврале 2019 года объект недвижимости по кадастровой стоимости, при этом пересматривается и срок полезного использования данного объекта.

Амортизация.

При пересмотре стоимости таких объектов недвижимости срок полезного использования в отношении объекта недвижимости пересматривается с учетом положений, предусмотренных разд. VI СГС «Основные средства».

Дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости.

На основании положений п. 41 СГС «Основные средства» сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается одним из следующих способов, закрепляемых субъектом учета в учетной политике:

1. Пересчет накопленной амортизации.

В этом случае накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости.

Данный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент так, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.

Пример 1.

Используем данные, приведенные в вопросе, и предположим, что в учетной политике для пересчета накопленной амортизации будет предусмотрен вариант из пп. «а» п. 41 СГС «Основные средства».

В этом случае нужно произвести расчет начисленной ранее амортизации в следующем порядке:

1. Исчисляется коэффициент увеличения амортизации. Он равен 140 (7 000 000 руб. / 50 000 руб.).

2. Пересчитывается сумма начисленной ранее амортизации с учетом коэффициента. Она составляет 1 400 000 руб. (10 000 руб. х 140).

Накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.

Такой способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета основных средств) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости.

С момента переоценки указанным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.

Пример 2.

Используем данные, приведенные в вопросе, и предположим, что в учетной политике для пересчета накопленной амортизации будет предусмотрен вариант из пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства».

При применении способа пересчета накопленной амортизации (пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства»), считаем, расчеты будут производиться учреждением следующим образом:

1. Из балансовой стоимости актива вычитается сумма ранее начисленной амортизации. Остаточная стоимость объекта – 40 000 руб. (50 000 – 10 000).

2. Пересчитывается остаточная стоимость. Получается коэффициент 175 (7 000 000 руб. / 40 000 руб.).

3. Сумма накопленной амортизации определяется в порядке пересчета на полученный коэффициент. В нашем случае сумма амортизации по объекту равна 1 750 000 руб. (10 000 руб. х 175).

Здесь стоит отметить: в настоящее время разъяснений Минфина по вопросу пересчета накопленной амортизации нет, поэтому приведено наше видение ситуации (в соответствии с нормами СГС «Основные средства»). Пересчет начисленной ранее амортизации производится способом, предусмотренным в учетной политике учреждения по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. Исходя из п. 42 СГС «Основные средства» величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости основных средств, подлежащей отражению в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 85 Инструкции № 157н при принятии к учету объекта основного средства по балансовой стоимости с ранее начисленной суммой амортизации и ранее начисленным убытком от обесценения расчет учреждением годовой суммы амортизации, производимый линейным способом, осуществляется исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату его принятия к учету и нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату принятия к учету такого объекта, при этом:

  • под остаточной стоимостью амортизируемого объекта на соответствующую дату понимается балансовая стоимость объекта, уменьшенная на сумму начисленной на соответствующую дату амортизации и сумму убытка от обесценения;

  • оставшимся сроком полезного использования на соответствующую дату считается срок полезного использования амортизируемого объекта, уменьшенный на срок его фактического использования на соответствующую дату.

Амортизация на объект начисляется в соответствии с разд. VI СГС «Основные средства». По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».

Пример 3.

Используем данные, приведенные в вопросе, и предположим: если помещение расположено в здании, которое относится к «зданиям одно­этажным с железобетонными и металлическими каркасами, со стенами из каменных материалов, крупных блоков и панелей, с железобетонными, металлическими и другими долговечными покрытиями, с площадью пола до 5 000 кв. м», то норма амортизации в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1072 – 1,2% в год.

В этом случае срок полезного использования составит 83 года = 100% стоимости объекта / 1,2% в год.

Исходя из условий вопроса здание введено в эксплуатацию в 1956 году, поэтому оставшийся срок эксплуатации объекта составляет 20 лет (83 – (2019 – 1956)).

Далее начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету в качестве основных средств (п. 33 СГС «Основные средства», п. 86 Инструкции № 157н).

Пример 4.

Остаточная стоимость объекта – 5 250 000 руб. (7 000 000 – 1 750 000). Оставшийся срок полезного использования объекта – 20 лет. Определим амортизацию.

Амортизация при линейном способе будет ежемесячно начисляться в сумме 21 875 руб. (5 250 000 руб. / 12 мес. / 20 лет).

На основании условий вопроса и вышеприведенных расчетов и с учетом положений пп. «б» п. 41 СГС «Основные средства» полагаем, что в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Постановка на баланс основных средств

Компании с основными средствами на балансе эффективно развивают материальное производство, рентабельны в употреблении трудовых фондов, уменьшают материальные затраты и в конечном итоге влияют на формирование хозяйственно-финансового результата компании.

Характер определения основных средств

Для компаний-производственников и любых других организаций для успешного ведения предпринимательской деятельности необходимо иметь на балансе основные средства. В связи с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) при постановке на баланс основных средств необходимо придерживаться некоторых условий:

  • ОС, занятые в производстве или для управленческих потребностей предприятия;
  • ОС, которые используют на протяжении длительного промежутка времени, больше 12 месяцев;
  • Перепродавать ОС компания не собирается;
  • Если у активов есть возможность приносить в будущем экономическую прибыль для организации.

Группы основных средств:

  1. Здания, сооружения;
  2. Наделы земельного пользования, предмет природопользования;
  3. Приборы и конструкции измерительного и регулирующего характера;
  4. Техника вычислительная;
  5. Насаждения, выращенные за несколько лет;
  6. Скот (племенной, рабочий);
  7. Инструменты для производства и принадлежности для хозяйственных целей;
  8. Транспорт;
  9. Тяжелый рабочий транспорт и оборудование;
  10. Капитальное вложение для улучшения земель;
  11. Капиталовложения в объекты, арендованные у арендодателя.

Основные средства делятся на производственные, т.е. их участие в производственном процессе и непроизводственные.

ОС, по принадлежности, делятся на типы:

  • Собственные, т.е. собственником является предприятие и находятся на балансе организации;
  • ОС, находящиеся в аренде – временное пользование за определенную сумму и учтенные на забалансовом счете 001 «Арендованные ОС».

По использованию, ОС могут находиться в эксплуатации, резерве, реконструкции, консервации.

Как поставить ОС на баланс предприятия

Для постановки на баланс основное средство должно стоить свыше 40 000 руб., сроком полезного использования более 12 месяцев. Все издержки собираются по Дт 08 «Вложения во внеоборотные активы». При полной готовности имущества, его переводят на сч. 01 «Основные средства».

Главные моменты для малых предприятий:

  1. Начислять амортизацию можно на протяжении всего года в любом отчетном периоде, но не менее одного раза в год.
  2. Компаниям разрешено ставить на баланс по стоимости продавца с издержками на монтаж, а если ОС сооружали, то со стоимостью работ исполнителя.

    Иные затраты (доставка, поощрение, услуги информационного характера, таможенные пошлины) и другие издержки на ОС, которые приобрели, списать можно сразу.

  3. Особенность учета коснулась инвентаря стоимостью свыше 40 000 руб. Расшифровка понятия инвентаря, нужно посмотреть в классификатор ОС ОК 013-2014.

    На такой инвентарь, при постановке на учет, можно начислять амортизацию полностью.

Инструкция при постановке на баланс основных средств

Рассмотрим пошаговую инструкцию на постановку основных средств на баланс компании:

  1. Принимаем имущество по сопроводительным документам (товарная накладная, счет-фактура, акт выполненных работ) и определяем его проводкой Дт08 Кт60,75.1 – приобретение ОС;
  2. При введении его в производственный цикл необходимо составить приказ, на его основании заполните акт приема-передачи ОС в эксплуатацию (№ОС-1, №ОС-1а, №ОС-1б);
  3. Заводим карточку учета наличия и движения основных средств и ставим инвентарный номер на каждый принимаемый объект;
  4. При вводе в производственную работу ОС, делаем такую запись Дт01 Кт08.

Амортизационные отчисления начинаются с того момента (месяца), когда ОС начали эксплуатировать.

Пример бухучета основных средств

  1. Пример приобретения трактора за наличный расчет и как поставить трактор на учет:

Сельхозпредприятие приобрело за наличный расчет для производственных работ трактор стоимостью 150 000 руб. Дополнительные затраты на транспортировку составили 15000 руб. ставим трактор на баланс:

  • Дт08 Кт60(76) 150 000 руб. — стоимость трактора;
  • Дт08 Кт60 15 000 руб. – расходы на транспортировку трактора;
  • Дт01 Кт08 165 000 руб. – учтен трактор по первоначальной стоимости;
  • Дт60(76) Кт50 165 000 руб. – оплачены все расходы продавцу.

Срок полезного использования трактора по классификатору составляет 10 лет. Значит, амортизация трактора составляет: 165000/120(месяцев)=1375 руб. в месяц.

Дт02 Кт01 1375 руб. – начисление ежемесячной амортизации.

  1. Пример приобретения трактора на безвозмездной основе:

Крестьянскому хозяйству безвозмездно (договор дарения) передали трактор, рыночная стоимость в бухучете увеличит доходы будущих периодов. Делаем такие записи:

  • Дт08 Кт98.02 – учет стоимости трактора, переданного по договору дарения;
  • Дт08 Кт10(70,60…) – дополнительные расходы с получением трактора и вводом в эксплуатацию;
  • Дт01 Кт08 – ввели в эксплуатацию.

При начислении амортизации, пропорциональная часть стоимости, отнесенная на сч.98.02 – списывается на сч.91.

При передачи трактора в аренду или в безвозмездное пользование, ставить актив на баланс не нужно. Он будет учитываться на забалансовом счете 001.

Не нужно забывать и о том, что после отчетного года необходимо рассчитать и оплатить налог на имущество.

Для того, чтобы рассчитать налог на имущество, налоговая база будет включать кадастровую стоимость, а не остаточную.

Учет наличия и движения основных средств в компании необходимо закрепить в Положении об учетной политике. Тогда легче будет доказать налоговикам правильность ведения учета доходов и расходов по основным средствам.

Покупка, аренда, безвозмездное пользование и другие виды поступления основных средств тесно связаны с дальнейшим получением прибыли и учитываются в бухучете в составе доходных поступлений в материальные активы.

Как поставить на баланс основные средства без документов

Компании с основными средствами на балансе эффективно развивают материальное производство, рентабельны в употреблении трудовых фондов, уменьшают материальные затраты и в конечном итоге влияют на формирование хозяйственно-финансового результата компании.

Способы, позволяющие извлечь максимум выгоды из оприходования актива без документов

30 июля 2009 3165

  • Налоговые риски обнаружения ОС при инвентаризации
  • Какой способ выгоднее применять убыточной компании
  • Как при оприходовании может помочь основной учредитель

заместитель директора ООО «Сибирский аудиторский центр»

Популярное по теме

В хозяйственной практике иногда встречаются такие ситуации, когда у компании в собственности появляется основное средство, но первичных документов о его приобретении нет.

Это может произойти, например, если в результате инвентаризации выявится неучтенное основное средство, или стороннее лицо планирует передать объект безвозмездно, или компания просто потеряла первичные документы на ОС и нет возможности их восстановить.

На практике используются несколько вариантов оприходования такого средства. Все они несут разные налоговые последствия для компании.

Способ первый: выявление основного средства по результатам инвентаризации

Самый простой способ – выявить такое основное средство в результате инвентаризации. Для целей налога на имущество такой объект принимается к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв.

приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н). При определении такой стоимости могут быть использованы прайс-листы организаций-изготовителей, сведения органов государственной статистики, торговых инспекций или информация в СМИ. Также могут быть привлечены профессиональные оценщики (абз. 2, 3 п.

29 Методических указаний).

Рыночная стоимость объекта признается доходом и в налоговом учете (п. 20 ст. 250, п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). Кроме того, обнаруженное при инвентаризации имущество учитывается в качестве амортизируемого объекта (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Заметим, для получения экономии на налоге на имущество компании нередко занижают стоимость, по которой объект принимается на бухгалтерский учет. Это выгодно и для целей налога на прибыль. Ведь эту сумму придется признать в налоговых доходах. В этом нюансе и таится налоговый риск, поэтому во избежание претензий стоимость нужно тщательно подтверждать документами.

Таким образом, этот способ невыгоден для прибыльных компаний. Помимо возникновения налога на имущество, компании придется единовременно признать в доходах рыночную стоимость объекта. Для убыточной компании такой способ поставить ОС на учет будет не настолько обременительным. Ее платежи возрастут лишь на сумму налога на имущество.

Как поставить имущество на баланс ООО?

Подать документы в государственную регистрационную организацию, а в последствии и в суд, может любой гражданин, или муниципальный орган, обнаруживший бесхозяйный объект и желающий оформить право собственности на него. Следует учитывать, что под таким объектом можно понимать любое имущество – какие – либо ценные вещи, здания.

Что это такое

Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам.

В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.

Статус бесхозяйного может быть присвоен имуществу после обращения с заявлением представителей госорганов и предприятий. Заявление подается в суд по месту жительства или нахождения нового владельца.

Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.

Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:

  • собственник отсутствует или не может быть установлен;
  • вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
  • был написан отказ от использования вещи.

Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е.

подали документы в суд и получили соответствующее разрешение.

Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.

Порядок признания имущества бесхозяйным

Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.

Оформить право собственности могут:

  1. Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации.
  2. Физические лица.
  3. Государственные организации.
  4. Административные управления городов и поселков.

Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.

Для этого могут быть использованы следующие документы:

  • справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;
  • документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.

Вместе с пакетом бумаг гражданин должен посетить отделение Юстиции, расположенное по месту нахождения имущества. Также должна быть получена расписка от административного управления города или поселка, подтверждающая, что определенные документы были получены для рассмотрения.

В расписке необходимо указать:

  1. Дата получения документов от заинтересованного лица.
  2. Количество экземпляров для каждого документа.
  3. Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки.

Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.

Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.

Также основанием для прекращения переоформления права собственности является обнаружение факта наложения обременения на недвижимый объект.

Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре. Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год. Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах.

Что входит в отчет об оценке имущества, узнайте тут.

Передать объект недвижимости в собственность муниципалитета возможно только обратившись в суд. Однако перед этим муниципалитет должен провести ряд мероприятий, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов.

В большинстве городов и поселков недвижимость признается бесхозяйной после издания муниципального правового акта. В каждом муниципалитете существует своя схема по нахождению объектов и их оформлению в собственность, поскольку законом четкий порядок для данной процедуры не устанавливается.

Исходя из практики, можно выделить несколько способов выявления бесхозяйного имущества органами муниципалитета:

  • обнаружение объектов в результате проведения ремонтных работ на городских и сельских участках и проведения инвентаризации;
  • подача заявлений гражданами и предприятиями для получения права собственности на недвижимое имущество;
  • проверка правильности и целесообразности использования объектов, расположенных в черте города или поселка.

Все объекты, не имеющие хозяина, выявленные в ходе проверок и инвентаризаций в обязательном порядке подлежат учету. Муниципалитет, как и физические лица, подает исковое заявление, на основании которого возможно признание объекта бесхозяйным.

Также необходимо подготовить доказательства того, что:

  1. У недвижимого имущества отсутствует собственник или установить его личность, а также местонахождения не представляется возможным.
  2. Вещь была поставлена на государственный учет.
  3. Собственником были совершены какие – либо действия, результатом которых стало приобретение имуществом статуса «бесхозяйное», например, гражданин отказался от своих прав на объект.

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины Маныловой (г. Киров)

Муниципальное унитарное предприятие ЖКХ получило от учредителя в хозяйственное ведение объект ОС балансовой стоимостью 100 т.р., остаточной стоимости нет. Поступление ОС отражено проводкой дебет 08 кредит 75 — 100 т.р. Стоимость ОС отнесена на увеличение нераспределенной прибыли дебет 75 кредит 84 — 100 т.р. ОС введено в эксплуатацию дебет 01 кредит 08 — 100 т.р. Правильно ли выполнены проводки? Как правильно отразить сумму ранее начисленной амортизации?

Правовое положение МУП определяется Гражданским кодексом РФ (параграф 4 гл.4 ГК РФ) и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (п.6 ст.113 ГК РФ). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за МУП на праве хозяйственного ведения (ст.2 Федерального закона N 161-ФЗ), возникающем с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП (п.2 ст.11 Федерального закона N 161-ФЗ).

📌 Реклама Отключить

Сведения о размере уставного фонда МУП, порядке и источниках его формирования содержатся в уставе МУП (п.4 ст.9 Федерального закона N 161-ФЗ). При этом действующим законодательством не запрещена передача собственником имущества (в частности, основных средств) сверх определенного учредительными документами уставного фонда с закреплением его за МУП на праве хозяйственного ведения.

Учитывая формулировки п. п. 7, 8, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, основные средства, полученные унитарным предприятием сверх уставного фонда, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая в рассматриваемом случае может быть принята в размере остаточной стоимости оборудования, указанной собственником в передаточных документах.

📌 Реклама Отключить

В то же время действующие нормативные документы не регулируют порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с закреплением за унитарным предприятием объектов основных средств на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда.

При ответах на вопросы, возникающих при учете объектов основных средств, переданных унитарному предприятию их собственником на праве хозяйственного ведения сверх уставного фонда, многие эксперты руководствуются Письмом Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и Письмом Минфина России от 21.08.2003 N 16-00-22/11. Однако указанные Письма, как и все Письма Минфина, носят рекомендательный характер. Кроме того позиция, изложенная в этих Письмах, не является бесспорной.

В частности, согласно рекомендациям, изложенным в вышеуказанных Письмах Минфина России, получение имущества в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда отражается группой проводок (составляются на стоимость полученного имущества):

📌 Реклама Отключить

— Дебет 08 Кредит 75-1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75-1 Кредит 84.

Первые две бухгалтерские записи не вызывают вопросов, а вот третья весьма неочевидна, т.к. Инструкция по применению Плана счетов не предполагает подобной корреспонденции для отражения рассматриваемой операции (получение основных средств сверх уставного фонда). Традиционно проводку Дебет 75 Кредит 84 «читают» как покрытие полученного убытка за счет средств учредителей.

Однако у унитарного предприятия нет учредителей, а есть собственники имущества. Посредством этого имущества унитарное предприятие осуществляет свою деятельность.

Кроме того, предложенная запись (Дебет 75-1 Кредит 84) в сумме, равной стоимости основных средств, переданных сверх уставного капитала, сформирует такое сальдо по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», которое, будучи отраженным в бухгалтерской отчетности унитарного предприятия, не будет отвечать основным задачам бухгалтерского учета, обозначенным в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающимся в первую очередь обеспечения достоверности информации о деятельности организации, т.е. указанное сальдо поставит под сомнение достоверность отчетности коммерческой организации, коей и является МУП, так как оно не будет отражать реального финансового состояния этой организации.

📌 Реклама Отключить

Поэтому, принимая во внимание изложенное, у унитарного предприятия нет оснований делать оспариваемую запись (Дебет 75-1 Кредит 84), т.к. она не отражает сути проводимой хозяйственной операции (получение от собственника основных средств сверх уставного капитала).

Для справки.

Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания (приоритет содержания перед формой). Ранее (в периоде опубликования Писем Минфина России от 05.08.2003 № 16-00-14/247 и от 21.08.2003 N 16-00-22/11) действовал п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, такого же содержания.

📌 Реклама Отключить

В случае, когда в нормативных правовых актах по какому-то вопросу не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики организации, в т.ч. и унитарному предприятию, необходимо разработать необходимый способ самостоятельно. При этом следует исходить из иных положений по бухгалтерскому учету. Причем иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов (п. 7 ПБУ 1/2008).

Исходя из анализа правовых бухгалтерских документов, Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 N 92н, которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества), наиболее полно учитывает экономическое содержание описываемой хозяйственной операции.

📌 Реклама Отключить

Для справки.

1. Применить ПБУ 13/2000 непосредственно вашему МУП не позволяет п. 3, согласно которому Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

2. Исходя из положений п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Приложение к Информационному письму от 22.12.2005 N 98), сбережение средств в результате освобождения МУП от платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности можно расценивать как получение данных средств от собственника имущества унитарного предприятия, т.е. как получение государственной помощи.

📌 Реклама Отключить

Согласно ПБУ 13/2000 для учета государственной помощи используется счет 98 «Доходы будущих периодов», а для определенного вида помощи используются четыре его субсчета.

Принимая во внимание положения п. п. 6, 7 ПБУ 1/2008 и положения Инструкции по применению Плана счетов, для отражения в учете унитарного предприятия стоимости имущества, полученного сверх уставного фонда предлагается использовать дополнительный субсчет 98.5 «Имущество сверх уставного фонда», а для учета стоимости именно основных средств предлагается использовать субсчет второго порядка 98.5.1 «Основные средства».

Учитывая вышеизложенное, получение объекта основных средств в хозяйственное ведение сверх суммы уставного фонда предлагается отражать группой бухгалтерских записей (составляются на стоимость основного средства, указанную в передаточном акте):

📌 Реклама Отключить

— Дебет 08 Кредит 75.1;
— Дебет 01 Кредит 08;
— Дебет 75.1 Кредит 98.5.1.

В дальнейшем в течение срока полезного использования этого основных средств сумму, учтенную на счете 98, в размере начисленной амортизации рекомендуется списывать в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91.1 «Прочие доходы» (п. 9 ПБУ 13/2000).

Разработанную унитарным предприятием схему корреспонденции следует закрепить в учетной политике, как того требует п. 7 ПБУ 1/2008.

Вопрос налогообложения хозяйственных операций по получению и использованию основных средств, полученных сверх уставного фонда, является темой отдельной консультации.

В налоговом учете рыночная стоимость имущества, полученного от единственного учредителя, в доходы не включается при условии, что в течение года с момента получения основных средств они не будут переданы третьим лицам.

Все средства производства, которые приобрела или получила организация, должны быть отмечены в бухгалтерских регистрах компании. Поэтому после совершения сделок по приобретению материальных активов, предназначенных для осуществления хозяйственной деятельности компанией, необходимо организовать их фиксацию в качестве ОС в бухгалтерских документах.

Документ о принятии на баланс компании основного средства необходим не только для составления бухгалтерской отчетности. Только после его вынесения полученные организацией активы могут быть фактически введены в производство на основании Акта ввода этого имущества в эксплуатацию. В Акте необходимо отразить:

  • характеристику имущества;
  • внешний вид и техническое состояние средства производства;
  • ФИО лиц, ответственных за использование имущества;
  • степень готовности оборудования к использованию.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *