0

Как перевести ребенка на домашнее обучение 36026

Как правильно переводить ребенка на домашнее обучение в России и что для этого нужно — нормативные документы и условия обучения на дому. Существующие программы и порядок аттестации учеников, обучающихся дома.

По закону каждый ребенок в возрасте от 7 до 17 лет должен получить начальное, основное общее или среднее образование в школе.

Но в последние годы в РФ все чаще родители принимают решение оставлять ребенка дома и обучать самому или нанимать преподавателей. В законодательстве такой аспект тоже предусмотрен. Чаще всего к такой форме обучения прибегают родители учеников начальных классов, когда ребенок по их мнению еще ни морально, ни физически не готов к сидению за партой по пол дня, к получению большого потока информации и конкуренции среди других учеников.

В этой статье мы рассмотрим, как перейти на домашнее обучение, особенности этой процедуры и какие документы нужны, а также плюсы и минусы, и другие важные моменты.

Что такое домашнее обучение простыми словами

Домашнее обучение – это один из вариантов получения образования, подразумевающий изучение всех образовательных предметов за пределами стен школы. При этом учащийся должен обязательно проходить промежуточную и итоговую аттестацию.

Из истории домашнего образования известно, что появилось оно еще задолго до создания первых школьных учреждений, и на протяжении очень долгого времени это был единственный существующий способ получить образование. Изначально пользовались им только обеспеченные семьи, у которых было время на самостоятельное обучение своих детей или деньги, чтобы нанять гувернантку.

Простыми словами домашнее обучение – это процесс, при котором ребенок без посещения специального учебного учреждения получает все те же навыки и знания, что и если бы ходил в него.

Сейчас существует два вида домашнего образования в России:

  1. По медицинским показаниям.
  2. По желанию родителей.

В первом случае, обучение в домашних условиях иногда единственный реальный способ получить ребенку инвалиду диплом. В свою очередь школа не может не принять к себе такого ученика, и обязана обеспечить его родителей всеми необходимыми материалами. Кроме того, педагоги должны ежедневно приходить к ребенку домой, осуществлять помощь в усвоении материала и проверять выполненное домашнее задание.

Во втором случае, домашнее обучение по желанию родителей в выбранном учреждении не всегда возможно, так как уставы некоторых школ не предусматривают такого мероприятия. Тогда остается только найти то учреждение, которое предоставдяет такую возможность.

Однако в этом случае школа только обязана обеспечить родителя всем необходимым материалом, а вот посещать ученика педагоги не должны.

То есть ребенок сначала обучается по полученному плану, а затем выполняет контрольную, по результатам которой определяется, будет ли продлено домашнее обучение. Независимо от того, какое образование имеет родитель, он должен постараться максимально вложить все силы, чтобы ученик ежедневно выполнял норму согласно учебному плану и успешно сдавал потом итоговые работы.

Кроме этого, домашняя форма обучения делится еще на такие разновидности:

  1. Надомное образование с частичным посещением школы – этот вариант предназначен больше для детей, у которых есть серьёзные медицинские показания, из-за которых ограничивается посещение школы. Чтобы несильно отставать от сверстников им разрешается иногда приходить на уроки в класс.
  2. Семейное обучение – учебный процесс организовывают сами родители, которые либо сами занимаются обучением ребенка, либо привлекают специального педагога. В этом случае ребенок официально числится в школе и может даже иногда посещать уроки. Обязательно ежегодно сдаются экзамены, а после окончания последнего класса выдается диплом.
  3. Надомное обучение в школе – этот вариант разработан специально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Он предусматривает изучение школьной программы на дому с учителями или без и дальнейшей сдачей контрольных работ и экзаменов тоже за пределами школы. Но разрешение на такую форму обучения предоставляется только при наличии специальной справки, выданной медицинской комиссией.
  4. Экстернат – идеально подходит для учеников с высоким уровнем знаний, которые быстро и легко усваивают школьную программу. Ребенок сдает экзамены сразу за один или даже несколько лет стандартного обучения (промежуточные проверочные работы в этом случае не применяются).
  5. Дистанционный способ – в век компьютерных технологий этот способ получения образования подходит детям, которые проживают далеко от школьного учреждения или для тех, кто хочет получить знания от более квалифицированного учителя. Этот способ можно использовать еще в качестве дополнительного к посещению образовательного учреждения. В случае с полной заменой школы ученик все необходимые материалы будет получать через специальную онлайн-систему. Но также допускается общение с преподавателем через Skypе. Контрольные работы тоже сдаются удаленно.
  6. Анскулинг – самый радикальный вариант получения знаний. Школа исключается из жизни ребенка полностью. Родители берут на себя всю ответственность по обучению ребенка и не придерживаются никакого учебного плана.

Нормативные документы

Для того, чтобы узнать, как перейти на домашнее обучение по желанию или по медицинским показаниям, родителям нужно изучить такие нормативные документы:

  1. Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования №1015.
  3. Приказ Министерства образования №1400.
  4. Письмо Министерства образования «О получении образования в семейной форме».
  5. Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС).
  6. Законодательные акты отдельных субъектов РФ.

Также отдельно отметим, что организовывая для своего ребенка процесс обучения на дому следует принимать во внимание локальные нормативные бумаги, утвержденные тем школьным учреждением, в котором ребенок будет проходить итоговую аттестацию.

Необходимость перевода

В некоторых случаях действительно не нужно издеваться над личностью. Лучше предоставить ей все условия для надомного образования. Теперь приведем примеры причин, по которым детей переводят на обучение в домашних условия:

  1. Если ребенок обладает хорошими умственными способностями, и по развитию на порядок опережает сверстников. Например, если его класс учится только писать и читать по-слогам, а он уже знает всю программу на несколько лет вперед. Ему просто будет неинтересно находиться на уроках, и он утратить стремление к учебе. В таких ситуациях еще иногда детей переводят на один или два класса дальше.
  2. Если у ребенка есть увлечение, которое в дальнейшем может стать его основной профессией. Например, художник, танцор и т.д. Смешивать это с учебой в школе крайне сложно.
  3. Если родители постоянно находятся в командировках по работе, то на их ребенке это сказывается отрицательно. Только постоянная смена места жительства способна привести к стрессу, а если еще регулярно попадать в новый школьный коллектив, то никакой речи об успешной учебе идти не может.
  4. Если родители не хотят, чтобы их ребенок учился в образовательном учреждении по идеологическим, моральным и другим причинам.
  5. Если ребенок серьезно болен и не может посещать школу на регулярной основе.

Как перейти на заочное или очно‑заочное обучение

Проинформируйте администрацию школы

Нужно написать заявление о переводе ребёнка на заочную или очно‑заочную форму обучения.

Лучше сделать это перед началом учебного года — чтобы директор успел подготовиться, внести изменения в ведомости, проинформировать о вашем решении департамент образования. К сожалению, заочникам рады далеко не везде. Для учреждения это означает дополнительные трудности, ведь если школьник не сдаст аттестацию, отвечать придётся учителям и директору.

Закон Статья 17. Формы получения образования и формы обучения на стороне родителей — они могут выбрать любую форму обучения. Но многие семьи предпочитают не вступать в конфликт и перевести ребёнка в школу, которая относится к заочникам лояльно.

Изучите программу

Получите в школе учебный план и пособия, обучайте ребёнка дома, не отступая от программы. Если выбрана очно‑заочная форма, часть предметов осваивается в школе. Всё это нужно обговорить с администрацией.

Сдавайте аттестацию

В теории это можно сделать дистанционно, но на практике большинство школ такой возможности не предоставляет. Список организаций, в которых всё-таки разрешено писать контрольные работы и тесты дома, есть на портале альтернативного образования и в журнале «Семейное образование», а также в тематических родительских сообществах.

Кому подойдёт домашнее обучение

Поводов выбрать домашнее обучение может быть очень много. Вот некоторые из них:

  • Ученик отстаёт от программы или, наоборот, сильно её опережает.
  • У него сложности в общении со сверстниками. Или он просто застенчивый интроверт, которому куда комфортнее учиться одному.
  • Ребёнок пережил травлю и не хочет возвращаться в школу.
  • Он на профессиональном уровне занимается спортом или творчеством — снимается в кино, ездит на соревнования и конкурсы и так далее.
  • Ученик живёт там, где нет школ.
  • Семья много путешествует и долго не задерживается на одном месте.
  • У родителей есть собственное видение того, как и чему должен учиться ребёнок. И оно не совпадает с позицией школы.

Как перейти на домашнее обучение со всеми выгодами

Теперь рассмотрим, как перевести ребенка на домашнее обучение. Алгоритм действий практически всегда одинаковый, за исключением случаев, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Для начала нужно определиться с конкретным видом надомного обучения, который подходит именно вашему ребенку. Если причина перевода заключается в его инвалидности, то нужно подготовить пакет документации, которая это подтвердит (ознакомиться с полным списком справок и показаний можно только в городском департаменте).

Если комиссия выносит положительный ответ, то родителям необходимо составить заявление на имя директора того учреждения, которое выбрано или адресовать его департаменту образования, ссылаясь на закон №274-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и приложить к нему подготовленные бумаги.

Подать заявление можно как лично, так и по почте. В первом случае предоставляется два экземпляра документа и на одном из них обязательно должна быть поставлена дата, месяц приема и печать учреждения.

Отдельно отметим, что это заявление не нуждается в одобрении, оно несет только ознакомительный характер. Подавать его нужно обязательно, чтобы школа или контролирующий ее орган не решил, что ребенок просто прогуливает учебу.

После этого придется поискать школьное учреждение, которое предусматривает надомное образование. А затем вместе с педагогами составить программу домашнего обучения (план, по которому будет обучаться ребенок вне стен школы). Директор отберет учителей, которые будут посещать ученика, а родители будут обязаны вести учет успеваемости.

Если у ребенка нет ограничений в медицинской области, которые бы мы мешали ему учиться в школе, как все остальные, то родителям достаточно самостоятельно прийти к решению перевода на домашнее обучение, а затем просто написать заявление на имя директора школы. В этом случае тоже будет собрана комиссия, на которую вызовут не только родителей, но и ученика для того, чтобы выяснить, как он сам относится к этой идее. Если по итогам заседания будет вынесено положительное решение, то ребенка прикрепят к этой школе и дальше он будет в нее приходить для выполнения аттестационных работ.

Обратите внимание! В случае с заключением договора с администрацией школы о семейном обучении, ребенок имеет право в любой момент начать ходить в школу ежедневно (обучаться очно). Если результаты аттестации не удовлетворят педагогов, то школа имеет право расторгнуть договор.

Программы домашнего обучения

Программа домашнего обучения предоставляется педагогами образовательного учреждения. Туда входят практически все те же предметы, которые изучаются учениками очно. Также школа обязана обеспечить всей необходимой литературой, которая выдается всем остальным ученикам.

Ученик на надомном обучении должен освоить только основные предметы. А что касается таких уроков, как музыка, рисование, физкультура и т.д., то по ним программу проходить необязательно.

Кроме этого, не запрещается использовать интернет ресурс. Например, сейчас в сети можно найти множество специальных рабочих программ для каждого класса:

  1. «Школа глобус».
  2. «Алгоритм центр домашнего обучения».

Однако, следует отметить, что за них родителю придется заплатить и стоимость программы зависит от ее вида и охватываемой информации.

Условия обучения на дому

В законодательстве РФ четко прописаны условия домашнего обучения. Самое главное – ребенок должен усвоить всю предусмотренную государством программу и доказать это в конце года на экзамене.

По закону ребенку должно отводиться определенное количество часов домашнего обучения в неделю:

  1. С 1 по 4 класс – 8 часов.
  2. С 5 по 8 класс – 10 часов.
  3. В 9 классе – 11 часов.
  4. В 10 и 11 классе – 12 часов.

Эти нормы прописаны в учебном плане каждого образовательного учреждения. Суммарное количество учебных занятий за период обучения в начальных классах не может быть меньше 2900 часов и больше 3345 часов. А за 5 лет учебы в средней школе – от 5264 часов до 6020 часов.

Так же условиями домашнего образования предусмотрена выдача документа об окончании школы. Но возможно получить этот документ только при успешном прохождении аттестации.

Аттестация: как проверяются знания

Аттестация учеников бывает 3-х видов:

  1. Текущая.
  2. Промежуточная.
  3. Итоговая (государственная).

В случае с семейным образованием текущая аттестация не проводится. Для получения возможности сдачи промежуточной и итоговой аттестации ребенка оформляют в школьное заведение экстерном.

На законодательном уровне не предусмотрено, что ребенок должен обязательно проходить ежегодное промежуточное оценивание. Сказано только, что он просто может в нем принять участие. Для того, чтобы ученика допустили к ее прохождение, его родители должны незадолго до этого написать заявление. Проводится она обычно в конце учебного года.

В случае подачи заявления в конце года ребенок не будет официально числиться в образовательном учреждении. А вот если его направить в сентябре, то есть в начале учебного года, то школа даже предоставит возможность посещать школьную библиотеку.

Если по итогам выяснится, что ребенок не усвоил в полном объеме школьную программу на дому, то школа сформирует академическую задолженность, которую будет необходимо закрыть в течение установленного срока, а иначе ученика в принудительном порядке переведут на очное обучение.

Справка! Выбирая семейное обучение родителю следует помнить, что согласно статье 44 закона об образовании, вся ответственность о том, чтобы ребенок получил нужный объем знаний лежит именно на нем. А школа только обязана организовать проведение аттестации. А согласно статье 45 этого же закона, родитель имеет право подать в суд на педагогов, которые бездействуют.

Часто встречаются случаи, когда на экзаменах к детям, находившимся на надомном обучении преподаватели выдвигают более суровые требования. Но это дает и свои плоды. За счет углубленного изучения предметов их знания будут на порядок превосходить обычных школьников.

Плюсы и минусы надомного обучения

Самый главный плюс домашнего обучения – индивидуальный подход. Только родитель знает действенные методы, которые помогут быстрее понять тему и сколько по времени ребенок выдержит нахождение в сидячем положении. Кроме этого, есть еще ряд плюсов:

  1. Во время путешествий можно не прекращать процесс обучения.
  2. Не имеет значения, какие средства будут использованы для обучения. Это могут быть не только учебники, но и статьи из интернета, журналы, телевидение и т.д.
  3. При домашнем обучении ребенок не подвергается под отличное мировоззрение, от того, которого придерживаются его семья.
  4. Весь процесс всегда контролирует взрослый, поэтому плохой успеваемости в этом случае быть не может.
  5. Если ребенок слишком чувствительный, то это поможет ему избежать преследования сверстников и унижения со стороны учителей.
  6. Благодаря постоянному вниманию ребенок более дисциплинирован, по сравнению с тем, кто учится в классе.
  7. Тесное отношения ребенка и родителей благоприятно сказывается на их родственной связи.

На территории России не ведется статистика уровня развития учеников на домашнем обучении, но согласно исследованиям американских педагогов, взрослые люди, которые получили образование на дому, более открыты, чаще принимают участие в разных мероприятиях и т.д.

Несколько лет назад самым главным минусом домашнего обучения считалось отсутствие поддержки со стороны общества, и даже некоторое презрение.

Сейчас тоже присутствует такая проблема, но благодаря наличию множества групп в социальных сетях, сайтов и форумов, другие родители начинают более лояльно относится к такому понятию, как надомное обучение.

К остальным минусам этого способа образования относится следующее:

  1. На него необходимо тратить много личного времени и сил, а так как в большинстве случаев оба родителя работают, то осуществить этот процесс крайне сложно.
  2. Нехватка времени на другие домашние дела (стирку, уборку, готовку и т.д.).
  3. Стрессовое состояние родителя, который постоянно боится, что его чадо не сдаст контрольную, может отрицательно сказаться на ребенке, а иногда даже повлечь нервный срыв.

В народе часто встречается мнение, что школа – это репетиция взрослой жизни, в ней дети учатся самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссы, отстаивать свои интересы и действовать в условиях конкуренции.

Противники домашнего образования ребенка еще утверждают, что он не будет получать, таким образом, общение со сверстниками в достаточном количестве. А это в будущем может негативно сказаться на адаптации в новом коллективе. Но этой проблемы можно и избежать, записав ученика в разные кружки (танцы, рисование, дзюдо и т.д.).

Заключение

В этой статье мы рассказали, как можно перейти на домашнее обучение и дальнейшие действия родителей и ребенка. Для некоторых это единственный способ стать образованным и получить аттестат. Однако родителям следует учитывать все сложности и особенности этого процесса, особенно если ребенок уже учиться в средней школе, где начинаются довольно сложные предметы и для их усвоения ему нужно все подробно объяснять.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter, и мы её обязательно исправим! Огромное Вам спасибо за помощь, это очень важно для нас и других читателей!

(9 оценок, среднее: 4,22). Оцените пожалуйста, мы очень старались!

Как перейти на самообразование

Как мы уже сказали выше, это можно сделать только после 9‑го класса. Для этого ребёнок должен самостоятельно написать заявление на имя директора школы.

Затем ученик осваивает программу 10‑го и 11‑го классов в удобном для него формате — прикрепившись к альтернативному учреждению или самостоятельно. А по завершении проходит промежуточную аттестацию за 11‑й класс, получает аттестат об окончании средней школы и сдаёт ЕГЭ.

Где найти информацию про домашнее обучение

Раньше российские родители, которые думали о переводе детей на домашнее обучение, оставались один на один с вопросами и проблемами. Но со временем появилось немало ресурсов, где можно найти информационную поддержку и материалы для занятий с ребёнком, а также узнать об опыте других семей или поделиться своим.

  • Центр поддержки семейного образования проводит вебинары об альтернативном образовании, консультирует родителей, помогает с аттестацией и составлением учебной программы.
  • Журнал «Семейное образование» пишет о теории и практике внешкольного получения знаний в России, проводит фестиваль свободного образования.
  • Ассоциация развития семейного образования (АРСО) консультирует родителей, проводит конференции, фестивали и вебинары. Также на сайте можно найти материалы об альтернативном обучении.
  • «Клуб поддержки семейного образования» (группа в Facebook) — площадка для обмена опытом и онлайн‑общения. Кроме того, здесь организуются офлайн‑встречи, совместные прогулки и походы в музеи.
  • «Домашнее обучение» (группа «ВКонтакте») — онлайн‑общение, статьи о внешкольном образовании, подборки полезных ресурсов.
  • Российская электронная школа — это полный школьный курс уроков. Бесплатный, государственный проект.
  • InternetUrok — бесплатные видеоуроки по основным школьным предметам за 1–11‑й классы.

Про семейное обучение я много слышала и читала, но никогда не думала, что оно коснётся моего ребёнка. Это произошло вынужденно. И теперь мне хочется кричать на каждом углу: не бойтесь нестандартных решений, если любите своего ребёнка и хотите, чтобы он чему-то научился.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Это совсем не значит, что я всех призываю прямо сейчас вывести детей из школы на самообучение по одному или по всем предметам сразу. Я лишь хочу, чтобы вы знали, что такое право у вас есть. Если вдруг с каким-то учителем отношения не сложились и вы тратите время (и нервы) на бесполезные попытки договориться с ним, остановитесь и подумайте: а что в этой ситуации важнее всего? В общем, подумайте о своём ребёнке и оставьте бессмысленную затею кому-то что-то доказать.

Мы пришли в новую школу в 5 классе. Примерно с 6 класса у дочки по математике появились двойки в ряд. Я не преувеличиваю. Даже редких троек не было. Это значит, что ребёнок ничего не знает, не пишет, не учит, не пытается ответить. Ни-че-го.

В остальном дочка была почти отличницей, старостой класса, участвовала в олимпиадах, обожала школьную жизнь — и эти двойки я, честно, не сразу приняла всерьёз. Подумала, какое-то недоразумение. Домашнее задание мы проверяли, видели её работы и помогали, если было нужно.

Дочка оставалась после уроков на дополнительные занятия. Но математичка давала ей аналогичную работу, не объяснив ошибок предыдущей. Опять двойка. Дочь перестала оставаться на бессмысленные занятия, а вскоре я заметила, что она вообще не хочет идти в школу в те дни, когда есть математика. Тогда я поняла, что пора пойти в школу самой.

Разговор в школе

Разговор с учителем состоялся в присутствии завуча и классного руководителя, которые были возмущены не меньше, чем я. Если у ребёнка такие проблемы с математикой, где же индивидуальный учебный план по коррекционной работе или как там это называется? Его нет. В процессе разговора выяснилось, что моя дочь не единственная в классе, и вроде это даже в порядке вещей. Но со слов классного руководителя, у остальных детей мамы регулярно ходят к учителю и пытаются каким-то образом договариваться.

Пообщавшись с математичкой, я сразу поняла, что разговор не имеет смысла. Она пыталась оправдаться самостоятельными работами дочки, будто бы не зная, что когда ребёнок уже боится ошибиться — он ошибается. Либо вообще не пишет.

Такие учителя работают на семь человек из 25 в классе. Остальных для них не существует

Проблема, к сожалению, известная, особенно у учителей математики. Так исторически сложилось.

Я сказала какие-то банальные вещи: «Двойки не могут мотивировать! Вы же знаете, что из-за них дети теряют интерес к учёбе и веру в себя!». Но по выражению её лица поняла, что мои реплики ей до лампочки. А вот завуча она боится. И думает сейчас только о нём. Ведь он, очевидно, на стороне ребёнка.

Во время вполне мирного и интеллигентного разговора (я точно не собиралась ругаться) решили, что учитель после уроков будет объяснять дочке непонятые моменты, а я найду хорошего репетитора. Составили расписание дополнительных занятий и разошлись. Почти сразу после встречи (сильно раньше, чем «двоечник» способен всё понять и исправить), двойки перекрыли четвёрки. А дочка спокойно себе занимались с репетитором и получала удовольствие и знания.

Репетитор вместо учителя

Несколько слов о репетиторе, это важно.

Мы специально обратились к человеку, который хорошо знает школьную систему оценок и готовит детей к ГИА. С ним занималась моя старшая дочка и отлично сдала экзамены. В репетиторе есть потрясающее качество: она умеет вернуть ребёнку веру в себя и прямо-таки излучает спокойствие. Из урока в урок она повторяет: «Для тебя это плёвое дело. Ты всё сможешь!».

Репетитор хвалил её рабочие записи: всё подробно расписано, ошибок практически нет, виден весь проделанный труд. Безусловно, обозначала пробелы и слабые места (медленно считает, например). Но через год ситуация с двойками повторилась. Но теперь их было ещё сложнее объяснить. Репетитор уверяла, что с дочкой всё хорошо: не пятёрка, конечно, но четвёрка точно. А в журнале ужас!

Из рассказов дочки я поняла, что учитель игнорирует вопросы так называемых слабых детей, а на контрольных работах сильно их торопит, и сосредоточиться невозможно. Дети начинают путаться в собственных расчётах. На дополнительных занятиях она готовит тех семерых «сильных»к олимпиадам, а «слабые» сидят без дела. Кто-то из них однажды попросился участвовать в Олимпиаде.

«Какая тебе олимпиада? Выучи хотя бы таблицу умножения!» — таким был ответ учителя

Перед очередным визитом в школу я долго думала, советовалась с репетитором, выписывала сильные и слабые стороны ребёнка на листочек. Репетитор повторяла: «Не пятёрка. Но на четвёрку она знает! Могу пойти в школу с вами».

Я не знала, как поступить. Во-первых, дочка не хотела никаких скандалов. Она просто переживала, что с математикой опять проблемы. Во-вторых, теперь математичка расписывалась не только в собственном непрофессионализме (ведь получается, она так плохо учит?) и необучаемости ученика, но и ставила под сомнение занятия с репетитором. А дочка с радостью бежала на репетиторство и с радостью готовилась к нему. Я видела, что она любит математику, входит в раж.

Именно вот этот факт навёл меня на правильную мысль. Моё первоначальное желание поскандалить и провести независимое тестирование постепенно ушло. Ведь это в первую очередь стресс для ребёнка. Ради чего? Написанная в порыве гнева докладная директору отправилась в стол (на всякий случай).

Я поняла, что самое важное — не убить в ребёнке желание заниматься математикой и зафиксировать успех. И сразу пришло решение: убрать из жизни дочки эту учительницу (и общение с ней) и перевести её на семейное обучение по математике.

Переход на семейное обучение

По ФГОС каждый ребёнок имеет право изучать один или несколько предметов самостоятельно (это называется семейное обучение, или самообразование), а в школе проходить аттестацию в конце триместра.

Вооружившись этим знанием, я отправилась к завучу. Думала, что меня начнут отговаривать, приводить доводы против, мол, математика — основной предмет. Но этого не случилось. Завуч оказалась продвинутой и современной. Она меня внимательно выслушала и сказала, что на моём месте поступила бы так же. А потом с грустью добавила: «Как жаль, что в годы моей учёбы такого не было. Трояк по математике мне все дипломы испортил».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *