0

Исходная линия

По-видимому, впервые концепция использования отрезков прямых для соединения наиболее выдающихся в сторону моря точек (мест) побережья нашла свою разработку в материалах заседания Международного суда по поводу англонорвежского спора о рыболовстве 1951–1952 гг. Разработанная тогда и уточненная впоследствии идея использования метода прямых исходных линий нашла свое воплощение в ст. 4 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и, позднее, в ст. 7 КМП-82.

Обзор систем прямых исходных линий, установленных законодательствами прибрежных государств, свидетельствует о широком диапазоне географических ситуаций, в которых применяются прямые исходные линии. Вместе с тем их установление не всегда может быть признано правомерным, что приводит к взаимным межгосударственным претензиям. Чувствительность, с которой большинство стран воспринимает «чужие» исходные линии, объясняется тем, что каждая такая линия «создает» внутренние воды, где территориальный суверенитет действует без изъятий, действующих применительно к территориальному морю. Иными словами, это чуть ли не единственный сегодня способ легитимного увеличения собственной территории, нередко дающий ее весьма значительный «прирост». Например, Бирма провела 222-мильную исходную линию в заливе Мартабан (англ. – Martaban) и образуемые таким образом ее внутренние воды (а значит, ее территория) увеличились на 14300 квадратных миль (территория, равная территории Дании).

Наиболее энергично на подобное национальное правотворчество реагировали США, которые к концу 1980-х гг. опротестовали 25 из объявленных систем прямых исходных линий.

Некоторые американские исследования содержат утверждения о том, что «международное право разрешает государствам – в ограниченных географических ситуациях – отмерять территориальное море и другие национальные морские зоны от прямых исходных линий, проведенных вдоль участков берега». Изучение положений КМП-82 позволяет утверждать, что указанный документ не разрешает и не отдает предпочтение нормальным исходным линиям и тем более не указывает на исключительность применения прямых исходных линий, а лишь предлагает государствам два равноправных метода отсчета ширины морских пространств в зависимости от географических особенностей побережья. При этом метод нормальных исходных линий, вполне применимый ввиду особенностей побережья одним государством (например, США), не может устроить другие (например, Россию), но отличается, по уже приводимым выше причинам, тем, что не возбуждает подозрения в желании незаконного «приращения» территорий.

Анализ законодательной практики прибрежных государств показывает, что государства по-разному описывают в своих национальных законах их понимание исходной линии. Кроме того, это не единственный способ, предлагаемый международным правом государствам с целью описания базы отсчета своих территориальных вод. Так, ст. 16 КМП-82 в качестве альтернативы допускает замену описанного выше способа изданием перечня географических координат точек для определения точного положения исходных линий с указанием основных исходных геодезических координат. Однако какой бы из установленных международным правом способов ни был выбран, возникают, как минимум, три проблемы, связанные с определением понятия «прямая исходная линия»:

  • – порядок проведения исходной линии на морской карте;
  • – определение ее максимальной протяженности;
  • – порядок учета особенностей побережья.

Согласно КМП-82 требуется нанесение исходных линий на официально признанные прибрежным государством морские карты крупного масштаба. Положения Конвенции выделяют, как минимум, три элемента, требующие дополнительного толкования: «морские карты», «крупный масштаб» и «официальное признание прибрежным государством».

Что же такое морская карта и каким требованиям она должна удовлетворять? Группа технических экспертов ООН дает следующее толкование понятию «морская карта»: карта, предназначенная для использования мореплавателями в навигационных целях, которая должна отображать такую информацию, как глубины, характер дна моря, конфигурация и характер побережья, опасности и средства навигационного обеспечения в стандартной форме. Таким образом, примененный по тексту КМП-82 термин «морская карта» может означать специальную карту, применимую для удовлетворения целей морской навигации.

Подавляющее большинство прибрежных государств показывает исходные линии на издаваемых национальным картографическим органом морских картах масштаба от 1:50000 до 1:750 000.

Группа технических экспертов ООН по исходным линиям, а также некоторые международные организации (например, IHO) для нанесения исходных линий на морские карты рекомендуют масштаб не мельче 1:200 000. Использование именно такого масштаба следует признать наиболее эффективным, поскольку карты более мелкого масштаба могут не содержать необходимой навигационной информации (скалы, камни, осушки и т.п.), имеющей значение при использовании метода прямых исходных линий и отсчете внешнего предела ширины территориального моря.

Большинство государств при опубликовании своих исходных линий на морских картах используют проекцию Меркатора. При этом исходные линии должны представлять собой прямые линии, соединяющие характерные или отдельные точки на линии наибольшего отлива, обычно известные как поворотные точки прямых исходных линий, которые могут быть использованы в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега или в непосредственной близости от него цепь островов (КМП-82).

Сложность в дальнейшей детерминации заключается в том, что эквивалентом прямой линии на поверхности земли может быть видимая линия между двумя объектами, а в картографической терминологии под ней понимается «геодезическая линия» (т.е. линия кратчайшего расстояния между двумя точками на эллипсоиде или на любой правильной поверхности), которая выглядит практически как прямая линия на определенных проекциях карт, но в мер- каторской проекции (широко используемой в морских картах) геодезическая линия представляет собой кривую, за исключением случая, когда она проходит вдоль экватора или идет в направлениях 0 или 180°. Прямая линия на таких картах может представлять собой локсодромию, ортодромию или геодезическую линию. Расхождение между ортодромической и геодезической линиями невелико, в то время как локсодромическая линия может иметь иной вид, причем чем длиннее отрезок прямой исходной линии и чем его направление ближе к углу, кратному 45°, тем существеннее различие между локсодромической и ортодромической линиями. Например, разница площади морских пространств, ограничиваемых залив Петра Великого исходной линией, проведенной способом ортодромии и локсодромии, составляет 33 квадратные мили.

Национальная практика государств пошла по пути закрепления локсодромии в качестве наиболее приемлемого способа проведения прямых исходных линий на морских картах проекции Меркатора, при этом признается достаточным для определения исходных геодезических данных поворотных точек указывать лишь систему координат, в которой эти точки наносятся.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Официально признанными являются карты, которые могут быть использованы для навигационных целей (или специальные карты), содержат информацию, позволяющую судить о расположении исходных линий, изданы национальным картографическим органом (или аналогичным органом, уполномоченным государством) и сданы на хранение от имени правительства Генеральному секретарю ООН.
  • 2. Крупным масштабом для такой карты следует признавать масштаб не мельче 1:200 000.

Максимальная протяженность отрезка прямой исходной линии

Основные источники международного морского права такого предела не устанавливают (за исключением архипелажных исходных линий (ст. 47 КМП-82) и применительно к определению континентального шельфа (ст. 76 КМП-82)). Пределы, приведенные в решениях Международного суда по англо-норвежскому спору о рыболовстве, применимы только к побережью Норвегии и должны рассматриваться с учетом того, что решение суда было принято задолго до подписания КМП-82, впервые установившей легитимный предел ширины территориального моря в 12 морских миль. В свете изложенного, наиболее обоснованным представляется предел в 24 морские мили – удвоенный предел ширины территориального моря, применяемый в ст. 10 КМП-82 в контексте определения юридического содержания понятия «залив».

Превышение указанной длины исходной линии может иметь место, если:

  • – она ограничивает исторические воды;
  • – проведение такой прямой исходной линии связано с недопущением отдельно замкнутых участков или участков сложной конфигурации нетерриториального моря;
  • – исходные линии применяются государством-архипелагом.

Федеральный закон
От 31 июля 1998 года № 155-ФЗ
О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации
(Извлечения)

Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Определение и границы внутренних морских вод Российской Федерации

  1. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее — внутренние морские воды) — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.
  2. К внутренним морским водам относятся воды:
    — портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
    — заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
    — заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Статья 2. Определение и границы территориального моря Российской Федерации

  1. Территориальное море Российской Федерации (далее территориальное море) — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемый от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
  2. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
  3. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
    Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
  4. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Статья 3. Делимитация территориального моря

Делимитация территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

  1. Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
    — линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
    — прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
    — прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
    — прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
    — система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.
  2. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
  3. Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200000 — 1:300000, а в случае отсутствия таких карт — на карты масштаба 1:100000 или 1:500000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Глава III. Прилежащая зона Российской Федерации

Статья 22. Определение, границы и делимитация прилежащей зоны Российской Федерации

Прилежащая зона Российской Федерации (далее — прилежащая зона) — морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

2. Делимитация прилежащей зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 23. Права Российской Федерации в прилежащей зоне

  1. В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для:
    — предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая территориальное море;
    — наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории Российской Федерации, включая территориальное море.
  2. В прилежащей зоне Российская Федерация принимает меры, необходимые для предотвращения нарушений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
  3. Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не затрагивают прав Российской Федерации, установленных федеральными законами, касающимися исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Территориальное море (territorial sea) — морской пояс, установленный шириной до 12 морских миль, примыкающий к внутренним морским водам, в тех местах побережья, где таких вод нет, непосредственно к берегу, а в случае государства-архипелага — к его архипелажным водам , отсчитываемый от исходных линий, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом, который осуществляется с учетом общепризнанных норм международного права. В территориальное море включаются также рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за внешней границей территориального моря (ст. 12 Конвенции 1982 г).
Исходной линией отсчета ширины территориального моря служит линия наибольшего отлива. Если береговая линия глубоко изрезана и извилиста либо в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, применяется общепризнанный метод отсчета ширины территориального моря прямых исходных линий, соединяющих наиболее выступающие в море оконечности побережья. При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны линий, должны быть достаточно тесно связаны с берегом, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. каждое государство имеет право устанавливать ширину территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Ширина территориального моря отмеряется от исходных линий, определенных в соответствии с положениями Конвенции. Территориальные воды, как и другие части территории государства, находятся под его суверенитетом. В то же время их режим отличается от режима внутренних морских вод, так как государства добровольно согласились ограничить свой суверенитет, признав право мирного прохода иностранных судов через территориальные воды.
Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, или из внутренних вод в открытое море.
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Согласно положениям Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 14) проход является мирным (innocentpassage), поскольку им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. конкретизировала понятие мирного прохода. Так, проход судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
любые маневры или учения с оружием любого вида;
любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата; погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица, вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения;
любую рыболовную деятельность;
проведение исследовательской или гидрографической деятельности; любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море. Такие законы и правила должны быть опубликованы.
Прибрежное государство в случае необходимости с учетом безопасности мореплавания может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода, пользоваться такими морским коридорами и системами разделения движения, которые оно может установить или предписать для регламентирования прохода судов. Прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция в отношении судна, проходящего через территориальное море, осуществляется лишь в следующих случаях:
если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; если принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами. Эти положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры для ареста или расследования на борту судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
Прибрежное государство не должно останавливать проходящее иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лиц, находящихся на борту. Меры взыскания допускаются только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или для прохода через воды прибрежного государства. Такие ограничения гражданской юрисдикции не затрагивают прав государства применять меры взыскания или арест судна, если оно находится на стоянке в территориальном море или проходит через него после выхода из внутренних вод.
В России режим территориального моря регламентирован федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. и «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с Законом РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. территориальное море РФ — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий. Определение территориального моря применяется также ко всем островам России.
Указывается также, что внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:
линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах; прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив, либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;
система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив, либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими России.
Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, утверждается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200000 — 1:300000, а в случае отсутствия таких карт — на карты масштаба 1:100000 или 1:500000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» 1993 г. под Государственной границей России понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Пограничные войска и силы Военно-Морского Флота, осуществляя охрану Государственной границы на море, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу морских судов. Оружие и боевая техника могут также применяться против морских судов в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для оказания помощи кораблям (катерам), самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения на них.

Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.
Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении, для освобождения заложников. Запрещается применять оружие и боевую технику по морским судам с пассажирами.
В настоящее время из 151 прибрежного государства 119 (в том числе Россия, США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Польша, Индия, Латвия, Литва, Украина и др.) установили 12-мильную ширину территориального моря. Ряд государств установили ширину менее 12 морских миль: Иордания и Сингапур ограничились 3 милями, Финляндия и Норвегия — 4 милями, Греция и Турция — 6 милями. Таким образом, 130 государств установили ширину территориального моря в соответствии с Конвенцией 1982 г.
В этой связи особого внимания заслуживает уменьшение ширины территориального моря до 12 миЛь Аргентиной, Бразилией, Чили, Ганой и другими странами, которые привели ширину территориального моря в соответствие с Конвенцией 1982 г.
Однако некоторые государства в нарушение общепризнанных норм и принципов международного права, до сих пор, имеют территориальное море, ширина которого превышает 12 морских миль (Ангола — 20 миль, Того и Нигерия — 30 миль, Сирия — 35 миль, Никарагуа, Панама, Перу, Уругвай, Эквадор, Бенин, Конго, Либерия, Сомали и др. — 200 миль).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *