0

Инструкция: как оформить сервитут на проезд и проход к участку? Образец соглашения

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • утратил силу с 31 декабря 2013 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Обоснования для установления

Ограниченное право использования утверждается законодательным или нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местной администрации. Он соответствует потребностям федерального масштаба, местного уровня или отдельных граждан и не требует конфискации земель у собственника.

Публичное обременение земли требуется для:

  • прохождения или пересечения на автотранспорте территории земли, включая свободную доступность для граждан береговой зоны и водоема всеобщего предназначения;
  • проведения ремонтных действий на линейных объектах и объектах транспортной структуры;
  • размещения знаков межевания и геодезии и беспрепятственного перемещения к ним;
  • прохождения сельскохозяйственного скота через территорию;
  • установленного правил сенокоса и выпаса животных;
  • временного использования земель для исследовательских работ и т.п.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Заявить требование на определение ограниченного использования по ст. 274 ГК РФ вправе:

  • собственники соседствующих земельных площадей;
  • физические лица, которым передана земельная площадь в наследство пожизненно;
  • физические лица, которым выделена земля на правах бессрочного пользования;
  • землевладельцы и землепользователи, которым затруднительно в полной мере реализовывать свои правовые возможности без определения сервитута на проезд, проход.

У вас в собственности есть лесной участок? Необходимо установление сервитута на подобную категорию земель?

Не знаете нюансов процедуры?

Поможет другая статья нашего сайта!

Инструкция: как оформить частное ограниченное использование?

Сервитут назначается либо по обоюдному соглашению, либо в судебном порядке при невозможности достигнуть компромиссной договоренности.

Куда обращаться?

Для оформления согласительного договора гражданину, заинтересованному в назначении права ограниченного пользования, необходимо:

  1. Обратиться к владельцу земли, на которую при аргументированном обосновании требуется утвердить сервитут, и рассмотреть её совместное использование во взаимовыгодном ракурсе.
  2. При достижении договоренности оформить документ-соглашение сторон по назначению сервитута в письменном виде. Соглашение оформляется адекватно требованиям законодательных актов:
    • прописываются данные сторон заключаемого договора;
    • указываются кадастровые и технические информационные данные о земельном наделе;
    • дается подробная детализация вопросов, какая часть территории земли ограничивается, где она располагается, какие условия перемещения пешком или на транспортном средстве, предусматриваются сроки использования.

    Важно! В соглашении должны быть изложены подробные обстоятельства договоренности по сервитуту во избежание в будущем разногласий.

  3. После подписания соглашения требуется госрегистрация сервитута в Росреестре.
  4. Если земельная площадь арендована у администрации, составляется не только соглашение, но и заявления сторон в адрес органа власти. Администрация рассматривает заявленное требование в период тридцати дней.

    При положительном решении проводится процедура госрегистрации. В случае отрицательного ответа нуждающийся в установлении ограничения вправе направить исковое заявление в судебные инстанции.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам: +7 (499) 938-74-50Москва

Составление соглашения

Госрегистрация сервитута осуществляется на основании заявления, которое подается в местном отделении кадастра и картографии или в МФЦ. В заявлении прописываются сведения:

  • о заинтересованном лице, обращающемся с прошением;
  • о земельном участке;
  • о собственнике участка;
  • о причинах, по которым востребован сервитут;
  • об условиях и обстоятельствах утверждения ограниченного пользования;
  • об отсутствии запретов для организации сервитута;
  • о списке прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документальные материалы:

  • копии подтверждающих личность документов;
  • документы на участок;
  • кадастровый план земельной территории с отметкой о сервитуте;
  • соглашение или постановление судебной инстанции;
  • разрешение администрации на ограниченную эксплуатацию земли;
  • квитанция об оплате госпошлины.

При регистрации сервитута важны следующие моменты:

  • если требуется обременение на участок в целом, то кадастровый план не предоставляется;
  • если земельная площадь, на которую в будущем будет действовать сервитут, признана общей собственностью, то требуется согласие всех владельцев.

В расписке о принятии заявления и приложений к нему фиксируется дата выдачи регистрации.

Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам: +7 (499) 938-74-50Москва

Сроки и стоимость

Сроки регистрационных мероприятий составляют двадцать один день. Обращение в местный орган самоуправления не требует финансовых затрат. На обращение для написания соглашения в юридическую службу затрачивается от пяти до десяти тысяч рублей.

При подаче заявления на регистрацию сервитута, согласно ст.333.33 НК РФ, оплачивается госпошлина:

  • для физлица – две тысячи рублей;
  • для юрлица – двадцать две тысячи рублей.

Начало функционирования сервитута соответствует дате его регистрации в ЕГРП.

Собственник земельной территории приобретает обременение на её использование.

Во временной период функционирования ограниченного пользования не допускается:

  1. Использовать надел не в согласованности с его целеполагающим предназначением.
  2. Наносить вред экологической обстановке.
  3. Влиять на участки земли, не вошедшие в договор ограниченного пользования.

Порядок установления оплаты

На определение размера платы влияют определенные факты:

  • соразмерность материальной выгоде, возможной, если бы площадь не была обременена сервитутом;
  • показатели интенсивности эксплуатации;
  • вероятные финансовые издержки собственника, направленные на создание условий для реализации сервитута, например, содержание покрытия дорожного полотна в требуемом состоянии.

Плата за частный вид ограниченного использования указывается в тексте соглашения или определяется в судебном постановлении.

При расчете складываются показатели:

  1. Размер реального ущерба.
  2. Упущенная прибыль.
  3. Убытки и издержки.

Размер оплаты за публичный вид ограниченной эксплуатации земли прописывается в нормативном акте органа власти при условии существенного затруднения землепользования.

Плата подразделяется на:

  • единовременную, то есть оплачивается один раз полностью;
  • периодическую, то есть оплачивается регулярно на протяжении всего периода в указанном размере.

Способ выплаты определяется:

  • договором о сервитуте,
  • судебным постановлением;
  • нормативно-правовым актом.

Причинами корректив в оплате считаются:

  • существенная трансформация обстоятельств, изначально учитываемых при подписании договора;
  • изменения ограничения собственнических прав в большую или меньшую сторону;
  • вынесение судебной резолюции о коррекции платы.

Важно! Согласно ГК РФ и ЗК РФ в определение размера оплаты по сервитуту могут вноситься изменения в период его действия по координированному мнению сторон.

Что делать при получении отказа?

Проблемой в вопросе об утверждении сервитута считается отказ со стороны собственника участка. Часто не имеет своего мотивационного воздействия факт оплаты по договору.

Собственник земли не желает соглашаться на подписание соглашения или подвергает сомнению отдельный абзац или предложение. В подобных ситуациях спор находит разрешение в суде. Разрешенная возможность пересечения участка будет регистрироваться в ЕГРП на основании судебного постановления.

При обращении в суд рекомендуется юридическое сопровождение для грамотного составления прошения, поскольку серьезная аргументация, исключающая другую возможность добраться до своей территории, приведет к удовлетворению иска.

Второй проблемой, приводящей к отказу, признаются технические ошибки в предоставлении документации. В этом варианте требуется внести верные сведения и повторить процессуальные мероприятия.

Обоснования отмены и прекращение действия соглашения

Сервитут может быть прекращен, о чем говорится в ст.276 ГК РФ. Обоснованием признаются следующие факты:

  1. Отсутствует ранее инициированная необходимость в ограниченном пользовании, о чем будет свидетельствовать соглашение о прекращении сервитута.
  2. Ограниченное пользование мешает владельцу пользоваться землей в полноценном объеме, в этом случае будет предъявлено судебное решение.
  3. Физическая ликвидация надела.
  4. Нормативный акт, согласно которому действовал сервитут, утратил свою силу.

Установление сервитута является оптимальным разрешением проблемы перемещения по территории другого собственника.

Закон требует уважения правовых норм окружающих людей и с понимания возникших в практической жизни осложнений. Решить трудности реально достижимо на взаимовыгодных условиях, а знание законодательной базы лишит надобности обращения за помощью в судебные инстанции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии к ст. 23 ЗК РФ

1. Благодаря земельному сервитуту представляется возможным определить порядок и пределы использования чужого земельного участка. Как правило, сервитут предоставляет возможность использовать часть земельного участка, при этом право владения на соответствующую часть участка сохраняется за собственником земельного участка. Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории. Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один — по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования, и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте. Еще одна особенность этого сервитута — то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.

Другой вариант — когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества. И, поскольку такой «принудительный» сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного.

Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК РФ, а с введением в действие гл. 17 ГК РФ отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК РФ относится к регулированию сервитута частного.

Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством. Деления сервитута на частный и публичный ГК РФ не знает.

При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Указанной статьей ГК РФ также подтверждается, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Пункт 1 ст. 23 ЗК РФ не определяет условия установления частных сервитутов, так как соответствующие отношения регулируются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (см. ст. 275 ГК РФ).

2. Правовые основы регулирования публичного сервитута определены земельным законодательством. Юридическим основанием установления публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что такой сервитут устанавливается только нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт — это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких обстоятельствах не может быть введен индивидуальным правовым актом, не содержащим норм права и принятым в связи с конкретным делом.

Основания установления публичного сервитута во многом совпадают с основаниями установления сервитута частного. Различие заключается в том, что публичный сервитут устанавливается, как уже было сказано, в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, интересах муниципальных образований или населения, проживающего на данной территории. Целью установления публичного сервитута является удовлетворение публичного интереса — государства, местного самоуправления или местного населения.

Все это отличает публичный сервитут от частного, который устанавливается не нормативным правовым актом, а договором или решением суда в интересах частных лиц (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи).

Из правового содержания публичного сервитута, установленного комментируемой статьей, следует, что им может пользоваться либо неопределенное число лиц (например, проход, проезд, прогон скота через земельный участок), либо лица определенные, но действующие в публичных интересах. Например, сервитут временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ не может быть установлен как сервитут публичный, если работы проводятся коммерческой организацией и в целях получения ею прибыли. В последнем случае право пользования участком может быть оформлено договором аренды или частным сервитутом.

3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса перечень целей установления публичных сервитутов изложен как исчерпывающий. В действующей редакции п. 3 ст. 23 Кодекса предусмотрены цели, для которых в соответствии с прежним водным и лесным законодательством могли устанавливаться сервитуты.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно обеспечивать: беспрепятственный доступ, проход, проезд; возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков; возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

4. Указание п. 4 на то, что сервитут может быть срочным или постоянным, в целом должно быть отнесено как к частному, так и к публичному сервитуту, поскольку вид сервитута в данном случае не указывается. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота либо каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь прекращение сервитута и т.д.).

4.1. Комментируемым пунктом установлено достаточно жесткое правило, согласно которому вне зависимости от целей установления публичного сервитута такой сервитут устанавливается до окончания срока резервирования. Таким образом, если обстоятельства складываются так, что за резервированием не следует изъятие участка для государственных или муниципальных нужд либо после изъятия участка делается вывод о возможности действия публичного сервитута на тех же землях, такой сервитут все равно прекращается, но может быть установлен заново. О резервировании земель см. ст. 70.1 Кодекса и комментарий к ней.

5. Обременение земельного участка сервитутом в любом случае, публичный это сервитут или частный, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При этом смысл сервитута заключается и в том, что право пользования земельным участком, обремененным сервитутом, за собственником сохраняется. При этом характер использования земельного участка должен отвечать критериям рациональности и эффективности. Должен соблюдаться баланс интересов как собственника земельного участка, обремененного сервитутом, так и лица или лиц, в чьих интересах сервитут установлен.

6. На основании комментируемой статьи и ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Правом требовать плату обладает только собственник земельного участка. Плату можно считать компенсацией за то, что собственник земельного участка обязан терпеть установленное обременение. Соразмерность платы может определяться степенью обременения. Размер платы должен устанавливаться по соглашению сторон. В случаях, если в федеральных законах содержатся указания о безвозмездном характере частных сервитутов в конкретных условиях, предусмотренное в данном пункте общее правило не применяется.

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, не наделен правом требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Только в случае, указанном во втором абзаце п. 7 комментируемой статьи, он может потребовать соразмерной платы от органов, установивших публичный сервитут. Если в таком случае соответствующий орган откажет собственнику во внесения указанной платы, собственник имеет право на судебную защиту своих прав (см. п. 8 комментируемой статьи).

7. В случае когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник на основании ст. 276 ГК РФ вправе требовать по суду прекращения сервитута. В то же время п. 7 комментируемой статьи действует только в случае установления публичного сервитута, и владелец участка вправе требовать равноценного земельного участка, либо выкупа (изъятия) земельного участка в установленном законом порядке.

Как правило, публичный характер обременения земельного участка предполагает, что данный участок должен быть выкуплен для государственных или муниципальных нужд. Однако подобного основания изъятия (выкупа) ни ГК РФ, ни ЗК РФ не предусмотрены. Предоставление равноценного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями по предоставлению земельного участка в соответствии со ст. ст. 30 — 34 ЗК РФ (см. комментарий).

8. Как и любое другое право, установленное законом право сервитута подлежит защите, которая осуществляется в судебном порядке. Иск подается лицом, имеющим право на сервитут, ответчиком по иску является собственник имущества, обремененного сервитутом. Защита права сервитута может осуществляться преимущественно следующими способами:

  • признание права сервитута в том случае, если собственник отказывает истцу в установленном законным порядком праве;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права сервитута, пресечение действий, нарушающих право сервитута или создающих угрозу этого нарушения. Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда собственник не отрицает сервитута, но начинает строительство или распашку на территории участка, отведенного для осуществления сервитута, и тем самым препятствует его осуществлению;
  • самозащита права. В рамках этого права обладатель права сервитута может сам произвести действия, пресекающие нарушение его прав, соразмерные с нарушением. Такими действиями могут быть, например, снесение части забора, препятствующего проезду;
  • возмещение убытков и компенсация морального вреда.

В качестве защиты права сервитута могут применяться и иные способы, предусмотренные законодательством.

9. При государственной регистрации сервитутов применяются как общие положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов.

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Публичный сервитут может быть зарегистрирован только как обременение.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется.

Требования к размерам (ст. 262 ГК РФ)

Согласно статье 262 ГК РФ в тех случаях, если участок не огорожен и не имеется знаков, запрещающих передвижения по нему без согласия собственника, граждане могут свободно через него проходить. Если же имеется ограждение, то граждане не имеют права на проход и проезд через надел собственника. Получить они его могут согласно статье 23 ЗК РФ через установление сервитута.

Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Размеры проезда или прохода не обозначены в законодательных актах. Как показывает судебная практика, землеустроительная экспертиза при оформлении сервитута рекомендует проезд для автомобильного транспорта размером не менее 2,75 м, пешеходный проход – 1,2 м.

Кто может требовать ограничение для прохода и передвижения по подъездным дорогам?

Подать заявление на ограниченное использование ЗУ собственника могут следующие категории граждан-физлиц:

  • владеющие соседними земельными наделами на правах собственников;
  • получившие соседние ЗУ по наследству;
  • получившие соседние земельные наделы в бессрочное пользование;
  • другие категории землепользователей и землевладельцев, которые без оформления сервитута не могут пользоваться своими правами в отношении своих ЗУ.

Также закон предусматривает такую возможность для органов местного самоуправления, юридических лиц и некоторых государственных учреждений.

Что означает это понятие?

Итак, попробуем разобраться, что это такое — сервитут на проход и на дорогу? У владельца участка может возникнуть необходимость перемещения по территории соседнего или близлежащего владения.

В ситуациях такого рода практикуется регистрация сервитута на передвижение по чужому владению к собственному участку.

Собственник земельного надела, нуждающийся в ограниченном пользовании, обладает узаконенной возможностью заявить о необходимости пользоваться земельной площадью соседа или иного лица с целью передвижения. Юридические или физические лица обращаются за установлением сервитута, исходя из его разумности, уместности, соответствию цели и наличия весомых причин.

Ограниченное пользование утверждается в регламентированной последовательности, предписанной законодательными актами, по согласительной договоренности участвующих сторон или по постановлению судебной инстанции. Сервитут на надел земли не становится предметом торговой операции или передачи гражданам, не признанным собственниками земли.

Правовые акты разделяют сервитут на частный и публичный (государственный). Частный вид регулирует отношение и интересы отдельных граждан. В публичном виде ограничения проявляют заинтересованность государственные структуры или местное население.

Установленное обременение предоставляет возможность выгодного взаимодействия сторон, их прав и обязанностей, согласованности в принятии компромиссного решения.

Хотите установить сервитут на соседний земельный участок? Не знаете, что выгоднее: сельское или городское ограниченное право пользования?

Ответы найдутся !

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *