0

Индивидуальная диагностика

Иногородних учителей заставляют сдавать ЕГЭ при трудоустройстве в столичные школы. Норма носит рекомендательный характер, сообщили «Коммерсантъ FM» в пресс-службе столичного департамента образования. Однако, как отмечают сами педагоги, многие школы принуждают их сдавать экзамены, в том числе и тех, кто уже зачислен в штат. Обоснованно ли такое требование? Кто и как оценивает знания учителей? Выяснял Александр Рассохин.

Уже через два года, как предполагается, преподаватели по всей стране будут сдавать единый госэкзамен. Это, как считают в Минпросвещения, повысит квалификацию педагогов, а в результате — и знания школьников.

В этом году впервые в качестве теста ЕГЭ прошли педагоги 19 регионов. Правда, как выяснил «Коммерсантъ FM», департамент образования Москвы уже несколько лет рекомендует школам направлять на экзамен своих сотрудников. Как результат — руководители некоторых учреждений заставляют педагогов сдавать ЕГЭ. Это на условиях анонимности подтвердила «Коммерсантъ FM» и учительница географии одной из московских школ. По ее словам, тест она проходила в Центре независимой диагностики, и задания практически не отличались от тех, что выполняют выпускники, однако оценивались результаты иначе: «Баллов как таковых нет, есть процент выполнения. Если он составляет 85%, то это экспертный уровень. Я так понимаю, что если в школе работает большое количество «экспертов», то таким образом повышается рейтинг. Уровень 55% — выше базового. И если ниже, то просто пишется «базовый». Тот, кто по ЕГЭ получил экспертный уровень, допускается на проверку работ уже самих детей».

Высокие столичные зарплаты заставляют преподавателей из регионов ехать в Москву. Так, по словам директоров различных школ, зачастую более половины всех претендентов на свободную должность — это иногородние специалисты. Для устройства на работу им приходится так же, как и ученикам, сдавать экзамен. Такое требование, как удалось выяснить «Коммерсантъ FM», предъявляют многие руководители учреждений.

Насколько оно обоснованно?

Директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург считает, что в условиях высокой конкуренции такие меры оправданны: «Я не очень хочу брать кота в мешке. Мне в этом смысле важно, чтобы, по крайней мере, предметные компетенции у учителя были на должном уровне. Я его вижу в первый раз. Конечно, у меня есть рекомендации, портфолио учителя, его резюме и так далее.

Но если педагог не в состоянии решить задания ЕГЭ, как я могу поставить его на работу в классах, где нужно обучить этому детей?

Поэтому это своеобразная техника кадровой безопасности, чтобы быть уверенным, что они детей не «загубят»».

Пройти ЕГЭ предлагали и сопредседателю Межрегионального совета профсоюза «Учитель» Всеволоду Луховицкому. Однако он отказался. По его мнению, требование сдавать экзамен унижает и оскорбляет преподавателя, а в особенности иногороднего: «Это дискриминация по месту жительства.

С какой стати человек, приехавший из другого города, должен быть в заведомо худшей ситуации, чем москвич?

Директорам столичных школ очень выгодно брать иногородних — они люди безропотные, боятся за свое место и позволяют над собой издеваться как угодно».

При этом сдача экзамена не гарантирует высокий уровень компетенций педагога, подчеркивает учитель истории, автор учебников и пособий Леонид Кацва: «Я видел в социальных сетях письмо одной подмосковной учительницы, которая сейчас устраивается на работу в столице. Она пишет, что без сдачи ЕГЭ в московскую школу сделать это невозможно. Во сколько школ она таким образом пыталась устроиться, я не знаю. Мне представляется, что это совершенно неправильный подход. Я знаю достаточное количество учителей, которые ЕГЭ, может, и сдадут неплохо, но при этом их преподавательские навыки очень сомнительны, ведь собственные знания и умение их передать — это решительно не одно и то же».

Дискриминация или необходимое требование, сдача ЕГЭ учителями точно поможет в одном: и педагоги, и их ученики теперь смогут вместе прочувствовать все трудности единого госэкзамена.

Сейчас в его рамках школьники сдают два обязательных предмета. В будущем, как заявляют в Минпросвещения, их количество увеличится. При этом против этого выступают более 70% учителей, сообщает РАНХиГС по результатам мониторинга.

Итоговые результаты аттестации

Если проходящий аттестацию учитель полностью или частично не согласен с финальным решением комиссии, он вправе опротестовать его в судебном порядке. Еще один вариант – сформировать специальный состав комиссии по трудовому спору. С момента оглашения результатов на их оспаривание выделено 90 дней.

С другой стороны, если аттестационное решение в основном удовлетворяют аттестующегося сотрудника, тот имеет право по возвращении на место работы, предъявив руководителю решение комиссии, потребовать надбавку к заработной плате.

«На текущий момент нет объективных данных, позволяющих делать комплексные выводы об уровне квалификации педагогов по субъектам Российской Федерации и по России в общем. Требуется проведение комплексных исследований, что предоставит возможность определить направления повышения квалификации педагогов, организации научно-методических и практических занятий, подготовки тематических пособий», – говорится в пояснениях тендера.

Как полагают специалисты Рособрнадзора, одной из важнейших целей в данном направлении считается организация справедливой оценки компетентности работников учебных заведений, которая позволит использовать ее итоги и для присвоения квалификационных категорий.

По этой причине запланировано разработать стандартизированный инструментарий для оценки уровня профессионализма педагогов, в том числе предметных, методических, социально-коммуникационных направлений, информационно-коммуникационных технологий и тому подобных.

В процессе исполнения данного указа в текущем году проводится аттестация 15 тысяч педагогов по русскому языку и литературе, а также математике. Такая концепция ориентирована на определение направленности и ключевых характеристик этого исследования.

Читайте также: Куда без ЕГЭ поступить после 11 класса

Экзамены по специальности

Третий экзамен зависит от специализации будущего учителя. Для «предметников» он, как правило, совпадает с направлением подготовки — так, будущие преподаватели биологии должны представить результаты ЕГЭ по биологии, географы — по географии и т.д. Те, кто по окончании вуза получат право преподавать ОБЖ или технологии, должны сдать профильную математику. Для будущих учителей начальных классов третьим экзаменом также является математика.

Практически во всех педуниверситетах обучение педагогов ведется по направлениям «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Во втором случае выпускника готовят к преподаванию двух предметов сразу. Причем сочетания могут быть самыми разными — не только «классические» тандемы «русский язык и литература» или «история и обществознание», но и, например:

  • английский и испанский языки;
  • география и английский;
  • информатика и технологии.

В таких случаях третий экзамен как правило назначается в соответствии с основным направлением (тот предмет, который значится в названии специальности первым).

Особый разговор — о тех, кто поступает на направления, связанные с творчеством (изобразительное искусство, музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство). Они предоставляют в приемную комиссию результаты по обязательным для всех обществознанию и русскому — а кроме этого проходят дополнительные испытания на базе вуза, направленность которых соответствует профилю подготовки. Аналогичная ситуация — и с теми, кто поступает на факультеты физкультуры и спорта, им придется подтвердить уровень своей физподготовки, пройдя проверку на базе вуза.

Какие ЕГЭ нужны на психолого-педагогические направления

Педагогические вузы готовят не только учителей-предметников. Популярны и специальности, относящиеся к психолого-педагогическим (социальный педагог, психолог, специалист по работе с детьми с ограниченными возможностями). Педагоги, работающие с маленькими детьми в учреждениях дошкольного образования, также относятся к этой группе.

В большинстве случаев для поступления на эти специальности надо сдавать русский, биологию и обществознание. Биология для психологов является крайне важной — и именно она в данном случае считается профильной. А вот вместо ЕГЭ по обществознанию в некоторых вузах могут включить в программу вступительных испытаний математику или иностранный язык (приказ Минобрнауки допускает такие варианты).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *