0

Финансирование общеобразовательного учреждения

В соответствии с действующим законодательством оснащение образовательного учреждения (далее – ОУ) может финансироваться из нескольких источников.

Бюджетные ассигнования

В первую очередь это бюджетные ассигнования в виде субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также в виде инвестиций по предусмотренным в бюджете проектам и программам.

В настоящее время принципы финансирования претерпевают изменения. В частности, осуществляется переход от финансирования содержания учреждения как организации к нормативному финансированию оказываемых им услуг. В стоимости таких услуг включаются затраты на содержание необходимого имущества и учебные материалы. Количественные (объемные) и качественные показатели подлежащих финансированию услуг определяются муниципальным заданием, данным учреждению его учредителем. Вместе с тем, требование расходования средств согласно разрешенным направлениям остается неизменным (по статьям расходов).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами с учетом разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ (Московской области) и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относится выделение местным бюджетам субвенций, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ, в т. ч. на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ (Московской области).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение финансирования на содержание зданий и строений муниципальных ОУ, а также на обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципалитетов, осуществляется на основе, соответственно, федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ, которые определяются по каждому типу и уровню образовательных программ в расчете на одного воспитанника, а также на иной основе.

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений – органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).

Целевые программы развития образования

Дополнительное финансирование возможно в рамках целевых программ развития образования. Такие программы могут разрабатываться и приниматься при формировании бюджетов всех уровней государственной власти и местного самоуправления. Средства выделяются ОУ с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг и направляются на его переоснащение, повышение квалификации кадров и т. п.

Бюджетные ассигнования в капитальное строительство объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами, соответственно, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации (либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов).

Такие инвестиции возможны не только в объекты капитального строительства, но и на приобретение технических средств обучения и иное оснащение образовательного учреждения. Размер предоставляемого финансирования, его получатели, а также требования к направлению расходования средств определяются при разработке соответствующей программы, которая утверждается высшим органом исполнительной власти (местной администрацией – в муниципалитетах) и включается в бюджет законодательной властью (представительным органом – в муниципалитетах). Например, большое количество финансовых средств было выделено для оснащения ОУ в регионах – победителях комплексного проекта модернизации образования.

Приносящая доход деятельность

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, также могут быть использованы для улучшения оснащения ОУ. В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы от разрешенной законодательством деятельности и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и должны учитываться на отдельном балансе. Однако бюджетным учреждениям можно их расходовать только с соблюдением установленного законодательством порядка.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено принятие федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольных пожертвований и средств от иной приносящей доход деятельности. В настоящий момент данный закон не принят.

Сдача имущества в аренду

Отдельным источником финансирования являются доходы от сдачи в аренду имущества ОУ. Пока (до дня вступления в силу нового федерального закона) использование этих доходов регламентируется следующим образом:

  • порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Пожертвования

ОУ могут оснащаться и за счет средств, полученных в качестве дара или пожертвования, а также за счет грантов. Жертвоваться могут не только денежные средства, но и имущество в материальной форме. В последнем случае имущество должно быть поставлено на баланс учреждения, учтено в органе управления имуществом и закреплено за учреждением на правах оперативного управления. Обязательным является соблюдение цели пожертвования, установленной дарителем или грантодателем. В случае использования учреждением такого имущества (в т. ч. денежных средств) не по назначению, определенному жертвователем, последний вправе в судебном порядке потребовать возврата имущества.

Целевой капитал

Образовательные учреждения также могут использовать для финансирования своего оснащения целевой капитал. Однако в силу длительности и сложности его формирования роль этого источника финансирования в настоящее время нельзя назвать существенной.

Заемные средства

Бюджетным учреждениям действующее законодательство РФ запрещает привлечение заемных средств.

Нормативные документы

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включает затраты:

на общее образование;

на воспитание детей и подростков;

на культурно-просветительскую работу;

на содержание учреждений образования.

Расходы на образование финансируются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. На содержание учреждений образования выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, из них из федерального бюджета выделяется примерно 2%. В общей сумме расходов затраты по статьям распределяются следующим образом:

1,8% — на детские дошкольные учреждения;

4,9% — на общее среднее образование;

0,1% — на школы-интернаты;

1,3% — на специальное образование;

1,4% — на высшее образование.

При этом удельный вес бюджетов различных уровней в финансировании учебных учреждений не одинаков. Например, средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.

Финансирование учреждений образования осуществляется на принципах нормативного финансирования в расчете на одного обучающегося по каждому типу и виду образовательного учреждения. Нормативы утверждаются Государственной Думой РФ одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Региональные и местные нормативы финансирования учитывают свою специфику, в том числе по содержанию зданий, сооружений и штатному расписанию учреждений. Схема финансирования государственных и му-ниципальных образовательных учреждений устанавливается типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. В соответствии с федеральным законом «Об образовании» бюджетное финансирование должны получать и негосударственные образовательные учреждения по нормативам, аналогично для государственных и муниципальных образовательных учреждений с момента их государственной аккредитации.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения государственных нормативов и абсолютных размеров финансирования за счет бюджетных средств. К дополнительным платежным услугам относятся:

обучение по дополнительным образовательным программам;

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;

репетиторство;

углубленное изучение отдельных предметов и т. д.

Доходы от дополнительной образовательной деятельности

направляются на развитие уставной деятельности учреждения и заработную плату сотрудников, и такая деятельность согласно законодательству не является предпринимательской.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Их деятельность не рассматривается как предпринимательская, если полученный доход идет на возмещение затрат по обеспечению учебного процесса, развитие учебного процесса и выплату заработной платы сотрудникам учреждения.

Вместе с тем образовательному учреждению разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, предусмотренной уставом и российским законодательством. К такой деятельности относятся реализация и сдача в аренду основных фондов, имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним.

Образовательные учреждения самостоятельно осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, имеют самостоятельный баланс и расчетный счет. Не использованные в течение одного года средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем следующего финансового года.

а) Расходы на общеобразовательные школы

Расходы на общеобразовательные школы включают:

текущее содержание школ;

приобретение оборудования и инвентаря;

капитальный ремонт;

строительство новых объектов.

К текущим расходам относят заработанную плату, кан-целярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные поездки, бесплатное питание школьников и т. д. Расходы на текущее содержание рассчитываются исходя из следующих показателей:

среднегодового числа учащихся;

количества классов;

педагогических ставок;

объема ремонтных работ.

Среднегодовое количество учащихся и классов рассчитывается по одному из выражений:

Наполняемость классов по нормам считается при следующих данных: в 1-9 классах по 30 учащихся, в 10-11 классах по 25 учащихся. По среднегодовому количеству классов рассчитываются все расходы на содержание школ. Расходы на заработную плату рассчитываются с учетом, что заработная плата учителям за 3,5 месяца платится из средств бюджета данного года, а за следующие 8,5 месяца — из средств бюджета очередного финансового года. Поэтому среднее ко-личество классов для расчета фонда заработной платы городских школ исчисляется по формулам:

Фонд заработной платы по школе включает:

заработную плату учителей за уроки;

оплату за проверки тетрадей (5-10% в зависимости от дисциплины и класса);

заработную плату административно-хозяйственных и других работников;

дополнительные виды оплаты учителям (за классное руководство, руководство кружком, кабинетом и т. д.), которые составляют от 10 до 80% от оклада.

Фонд заработной платы учителям определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки (с 7 по 14 разряд) и аттестацией персонала. Нормативная нагрузка учителя составляет: 1-4 классов 20 часов в неделю, остальных классов по 18 часов. Количество ставок на один класс рассчитывается по выражению

Фонд заработной платы административно-обслуживающего персонала определяется по типовым штатам и должностным окладам работников.

Расходы на бесплатное питание учащихся групп продленного дня определяются по нормам расходов, количеству учащихся и количеству дней, в течение которых учащиеся получают бесплатное питание.

Расходы на приобретение инвентаря и оборудования определяются с учетом обеспечения школ на начало учебного

года и необходимости его обновления в плановом порядке по нормам на одну школу или одного ученика (учебное место).

Расходы на капитальный ремонт определяются исходя из общей кубатуры школьных зданий и расчетных норм расходов на 1 кв.м. За счет средств, выделяемых на капитальный ремонт, может проводится реконструкция и пристройка классных комнат.

Расходы на строительство новых школ определяются сметами расходов в соответствии с планами строительства за счет бюджетных средств.

Расходы средств на хозяйственное обслуживание осуществляется по действующим материальным нормативам, затрачиваемым на отопление, освещение, коммунальные услуги, хозяйственные нужды.

Расходы на приобретение одежды, учебников и оплату питания финансируется за счет создаваемого фонда. Фонд создается за счет следующих источников:

из бюджета выделяется 1% от суммы ассигнований на текущее содержание учащихся;

поступлений от предприятий и учреждений;

средств школ, например, за аренду помещений.

Средства фонда распределяются по школам с учетом

учащихся, нуждающихся в помощи.

б) расходы на школы-интернаты и дошкольные учреждения-интернаты

При финансировании расходов на школы-интернаты исходят из следующего:

основными показателями для расчетов служит число воспитанников, количество классов и педагогических ставок;

фонд заработной платы учителей планируется аналогично как в общеобразовательных школах, но с учетом доплат штатным воспитателям на каждую группу классов;

фонд заработной платы административно-хозяйственным работникам начисляется по типовым штатам с предус- мотрением должностей поваров, ночных нянь и медицинских работников;

расходы на содержание школ-интернатов рассчитываются на одного учащегося;

среднегодовое количество учащихся определяется ана-логично, как в общеобразовательной школе;

канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на приобретение инвентаря, оборудования и капитальный ремонт исчисляются как для общеобразовательных школ;

для учащихся школ-интернатов дополнительно предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и оборудования из расчета норм затрат на одного учащегося и времени его пребывания в интернате;

расходы на питание рассчитываются исходя из норм на одного воспитанника в день, общего числа воспитанников и времени их пребывания в интернате;

учебные и другие расходы определяются по нормам затрат на одного воспитанника в год;

все затраты на содержание детей финансируются ис-ключительно из бюджета.

в) расходы на дошкольные учреждения и детские ясли

Финансирование детских дошкольных учреждений осуществляется по схеме:

расходы на содержание детских садов определяются среднегодовым числом детей, количеством групп, количеством часов пребывания одного ребенка в саду;

расходы на заработную плату планируются исходя из штатов и ставок заработной платы, а число штатных единиц определяется количеством групп и длительностью пребывания детей в саду;

ставки заработной платы педагогам и воспитателям устанавливаются в соответствии с разрядом по Единой тарифной сетке;

расходы на питание планируются исходя из денежных норм на одного ребенка в день, с учетом режима его пребывания в учреждении;

канцелярские и хозяйственные расходы рассчитываются аналогично, как в общеобразовательной школе по кубатуре зданий и условиям функционирования;

расходы на приобретение игрушек, учебные пособия, материалов, проведение праздников планируются по нормам на одного ребенка в год;

расходы на приобретение оборудования, мягкого инвентаря и изделий определяются по нормам с учетом обеспеченности на начало учебного года.

80% всех расходов по содержанию дошкольных учреждений и детских яслей приходится на бюджет, 20% расходов приходится на родителей.

г) расходы на подготовку кадров

Подготовку кадров осуществляют профессионально-тех-нические лицеи, средние специальные и высшие учебные заведения. Бюджетные ассигнования направляются органами власти в настоящее время только на подготовку кадров в государственных учебных заведениях.

Расходы на содержание вузов определяются отдельно по каждому из них с учетом следующих условий:

среднегодового числа студентов вуза;

норм материального обеспечения одного студента;

ставок по заработной плате профессорско-преподавательского состава вуза;

должностных окладов административно-хозяйственных работников по штатному расписанию;

других показателей, характеризующих деятельность вуза.

Расходование средств вузом осуществляется в соответствии со сметой по целевому принципу поквартально, которую утверждает подведомственное министерство или ведомство. Сметой определяется фонд заработной платы со всеми дополнительными начислениями, фонд стипендий, затраты на капитальный ремонт, капитальные вложения, средства на приобретение инвентаря и оборудования. Расходы по остальным затратам утверждаются по строке «Прочие расходы», а распределение средств по статьям осуществляется непосредственно ректором вуза.

Среднегодовое число студентов на планируемый год оп-ределяется с учетом выпуска и приема отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению по выражению

Фонд заработной платы включает заработную плату штатного состава преподавательского персонала, включая преподавателей-совместителей и лиц, привлекаемых на по-часовую оплату, административно-технического и учебно- вспомогательного персонала в соответствии со штатным расписанием.

Фонд заработной платы преподавателей рассчитывается исходя из количества должностей и средних ставок заработной платы. Количество должностей преподавателей определяется по расчетным коэффициентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного преподавателя. Ставки заработной платы определяются по разрядам Единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени из расчета шестичасового рабочего дня. Заработная плата привлекаемых к учебной работе специалистов выплачивается из почасового фон-да, который планируется в процентах к годовому фонду за-работной платы штатного персонала.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и обслуживающего персонала рассчитывается по типовым штатным расписаниям вузов.

Оплата стипендий студентам, аспирантам и докторантам рассчитывается с учетом установленных размеров ставок и среднегодового числа студентов, аспирантов, докторантов.

Расходы на приобретение учебной литературы для комплектования библиотеки рассчитываются с учетом профиля подготовки специалистов, форм их подготовки на основании нормативов, определенных законодательными нормами.

В сумму расходов закладываются расходы на производственную практику студентов, оплату преподавателя за руководство практикой, командировки, проведение НИР, под-готовку и защиту диссертаций, приобретение инвентаря, оборудования, проведение капитального ремонта и другие расходы.

При расчете затрат на финансирование средне-специальных заведений учитывают среднее число учащихся и число групп, обучающихся по различным формам обучения. Среднее число учащихся определяется аналогично расчетам по вузам. Фонд заработной платы планируется с учетом среднегодового числа групп учащихся. В фонд заработной платы входят:

заработная плата педагогическим работникам;

доплаты за проверку письменных работ;

доплаты за руководство предметными комиссиями;

доплаты за заведование кабинетами и лабораториями;

доплаты за классное руководство;

заработная плата административно-хозяйственного персонала.

Фонд заработной платы педагогических работников определяется исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок. Ставки заработной платы устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по результатам аттестации работника.

Фонд заработной платы административно-хозяйственных работников планируется по количеству штатных единиц и средней ставки заработной платы.

Расходы на выплату стипендий, производственную практику, учебные расходы, канцелярские и хозяйственные расходы исчисляются аналогично, как в вузах.

д) расходы на культуру

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется до 30% доходов консолидированного бюджета РФ, в том числе до 4,2% из федерального бюджета и 25,8% из территориальных бюджетов. При финансировании культурных учреждений учитываются следующие факторы:

нормы бюджетного финансирования на человека и численность населения;

отчисления определенного процента от суммы нацио-нального дохода региона;

отчисления определенного процента от общей суммы бюджетных расходов.

Согласно бюджетной классификации расходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», СМИ (телевидение, радио, периодическая печать, издательство). Распределение расходов осуществляется по целевому принципу. Особенность финансирования музеев зависит от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, его характеристик. При финансировании фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников музеев. Их доходы и расходы определяются сметой. Заработная плата артистов и художников театров и концертных организаций подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашаемых. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений в соответствии со сметой театра и концертного органа. Из федерального бюджета финансируются учреждения культуры по перечню Правительства РФ: библиотека, музей, театр, заведение (Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственная академия, Большой театр и т. д.) За счет региональных бюджетов финансируются объекты культуры регионального уровня. Из местных бюджетов финансируется вся сеть остальных государственных учреждений культуры.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *