0

Диплом об окончании аспирантуры без защиты диссертации

Основные компетенции выпускника аспирантуры, получающего квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

После вступления 1 сентября 2013 года в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура включена как третий уровень в высшее профессиональное образование. Выпускник аспирантуры при условии успешного освоения программы и прохождения итоговой государственной аттестации получает диплом государственного образца с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель – исследователь».
Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
— способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях:
— способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
— готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
— готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
— способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

Квалификация «Исследователь» позволяет:
в области Психологии
— уметь актуализировать и интегрировать результаты собственных исследований в рамках современной научной парадигмы;
— использовать методы организации теоретического и эмпирического психологического исследования;
— осуществлять стратегическое планирование основных направлений психологического исследования;
— прогнозировать результаты психологического исследования;
— профессионально интерпретировать результатов психологического исследования;
— разрабатывать психокоррекционные программы, способствующие практическому решению выявленных в исследовании проблем.

в области Журналистики
— разрабатывать новые методы исследования и применять их в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области журналистики, средств массовой информации и смежных областях гуманитарного знания с учетом правил соблюдения авторских прав;
— владеть современной научной парадигмой в области системы массовых коммуникаций и уметь интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы;
— принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию различных информационных ресурсов (аналитических текстов, корпусов медиатекстов различных жанров, специализированных баз данных), в том числе электронных;
— принимать участие в работе профессиональных коллективов по исследованию проблем эффективности и современных тенденций развития отечественных и зарубежных средств массовой информации, включая исторические, экономические, политические, правовые, социальные, этические, профессионально-творческие аспекты их функционирования;

в области Филологии
— владеть методологией теоретических и экспериментальных исследований в области филологии, лингвистики и смежных областях гуманитарного знания,
— разрабатывать новые методы исследования и применять их в самостоятельной научно-исследовательской деятельности
— интегрировать и актуализировать результаты собственных исследований в рамках научной парадигмы;
— принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию языковых ресурсов (корпусов текстов, словарей, сравнительно-исторических, типологических, сопоставительных и терминологических баз данных), в том числе электронных;
— принимать участие в работе профессиональных коллективов по проведению научных экспериментов в области теории языка, изучения русского языка, языков народов России, иностранных языков;
— углублять и применять знания с учётом достижений классического (культурно-исторического, историко-функционального, сравнительно-исторического, сравнительно-типологического, историко-теоретического формального, биографического, компаративистского) и современного (постмодернистского) литературоведения;
— принимать участие в работе профессиональных коллективов по созданию разного рода литературоведческих изданий, словарей (историко-литературных, биографических, словарей языка автора и/или художественного произведения и т.д.), баз данных и корпусов различных типов текстов, включая произведения русской и зарубежной художественной литературы, публицистики, устного народного творчества, древнего письменного/рукописного наследия, а также тексты, опубликованные в средствах массовой информации.

В области Образования и педагогики
— владеть методологией и методами педагогического исследования;
— владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;
— интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной̆ и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
— организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук;
— моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
— обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития, обучающегося;
проводить анализ образовательной̆ деятельности организаций посредством экспертной̆ оценки и проектировать программы их развития;
— самостоятельно разрабатывать новые методики и педагогическое подходы в обучении иностранным языкам/ русскому языку как иностранному и внедрять их в образовательный процесс;
— принимать участие в работе профессиональных коллективов по изучению состояния и потенциала управляемой системы в области образования и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа.

Квалификация «Преподаватель — исследователь» позволяет
— демонстрировать и применять углублённые знания в избранной научной области, в том числе современных отечественных и зарубежных концепций;
— осуществлять преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования (бакалавриата и магистратуры) по соответсвующему направлению;
— участвовать в работе профессионального коллектива по подготовке учебно-методических материалов, образовательных программ, учебно-методических комплексов, включая электронные;
— принимать участие в работе профессиональных коллективов по проектированию образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса, а также образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

По программам обучения в аспирантуре одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (степень PhD). Выпускники аспирантуры РУДН – обладатели степени кандидата наук получают диплом PhD.

Зачем идти в аспирантуру

Cтуденты окончившие институт или университет, должны решить вопрос, определив дальнейший вариант развития своей профессиональной жизни: уходить из образовательной системы, отыскав подходящую работу, либо продолжить обучение, поступив на программу аспирантуры.

Главная проблема студентов – смутное понимание того, какие выгоды и преимущества может дать зачисление в ряды аспирантов, зачем и кому нужно аспирантство.

Аспирантура представляет собой послевузовский этап образования, который дает возможность провести дополнительные несколько лет в стенах родного вуза, окунуться в углубленное изучение профильных дисциплин, попробовать себя в преподавательской деятельности и при определенных обстоятельствах внести свой вклад в науку.

Главная цель аспирантуры – диссертация, которая завершает трехгодичное обучение и написание которой курирует научный руководитель – преподаватель вуза. Результатом успешной защиты этого серьезного научного труда станет получение степени кандидата наук по соответствующей специальности.

Подбери
программу обучения НачатьВы склонны больше к профессиям? Гуманитарным ТехническимКакое направление обучения вас интересует? Колледж Бакалавриат Магистратура Аспирантура Бизнес образованиеКакой формат обучения вам подходит? Очно Заочно Дистанционно По выходным днямВас интересуют бюджетные места?Вы из
Москвы? Специалист приёмной комиссии подобрал вам программу. Заполните форму.Спасибо!Ожидайте звонка специалиста.

Тем, кто собирается поступать на обучение в аспирантуру, предстоит сдать кандидатский минимум, в который входит экзамен по профильной дисциплине, иностранному языку и философии. Однако чтобы стать аспирантом, необходимо иметь не только стремление получать новые знания, но и способности к научной деятельности, среди которых – память, наблюдательность, умение анализировать, мыслить логически и вместе с тем подключать воображение.

Аспирантура или второе высшее образование

В то время как второе высшее образование позволяет стать универсальным специалистом широкого профиля, освоившим сразу два направления, либо полностью сменить сферу деятельности, аспирантура обеспечивает вертикальный образовательный рост за счет повышения профессионализма и квалификации, позволяя выпускнику в случае удачной защиты получить ученую степень. Кроме того, поступление в аспирантуру предоставляет отсрочку от армии, что актуально в первую очередь для молодых людей призывного возраста, при этом кандидаты на получение второго диплома о высшем образовании подобной льготой не обладают.

Обучение по программам второго высшего образования допускает его прохождение одновременно с первым высшим, в то время как аспирантура не позволяет совершить подобный маневр. Более того, получить статус аспиранта возможно только после прохождения магистратуры, которая представляет собой предшествующую аспирантуре образовательную ступень. Немаловажно также, что не каждый вуз имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в то время как получить еще один диплом ВО можно в любом высшем учебном заведении.

Карьерный рост и работодатели

Аспирант – это не только потенциальный ученый, для которого наука стала смыслом жизни, или преподаватель вуза, которого привлекла педагогическая работа. Будущая профессиональная жизнь состоявшегося кандидата наук может сложиться и вне стен родного вуза. Выпускник аспирантуры, обладатель степени кандидата, будет пользоваться повышенным спросом на рынке труда: каждый работодатель хочет видеть в рядах своих сотрудников специалистов, имеющих высокий уровень квалификации, а для некоторых должностей отметка в резюме, свидетельствующая о прохождении аспирантуры, является важнейшим условием приема на работу. Среди профессий, для которых защищенная диссертация может являться преимуществом при отборе на вакансию и основанием для более высокой оплаты труда, – юрист, финансист, программист, экономист, то есть наиболее актуальные на сегодняшний день специальности. Это означает, что если человек – карьерист, то прохождение аспирантуры станет для него серьезным подспорьем в успешной реализации профессиональной стратегии.

Транзитная зона

Аспирантура ускоряет карьеру, убеждены многие учащиеся. Но часть из них неизбежно отсеивается. Итоги обучения зависят от многих факторов — в том числе, стартовых карьерных установок (уйти или остаться в академии), режима совмещения работы с учебой и финансовой ситуации. Исследователи ВШЭ изучили, где трудятся аспиранты, с какой сферой связывают будущее и как это влияет на восприятие учебы.

Неоднозначные отношения

В российской аспирантуре довольно высокий отсев. Лишь около 60% поступивших заканчивают обучение. В принципе ситуация не уникальна. В Испании доля выбывших достигает по ряду профилей 70–90%, в США — 50%, в Австралии — около 30%. Большой отсев часто связывают с вынужденным совмещением учебы и работы. В России на аспирантскую стипендию прожить невозможно — нужно трудоустраиваться. Однако между учебой и работой может возникнуть конфликт (по затратам времени, сил, содержанию). Аспиранту приходится выбирать: или — или. Но возможен и синергетический эффект: работа помогает в подготовке диссертации.

Связь между трудовой занятостью и итогами аспирантуры часто неоднозначна, показали исследования. Молодые люди, не завершившие курс, расценивают работу во время обучения как препятствие. А успешно закончившие аспирантуру, наоборот, говорят о пользе занятости.

Эти ретроспективные оценки значимы. Но не менее важны и изначальные карьерные планы аспирантов: закрепиться в университете или работать вне академии. Наконец, имеют значение характеристики занятости (место работы, полный или неполный день) и связь темы диссертации с содержанием работы. Все эти факторы влияют на результаты аспирантуры и дальнейшую карьеру.

Исследователи Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова и Зибейда Джафарова подробно изучили занятость учащихся в ее связи с их профессиональными амбициями и разными аспектами обучения. Работа опирается на опрос 2020 аспирантов в 14 российских вузах (12 из них — участники программы «5–100» плюс два федеральных университета; 2016 год).

Расклад занятости

По данным опроса, трудоустроены 90% аспирантов. Причем место их работы многое говорит о степени заинтересованности в академической карьере. Как правило, учащиеся, занятые в вузе, чаще всего связывают свое будущее с академией.

Однако по исследованию получается, что самый распространенный вариант работы — полный день вне вуза. В таком режиме трудятся 34% информантов.

В целом расклад такой:

За пределами университета аспиранты чаще всего заняты в коммерческих организациях на неисследовательских должностях (38%). Вне академии исследованиями занимаются лишь 17%.

Учащиеся, работающие в вузе, занимаются исследованиями (58%), преподаванием (43%) и административной работой (около четверти). Сумма превышает 100%, поскольку встречается сочетание разных видов занятости.

Характер работы в вузе во многом определяется направлением подготовки в аспирантуре. Так, среди математиков и инженеров больше исследователей (75% и 62% соответственно). Аспиранты по направлению «образование» — в основном, преподаватели (70%). Те, кто изучает гуманитарные или социальные науки, нередко заняты в административной сфере (38% и 35%).

На фоне такой занятости возникает вопрос, как ее совмещают с аспирантурой. И зачем вообще люди идут на эту ступень обучения.

Ускоритель карьеры

Все вполне логично. Молодые люди высоко оценивают карьерный потенциал аспирантуры. Многие ожидания от нее связаны именно с этим фактором. 68% сотрудников вуза и 48% трудоустроенных в других местах уверены в том, что обучение поможет в карьере исследователя в вузе или НИИ. О значимости аспирантуры для преподавательской карьеры говорят 50% респондентов из вуза и 42% из других организаций.

Даже неакадемические работники довольно высокого мнения об аспирантуре как драйвере карьеры. Обучение поможет в продвижении вне академии, считают 43% респондентов этой группы. И 30% полагают, что аспирантура способствует развитию карьеры исследователя в коммерческой организации.

Академический отбор

82% учащихся поступают в аспирантуру того же вуза, который они закончили. Этот вариант инбридинга, равно как и другой — рекрутинг собственных выпускников, часто встречается в российских вузах. Это подтверждается и в исследовании. Среди респондентов, работающих в alma mater, преобладают инбриды. И они не планируют менять место работы по окончании курса.

Аспиранты, трудоустроенные в вузе, изначально продолжали обучение ради карьеры в академии. А среди респондентов, не занятых в университете, больше тех, кто видел в аспирантуре катализатор невузовской карьеры. В то же время, аспиранты могут выбрать работу вне вуза и из-за барьеров, которые возникают в силу инбридинга.

Университетская среда в России все еще остается закрытой, и при прочих равных вузы предпочитают нанять своих выпускников, чем взять сотрудников извне, пусть и не менее конкурентоспособных.

Трудности совмещения

Аспирантура меняется. Вместо модели наставничества — самостоятельной работы, курируемой научным руководителем, — появились структурированные программы. Учебная нагрузка растет — на фоне сохранения традиционных элементов: подготовки диссертации, статей по теме и пр. Эти изменения корректируют восприятие аспирантуры. Особенно у тех учащихся, которые трудоустроены.

73% респондентов сложно сочетать учебу с работой. Это совмещение особенно проблематично для тех, кто занят полный день вне вуза (89% опрошенных этой группы). Среди сотрудников университетов эти трудности отметили 65%. Половина всех аспирантов сетуют, что из-за работы им не хватает сил и времени на учебу.

Параллельные миры

Но на совмещение занятости и аспирантуры влияет и связь работы с темой диссертации. Если ее нет, то ситуация усложняется. Среди респондентов этой «бесконтактной» группы о трудностях говорят 45% занятых в вузе и 63% сотрудников других организаций.

Среди сотрудников университета проблема дефицита сил и времени для выполнения программы аспирантуры особенно актуальна для преподавателей и администраторов.

Среди первых тема диссертации и работа никак не связаны у 34%, среди вторых — у 58%. В более выгодном положении аспиранты-исследователи. Свыше половины из них (55%) трудятся как раз по теме. В этой группе доля тех, кому тяжело одновременно учиться и работать, составляет лишь 29%. А среди преподавателей и администраторов таковых — по 40%.

Для респондентов — сотрудников других организаций все тоже непросто. Работа и диссертация — параллельные миры для 46% опрошенных.

Демаркационная линия

Респонденты-сотрудники вузов, которым в целом легче сочетать учебу с работой, более позитивно оценивают условия аспирантуры и свой опыт обучения. Так, среди тех, кто трудится полный день в университете, 57% считают аспирантский опыт полезным для работы. А среди полноценно занятых вне вуза эта доля — лишь 46%.

О недостатке финансовой поддержки говорит большинство респондентов. Наибольшие сложности — у тех, кто подрабатывает от случая к случаю (81% опрошенных), а наименьшие — у аспирантов, занятых весь день вне вуза (68%). Опрошенные второй группы полагаются на зарплату.

Таким образом, возникает дилемма. Работа вне вуза материально обеспечивает, но мешает учебе. И наоборот, занятость в университете или нерегулярные подработки приносят меньше денег, зато дают удачный аспирантский опыт.

Контакты и сроки

Несмотря на уход от модели наставничества, научный руководитель остается ключевой фигурой для учащегося. Он не только помогает с диссертацией, но и вводит аспиранта в научное сообщество. 90% респондентов консультируются с научным руководителем по диссертации как минимум раз в месяц. Аспиранты-сотрудники вуза общаются с ним чаще, причем по разным вопросам. У занятых вне академии это случается намного реже. Между тем, этот контакт тоже влияет на результаты аспирантуры — например, на защиту в срок.

83% респондентов предполагают, что защитятся вовремя или в течение года после окончания обучения. При этом аспиранты, занятые в вузе, независимо от объема работы, планируют защищаться через год после выпуска или позже. Включенность в университетскую среду дает основания для такой оценки, полагают авторы.

Доля тех, кто не уверен в выходе на защиту или не планирует защищать диссертацию, мала. Но среди работающих полный день вне вуза она выше всего (7%). Хотя эта доля, скорее всего, даже занижена. Выбор ответа «не буду защищаться» означает осознание собственной неуспешности в аспирантуре. А в этом признаться не всегда просто.

Спор двух моделей

Традиционная модель, о возврате к которой говорят академики, строится по образцу немецкой модели подготовки научных кадров. В ней аспиранта курирует наставник — научный руководитель, который, контролируя работу своего подопечного над диссертацией, передает ему знания и навыки. Судьба диссертации, да и всей научной карьеры во многом зависит от отношений между «мастером» и «учеником».

В модели структурированных программ аспиранты посещают много курсов, и руководителей у них может быть несколько (каждый действует в соответствии со своими компетенциями). Учащиеся получают более широкий набор компетенций и застрахованы от неудачного единоличного руководства ими. Этой модели придерживаются США, Испания, Швеция.

В то же время, в ряде европейских стран — например, в Германии, Австрии, Польше, Италии и Норвегии — структурированные программы сосуществуют с наставничеством.

Переход к структурированным программам — глобальный тренд. По данным ряда исследований, они больше удовлетворяют экономическим потребностям стран в развитии конкурентоспособности и человеческого капитала, то есть знаний и навыков.

Количественная часть исследования Натальи Малошонок показала, что между преподавателями нет консенсуса в том, что считать идеальной моделью аспирантуры.

Самый дискуссионный вопрос, причем не только среди преподавателей, но и среди аспирантов и административных сотрудников, — доля учебной нагрузки. Так, 43% респондентов — за ее минимум в аспирантуре. На другом полюсе — около трети (32%) респондентов. Это те, кто за «продвинутые курсы по специальности/методологии исследования/педагогике» для аспирантов. Оставшаяся четверть опрошенных не определилась с ответом.

За распределенный мониторинг прогресса аспирантов высказалась половина (51%) респондентов. Они убеждены, что кафедра, департамент, факультет должны периодически контролировать, как аспирант справляется со своим индивидуальным планом. Вдвое меньше (24%) тех, кто возлагает ответственность за аспиранта на одного только научного руководителя. И столько же — четверть — колеблющихся.

Сторонников узкопрофильной подготовки в аспирантуре и тех, кто за более широкий спектр компетенций, — примерно одинаковое количество: 42% против 39%. И еще 19% не определились.

И, наконец в ответе на главный вопрос: какая аспирантура предпочтительна — преобладают сторонники структурированных программ: их 40% против 29% приверженцев наставничества. И 31% предлагают комбинировать две модели.

Получается, что по главным вопросам, связанным с аспирантурой, довольно много — от одной пятой до почти одной трети — людей занимают промежуточную позицию, окончательно не склоняясь ни к одному из вариантов.

В качественных интервью представлена аргументация этих точек зрения.

Учиться, но по необходимости

Необходимость образовательной нагрузки респонденты мотивировали тем, что аспирантов нужно доучивать («они таких простых вещей не знают, что ах»), развивать эрудицию и общую культуру. Все это, по словам респондентов, помогает профессионально расти.

При этом, однозначного представления о том, каков должен быть формат и даже содержание курсов для аспирантов, у университетских преподавателей нет. Кто-то за глубокое погружение в специальность, а кто-то за лекции, расширяющие кругозор. Многие подчеркивали, что актуальны лишь продвинутые курсы («концентрированные», спецкурсы и пр.), которые дают знания на новом уровне.

В то же время, респонденты говорили, что такие курсы часто ресурсно не обеспечены. Не все вузы могут «квалифицированно дать какие-то предметы». Да и преподавательские ставки для проведения таких курсов часто не добавляются.

Сторонники минимума образовательной нагрузки в аспирантуре подчеркивали:

Учебные курсы не должны быть «обязаловкой». Они могут прослушиваться по желанию или по необходимости. «Человек чувствует, что у него не было курсов по таким-то дисциплинам, ему в лаборатории трудно разговаривать с людьми, он не понимает терминов и ему непонятно, как строится эксперимент, чтобы он мог выбрать и получить какой-то короткий интенсив по определенному курсу», — поясняет информант.

Знания и навыки можно получить с помощью альтернативных образовательных форматов: конференций, летних школ и пр.

Посещение курсов идет в ущерб исследованию: «Иногда эта учеба отнимает огромное количество времени <…> у диссертации».

«Школяры» и «коллективная безответственность»

Дополнительная учебная нагрузка меняет статус аспирантов: обязательные курсы ставят их в положение «учеников». А в итоге аспиранты не воспринимаются сотрудниками кафедры как коллеги, молодые исследователи.

«Сейчас, скорее, есть элемент школярства и отношение все же как к обучающимся в слишком большой степени», — поясняет информант.

Распределение контроля над аспирантом бывает двух видов: либо у него несколько «параллельных» научных руководителей, либо это один «шеф» и несколько консультантов. Есть смысл в том, чтобы разные люди отслеживали разные аспекты диссертационной работы аспиранта — в соответствии со своими компетенциями.

Как отметил один из респондентов, «в идеале, конечно, надо было бы разделить абсолютно интеллектуальную — научную — и организационную вещь «. Один бы контролировал содержательную часть исследования, а другой помогал устроить статью в журнал или искать рецензентов. Ну и, конечно, несколько кураторов нужны, если аспирант занимается междисциплинарным исследованием.

Оппоненты идеи распределенного руководства подчеркивали, что коллективная ответственность часто оборачивается коллективной безответственностью. К тому же аспирант, как взрослый человек, не нуждается в дополнительном контроле.

Приобретенные навыки

Цель аспирантуры — передача научных знаний, формирование исследовательских компетенций, считает часть респондентов. Так, надо знать основные теории и уметь ими пользоваться, формулировать и решать задачи, анализировать данные и пр. Важно также умение писать текст и выступать. «Плюс он должен вписаться в научное сообщество», — добавляет информант. А другой резюмирует: «Единственная компетенция, которая должна быть, — это быть способным к научной работе».

Приверженцы этой точки зрения считают результатом учебы в аспирантуре диссертацию или опубликованные статьи. Именно они говорят о том, что аспирант состоялся как исследователь. «Вкладом в прогресс общества является та наука, которую он открыл, изложил, выложил на стол, и люди пользуются», — поясняет информант. Кроме того, именно на защите аспирант демонстрирует компетенции, нужные для карьеры в академии: «умение держать удар», грамотно вести полемику и пр.

Противоположная позиция состоит в том, что аспирантура — по факту, кузница кадров не только для академии — должна давать широкий набор умений. На выходе из аспирантуры должен сформироваться «специалист высокого уровня» с универсальными навыками.

«Пусть он не защитит диссертацию, но у него должен быть навыки критично относиться к действительности», — говорили сторонники этого взгляда на аспирантуру. И отмечали, что важны также умение работы в команде, целеустремленность, управленческие навыки, планирование, креативность — то есть все то, что пригодится в самых разных профессиональных областях.

Сочетать две модели

Значительная часть преподавателей голосует за сочетание двух моделей аспирантуры и не может выбрать идеальный вариант.

Результаты исследования могут объясняться «аномией» (неопределенностью) в сфере аспирантской подготовки, полагает Наталья Малошонок. Эта неопределенность связана с «незавершенностью переходного периода» и с тем, что ключевые приоритеты российской аспирантуры четко не сформулированы. Как отмечает исследовательница, «только сейчас многие аспирантские программы заканчивают переход к новой модели аспирантуры и начинают выпускать первых выпускников, проходивших подготовку на аспирантских программах нового типа». Поэтому результаты реформы пока сложно оценить в полной мере.

При этом ясно, что неоднородность мнений преподавателей о целях подготовки в аспирантуре может снижать эффективность самой этой подготовки. Просто нет понимания, какие образовательные результаты нужны.

Таким образом, цели российской аспирантуры требуют «либо ясного проговаривания для научных руководителей, либо корректировки с учетом реального трудоустройства выпускников аспирантуры и запроса рынка труда на обладателей ученых степеней», заключает исследовательница.
IQ

Автор исследования: Наталья Малошонок, директор Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 31 октября, 2019 г. Подпишись на IQ.HSE

Найденные и потерянные

Планы аспирантов по трудоустройству после выпуска могут расцениваться как результат обучения. Выбор в пользу академии говорит об эффективности работы аспирантуры, в первую очередь, — с точки зрения государства и вузов. Подготовка научно-педагогических кадров и есть прямая задача аспирантуры. С другой стороны, обучение на этой ступени — это период профессионального самоопределения. И разнообразие мест трудоустройства аспирантов может рассматриваться как сигнал для изменения содержания и целей подготовки в аспирантуре.

Аспиранты, занятые в вузе полный и неполный рабочий день, — главный кадровый резерв академии. 85% из них хотели бы работать в университете после аспирантуры.

Среди сотрудников других организаций вузовская карьера привлекает 67% респондентов. И, соответственно, треть не ориентирована на академию. Эти планы подтверждают, что многие занятые вне вуза учащиеся рассматривают аспирантуру как драйвер любой карьеры. Это особенно заметно у респондентов, которые трудятся полный день. Среди них 63% хотят работать вне академии. Фактически они для нее потеряны. Такие аспиранты меньше заняты учебой и испытывают трудности с ней.

Функционал и намерения

Ясно, что содержание труда и карьерные планы взаимосвязаны. Это четко видно на примере аспирантов — вузовских работников. Доля желающих остаться в том же университете после выпуска ниже среди тех, кто занят наукой и исследованиями (80%), и выше среди преподавателей (87%) и администраторов (89%). При этом среди респондентов:

Исследователи намерены продолжить работу по профилю, но не обязательно в вузе, а, например, в научных и коммерческих организациях.

Те, кто преподает, планируют делать это и дальше (45%).

Администраторы хотят остаться в вузе, но преподавать (41%) или заниматься наукой (13%).

То есть занятые наукой и исследованиями планируют сохранить содержание работы, но готовы сменить место. А те, кто преподает и администрирует, хотят остаться в вузе.

Отработка сценариев

Таким образом, аспиранты с разным трудоустройством и планами по-разному себя ведут в процессе обучения и воспринимают его неодинаково. Респонденты, выбравшие академическую карьеру, — высокого мнения о возможностях аспирантуры. Но таких аспирантов, успешно совмещающих учебу с полной занятостью и удовлетворенных условиями в аспирантуре, — меньше одной пятой. В то же время, разнообразие трудоустройства аспирантов — тоже важный сигнал.

С одной стороны, во многих странах похожая ситуация. Так, в Великобритании для выпускников со степенью в области точных и инженерных наук академическая сфера отнюдь не приоритетна. Доля выпускников этих профилей, укорененных в академии, — лишь 20%.

С другой стороны, частое трудоустройство вчерашних аспирантов вне академической сферы может говорить о перепроизводстве кадров с таким уровнем образования.
IQ

Авторы исследования: Сауле Бекова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Зибейда Джафарова, стажер-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 15 июля, 2019 г. Подпишись на IQ.HSE

Диплом об окончании аспирантуры без защиты диссертации

Главные вопросы, возникшие в сфере поствысшего образования после значительных изменений: на основании чего выдается диплом об окончании аспирантуры, что стало с соискательством. Основанием этому послужило то, что в 2013 г., 2016 г. вступили в силу два положения (о порядке присуждения ученых степеней,о ВАК) и закон об образовании. Преобразования коснулись не только формальных сторон, но и общего положения обучения в аспирантуре.

Какой документ выдается по окончании аспирантуры без защиты диссертации

С 1.09.2013 аспирантура является частью системы высшего профессионального образования, последней ее ступенью:

  • бакалавр,
  • магистр (или специалист),
  • аспирант.

Новшество должно привести к непрерывающемуся образованию и единому подходу всего процесса. Академический стандарт теперь одинаков на всех ступенях: у аспирантов обучение построено на тех же структурных компонентах (семестр, сессия).

Заканчиваются учеба схожей аттестацией (ГИА), по итогам которой выдается документ об окончании аспирантуры. Согласно приказу №1259 об аспирантуре, выпускнику, успешно сдавшему ГИА, вручается диплом об окончании (гл.3, п.44). В документе указана присвоенная квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», это дает право преподавать в ВУЗе. Студент, проваливший государственный экзамен, получает справку о том, что он в указанных сроках учился в организации (гл.3, п.45).

Специфика подготовки аспирантов заключается в том, что на всем протяжении учебной деятельности, они обязаны проводить научную исследовательскую работу. ГИА включает в себя два этапа:

  1. государственный экзамен,
  2. доклад-защита результатов практических исследований, лежащих в основе диссертации. Обучение в аспирантуре предполагает написание этого типа квалификационной работы, но ее защита не обязательна

Защита кандидатской не является условием получения диплома о завершении учебы в аспирантуре. Если соискатель защитит работу, то ему присваивается ученая степень – кандидат наук. Если состоится только предзащита и сдача всех кандидатских экзаменов, то в дипломе будет отражена квалификация – исследователь. Если аспирант не сможет сдать ГИА или пройти предзащиту, то ему выдадут справку о прошедшем обучении

Не все аспиранты заканчивают учебу написанием автореферата диссертации и защитой кандидатской работы. Окончание обучения без защиты диссертации не имеет для выпускника никаких последствий. Это подготовительная стадия соискателя ученой степени, где аспирант учится навыкам экспериментатора, практика, педагога, публициста. Защищать кандидатскую или нет, является персональным решением, а не условием обучения и обязательным достижением.

Сколько есть времени на защиту диссертации после завершения учебы

После завершения обучения в аспирантуре без защиты диссертации, аспирант получает соответствующий документ. И больше к аспирантскому отделу учреждения никакого отношения не имеет. Все дальнейшие действия по защите диссертации будут связаны с:

  • организацией, на чьей основе выполнялись научные исследования;
  • научной кафедрой,
  • диссертационным советом,
  • ВАК,
  • другими элементами аттестационной деятельности (оппоненты, синхронный перевод для иностранных слушателей).

Защищать свою диссертацию человек может тогда, когда будет к этому готов. Ни в одном законодательном акте не указаны ограничительные сроки. Грубо говоря, после завершения учебы у обладателя аспирантского диплома есть вся жизнь, чтобы закончить, представить и защитить кандидатскую диссертацию.

У человека, окончившего аспирантуру без защиты научной работы, неограниченное количество времени для представления кандидатской диссертации. Закон не ограничивает аспиранта никакими конкретными сроками.

Что дает аспирантура без защищенной диссертации?

Зачем нужна третья ступень образования, если она не заканчивается высокой степени кандидата?

  • На выходе слушатель курса получает диплом с квалификацией исследователь, что уже указывает работодателю на его более высокий уровень подготовки.
  • Молодым людям аспирантура интересна, как законный способ отсрочки от армии (3 года плюс год для подготовки).
  • Педагогическая практика — полезный навык (потенциальное призвание, расширение вакансий).
  • Научные публикации, общение с учеными умами — все это может сформировать основу успешной карьеры на любом поле (научном, предпринимательском).
  • Удачно выбранный научный руководитель открывает студенту целый мир возможностей — грантов для проведения экспериментов, практикум соавторских открытий. Здесь же — поездки на конференции по городам своей страны или за рубеж.

Независимо от результатов защиты научного труда аспирантура дает отличную возможность найти себя.

Причины, почему не все защищают диссертацию

Причин остановки на последнем «рубеже» заветной кандидатской работы много. Нередко виной всему ошибочный выбор научного руководителя, мало заинтересованного в успехе подопечного. Этим чаще всего объясняется причина перевода в наш вуз аспирантов из других учебных заведений.

Иные популярные поводы отсрочки:

  • семья, работа (рождение ребенка, предложение отличной должности);
  • путанная бюрократическая платформа действий (25% студентов не допускаются до предзащиты из-за канцелярских неточностей);
  • изначально слабая тематика труда (сложности с ее выбором).

Как успешно защитить диссертацию

Успешная защита диссертации — дело сложное, но посильное каждому. Огромную роль в нем сыграет статус, авторитет, заинтересованность научного руководителя.

Важны хорошие отношения с кафедрой, активное участие в научной работе своего вуза, публикации в любые издания (ВАК, индекс РИНЦ, зарубежные). До основного выступления студент «покажет» труд минимум трижды (руководителю, на сайте кафедры, Ученому совету). Только затем его доклад заслушают на Диссертационном совете, куда можно выйти при наличии рекомендации к защите.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

Прикрепление на соискательство в аспирантуру

На сегодняшний момент (еще одно новшество) термин «соискательство» не используется. Введено понятие «прикрепление», и формулируется как прикрепление лица к организации (в образовании или науке) для соискания ученой степени без освоения программы.

Оба названия означают, что человек не сможет получить диплом с квалификацией «исследователь». Он «прикрепляется» только для подготовки диссертационной работы. Прикрепление возможно при соблюдении ряда условий:

  • соискатель окончил магистратуру,
  • наличие диссовета с необходимой для претендента специальностью в прикрепляемой организации ( ).

Процедура предполагает встречу с возможным научным руководителем и руководством кафедры.
Выходить на сессию и посещать занятия соискателю не нужно, но на момент представления у него должны быть сданы кандидатские экзамены (или кандидатский минимум).

Аспирантура за рубежом

Многих специалистов привлекает зарубежная форма поствысшего образования. Не только из-за престижности учебных заведений или моды на учебу за границей, но и потому, что английский или немецкий диплом дадут молодому ученому больше перспектив карьерного и профессионального роста, чем российский.

Сущность учебы не отличается от отечественной, но возможны различия по форме (преподавание, сроки, процедуры)

В мировой практике самыми авторитетными считаются университеты Англии и Германии. Некоторые канадские и финляндские институты предлагают бесплатное обучение иностранным студентам. В Германии подобную «благотворительность» сочли снижающей образовательный уровень учащихся, и с 2005г ввели повсеместную оплату.

В последнее время на азиатском направлении пользуется успехом «академический» Китай. Здесь есть разные виды заведений: в одних преподают на китайском, в других – на английском языке.
Поступление заведение за пределами России (и СНГ) можно разделить на два этапа:

  1. зачисление в зарубежную аспирантуру;
  2. оформление справок, разрешающих пребывание в стране.

В первом случае потребуется не только обычный перечень бумаг, но и рекомендательные письма, свидетельство о прохождении тестового задания (знание языка). В некоторых странах (Германия, Канада) нужно написать заявление на стипендию.

Чтоб оформить разрешение учиться в другом государстве, помимо всех формальных шагов (заявление, виза, загранпаспорт), понадобится информация о наличие денег в национальной валюте (счета, переводы).

  1. Абитуриенту лучше заранее изучить язык страны, в которую едет учиться. Плюсом иметь разговорный английский, в большинстве зарубежных государств им владеют в научных кругах.

  2. При заполнении различных справок (особенно тех, где нужно ставить подписи) пользоваться профессиональным переводом.

Аспирантура – третья ступень высшего профессионального образования (наряду с бакалавриатом и магистратурой) с одинаковыми академическими правилами. Диплом полагается каждому аспиранту, прошедшему предзащиту и сдавшему ГИА. Защита диссертации не является для этого обязательным условием. Срок между окончанием учебы и представлением диссертации законодательно не ограничен.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *