0

Что делать если ребенок дерется в школе

Причин, по которым ребенок дерется в школе немало. Поэтому прежде чем ругать или стыдить свое чадо, надо разобраться в его мотивах. Но в первую очередь нужно выяснить – а правда ли он дерется? Ведь вас не было рядом с ним и прежде чем назвать конфликт дракой, нужно постараться узнать обо всем подробно.

Школьники — это уже не наивные ангелочки. Они способны на хитрости, интриги и другие не очень-то порядочные поступки, поэтому не стоит сразу обвинять или верить на слово ни своему ребенку, ни его одноклассникам.

Ребенок дерется в школе. Причины

Он не знает, что драка, это плохо

Как ни странно, но подобное случается, если дома ему все было позволено. Если, когда он дрался во дворе, папа говорил: «молодец, настоящий мужик растет». Или когда происходил конфликт с другими детьми, мама орлицей бросалась на них, считая, что ее малыш не может быть виноват. Теперь ребенок, уверенный в том, что ему все позволено, оказался в месте с новыми правилами. Поэтому если вы хотите, чтобы не дошло до серьезных неприятностей, нужно как можно скорее объяснить ему, как общаться с другими людьми без кулаков.

Он пережил серьезный стресс

Дети еще плохо справляются с эмоциями и смерть любимой собаки, развод родителей или другой серьезный стресс могут пытаться снять столь неадекватным способом, как драка. Если ребенок начал драться после какого-то несчастья, то помогите ему пережить этот стресс, пока он не привык свою боль снимать чужой болью.

Кто-то из родителей ведет себя также

Увы, если в семье напряженная обстановка, если отец (а то и мать) третирует или бьет домочадцев, то нет ничего странного в том, что ребенок дерется в школе.

Он стал объектом травли

Если ваш ребенок стал «мальчиком для битья», то проще перевести его в другую школу, чем разбираться, почему его травят в этой. Но обязательно сводите его к психологу, разберитесь в ситуации досконально, иначе в новой школе все может повториться. Проследите за тем, чтобы он не видел во всех вокруг врагов. Помогите ему научиться находить в окружающих хорошее и общаться с людьми, иначе вся его будущая жизнь превратится в череду несчастий и конфликтов.

Он попал под чужое влияние

Довольно часто дети делятся на группировки, и если ваш ребенок оказался в той, которая все доказывает кулаками, то и он может перенять эту манеру. Вывести малыша из под влияния сверстников не очень сложно. А вот с подростком могут возникнуть серьезные проблемы. Здесь придется убеждать, уговаривать, подключить психолога, классного руководителя или вообще перевести ребенка в другую школу.

Он самоутверждается

К сожалению, школьники часто ввязываются в драки, чтобы самоутвердиться. Если вы считаете, что дело в этом, то постарайтесь помочь найти ребенку другой способ стать увереннее. Здесь может помочь спортивная секция – он не только научится направлять свою агрессивность в нужное русло, но и станет достаточно уверенным, чтобы не драться по пустякам.

Урок пацифизма

Фото: Александр Корольков/ РГ

Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания:

— В прошлом году я был в одной из самых продвинутых московских школ. Ультрасовременное здание, открытые пространства, невероятно красивые атриумы, кабинеты со стеклянными стенами, дорогое оборудование.

И вот поход окончен. Мы спускаемся в красивый и яркий гардероб. И тут два мальчика наконец-то спустили меня с небес на землю. Они громко ругались друг с другом, толкались и вот-вот были готовы пустить в ход кулаки. Самое забавное (сейчас, не тогда) было то, что они, увлеченные действом, совершенно не реагировали на мои слова и активные попытки разнять их. Все это поразительно контрастировало с тем, что мне довелось увидеть в предыдущие часы. И одновременно навело на простую, но важную мысль — воспитать идеальных детей невозможно, даже если вложить в это гигантские деньги.

Естественны ли мальчишеские драки в школе? Да! Исчезнут ли школьные драки когда-нибудь? А прекратятся ли когда-нибудь на Земле войны? Нет, не прекратятся. И думать иначе могут только самые наивные пацифисты.

Но профилактика необходима. Во-первых, как разрешать конфликты — дети учатся прежде всего на примере своих родителей. Многие педагоги и психологи с опорой на научные исследования дают родителям такой совет. Ругаться в присутствии детей не страшно, если родители еще и мирятся при детях. Пройдет еще тысяча лет, а ничего лучше личного примера не придумают. Во-вторых, надо создавать сплоченный коллектив, объединять детей путем совместных походов, экскурсий. У школьников, у которых есть общие переживания, меньше поводов вступать на «тропу войны». В-третьих, нашим школам по-прежнему крайне не хватает психологов, не говоря уже о полноценных психологических службах. В-четвертых, надо активнее привлекать в школы организации, которые занимаются профилактикой буллинга и учат детей правильным способам разрешения конфликтов посредством тренингов, деловых игр, мастер-классов.

Подготовила Ксения Колесникова

Что делать если ребенок дерется

В любом случае, если вам сообщили о драке, постарайтесь докопаться до правды и поговорить с ребенком по душам. Не стоит забывать, что жизни и на самом деле бывают ситуации, когда невозможно обойтись без драки. Другое дело научить своего отпрыска разбираться, когда нужно драться, а когда стоит всеми силами стараться избежать конфликта.

Все ли драки «на одно лицо»?

Есть определенные этапы развития детской агрессивности, в каждом возрасте они имеют свои особые черты и требуют от родителей разного подхода.

1,5-2 года

Возраст, когда появляются первые попытки постоять за себя. Любой маленький ребенок легко может замахнуться, стукнуть другого карапуза лопаткой или толкнуть его. Это происходит неосознанно, часто — в ответ на похожее поведение товарищей по играм. Не стоит читать крохе нотации и думать о том, как отучить его от дурной привычки, ее пока нет. Нужно сказать «это плохо» и помешать продолжить ссору, предложив правильный вариант игры. Постепенно ваш сын или дочка поймут, что нужно делать в таких ситуациях и научатся отлично справляться с ними сами. к содержанию

3 года

В 3-4 года конфликты на площадке или в детском саду становятся попыткой отстоять что-то свое: место в песочнице, необычную игрушку или даже любимого друга. Малыш уже понимает, что драться — это плохо, но еще не всегда способен хорошо себя контролировать, эмоции постоянно берут верх над усвоенными правилами. Он уже уверенно расскажет вам, что драться некрасиво и делать так он больше не будет, но на практике бурное ссоры не прекратятся. В этом возрасте важно научить ребенка делиться, ждать своей очереди, попросить разрешения. Немного вежливости поможет превратить забияку в паиньку. к содержанию

5 лет

К этому возрасту большинство дошкольников уже выучили правила поведения и отлично знают, как нужно себя вести с другими. Они уже вполне осознанно используют кулаки для доказательства своей силы или права командовать, быть «главным». Часто подкрепляют агрессивными действиями слова о собственных особых возможностях, талантах («я — первый!», «я — сильный!»). В этом возрасте важен авторитет взрослого и его отрицательное отношение к подобному поведению. Обязательно хвалите дошкольника, если вы заметили его правильный поступок в конфликтной ситуации. Покажите ему, что вы оценили его дипломатичность и очень гордитесь своим сообразительным сыном или дочкой. Вовремя сказанная одобрительная фраза намного полезнее бесконечных замечаний. к содержанию

7 лет и старше

Драки в школе служат попыткой утвердиться в коллективе, занять место лидера или выбраться из аутсайдеров. Отстающими учениками они используются для того, чтобы взять реванш за неудачи у доски. В этом возрасте дети начинают сражаться друг с другом сообща, группа на группу. Родителям подравшихся школьников важно узнать причину ссоры, хорошо разобраться в ситуации. Возможно, понадобится помощь других родителей, педагогов, школьного психолога.

Если ребенок дерется с другими детьми

Какие меры стоит предпринять внимательным взрослым, если они увидели или узнали, что их ребенок проявляет агрессию к сверстникам?

  1. Сводить к врачу. Возможно, дело в том, что ребенок плохо чувствует себя, он не совсем здоров. Консультация невропатолога может помочь решить проблему раз и навсегда. Например, одна из самых частых причин детской раздражительности — высокое внутричерепное давление. Если удается снизить или совсем устранить симптомы физического нездоровья, то это незамедлительно скажется на характере и поступках.
  2. Понять и поддержать. Взрослые должны научиться правильно реагировать на вспышки детского гнева. Не стоит стыдить или читать мораль. Необходимо четко и ясно показать ребенку, что вы не одобряете такое поведение и не поощряете его продолжения, повторов. Не имеет смысла кричать на провинившегося «бойца» или бить его, этим вы сделаете только хуже.
  3. Научить выражать свои чувства и просьбы словами. Больше беседуйте с ребенком. Показывайте ему пример того, как важно уметь объяснять, просить, доказывать. Приучайте, лучше всего на личном примере, отстаивать свое мнение словами, а не кулаками!
  4. Организовать занятия спортом. Физическая активность помогает снять напряжение, дает возможность выплеснуть переизбыток энергии. Огромный выбор спортивных секций позволяет подобрать подходящую для каждого малыша. Активные игры на свежем воздухе тоже приносят отличные результаты.
  5. Обеспечить психологический комфорт. Старайтесь не срывать на ребенке раздражение, не нервировать его, не окружать многочисленными запретами и правилами. Позвольте ему свободнее выражать себя, его потребности и интересы. Не изводите бесконечными придирками и замечаниями, уважайте его мнение, поддерживайте самостоятельность. Будьте ему не только заботливым родителем, но и внимательным другом.
  6. Не стесняйтесь попросить помощи. Если перечисленные меры не принесли результатов, то стоит обратиться за помощью к специалисту — детскому психологу. Игры и упражнения, которые он предложит, способны устранить проблему совсем или снизить ее остроту. Родители получат конкретные практические советы о том, что им стоит изменить в своем поведении, какие особенности ребенка учесть. Узнают, как именно правильно реагировать в сложных ситуациях. Полезные правила будут у вас всегда под рукой и позволят успешно справляться с проблемой самостоятельно. Также они подскажут, как объяснить ребенку что нельзя драться.

Как отучить маленького ребенка драться?

С раннего детства ребенка нужно учить держать свои эмоции под контролем, выражать свои мысли, общаться с другими детьми, просить их и благодарить, уметь играть и проигрывать, иначе в детском саду или школе возникнет множество проблем, исправлять которые будет поздно и трудно.

Ребенок должен понимать, что драка — это не шутка: например, если ребенок ударил маму, она может отойти в сторону, показывая, что ей больно и она обижена, а другие родственники могут подойти к ней и утешить.

Стоит ограничить просмотр жестоких мультиков и фильмов, потому что ребенок начинает копировать поведение героев: грубо разговаривает, дерется, обижает других, считая это нормой поведения.

Гиперактивные драчуны

Не нужно путать гиперактивных детей и детей-драчунов — причины у этих явлений разные: гиперактивному ребенку трудно долго заниматься одним делом, у него рассеянное внимание, он подвижен, активен, разговорчив, но не драчлив. Причину, почему дерется гиперактивный ребенок, нужно искать вне его гиперактивности.

Что делать, если ребенок дерется в школе?

Дети, привыкшие драться дома и в детском саду, невоспитанные, не наученные правильному поведению, будут драться и в школе в новом коллективе. Обычно такие дети становятся изгоями и начитают вести себя еще более агрессивно (не будем рассматривать случаи с плохим поведением, вызванным психическими расстройствами).

Домашний тренинг миролюбия

  1. Если возможности посетить детского психолога нет, то родителям могут пригодится следующие практические советы, которые способны уменьшить или совсем «свести на нет» агрессивные вспышки. Итак, что же делать родителям, если ребенок дерется?
  2. Учить выражать гнев адекватно. Покажите ребенку, что можно делать, если он сердит. Рвать бумагу, использовать воздушный шарик как боксерскую грушу, пинать подушку — все это позволит «выпустить пар», но не причинит вреда другим.
  3. Вместе разыгрывать сюжеты из обычной жизни с помощью фигурок, повторяя конфликтные ситуации, хорошо знакомые ребенку. Пусть персонажи, которыми управляет папа или мама, покажут правильные способы их решения. Замечательно, если это происходит в веселой, непринужденной атмосфере, такие уроки лучше усваиваются.
  4. Больше играть с песком и водой. Эти занятия — природный анти-стресс. Они отлично снимают напряжение, способствуют общей релаксации и улучшению настроения. Особенно, если проводить их под спокойную музыку. Особого сюжета не нужно, материал сам подскажет его.
  5. Стараться показать ребенку как можно больше положительных примеров «бескровного» разрешения ссор. Для этого стоит подбирать специальные книжки и мультики с простыми поучительными историями. Они помогут доступно объяснить правила поведения и возможности выхода из любых трудных ситуаций.
  6. Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок дерется с другими детьми, то не стоит паниковать и отчаиваться. С этой проблемой, рано или поздно, встречается каждый родитель. Главное — успешно справится с ней. Надеемся, что статья подскажет вам правильные способы решения этой педагогической задачи.

Ученики в любом возрасте могут вступать в конфликты — некоторые из них заканчиваются дракой. Разбираемся, что должен делать учитель, если на уроке или перемене подрались школьники, кто несет ответственность за драку вне школы и как могут помочь родители.

Кто несет ответственность за драки в школе и вне школы?

За все происшедшее в школе несут ответственность учителя и директор. Когда драка произошла в классе, так или иначе виноват учитель. Если на перемене, ответственность лежит на дежурном учителе или администраторе.

За драки вне школы учитель и администрация несут ответственность в двух случаях: если все произошло на выезде и если ребенок стоял на внутришкольном учете. В первом случае у учителя спросят, почему ученик подрался, особенно если он должен был ехать на экскурсию, а находился в другом месте. Во втором случае спросят с психолога и социального педагога, которые должны быть тщательнее отслеживать контакты школьников.

Согласно законам РФ за ребенка до 14 лет несут ответственность родители, в том числе административную. С 14 лет ребенок частично отвечает сам — по крайней мере, в плане административной и уголовной ответственности.

Чем драки грозят ученику?

Если обучающемуся нет 14 лет, то отвечать будут его родители. При этом родители несут только материальную ответственность, то есть могут заплатить штраф.

К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Это уже преступление.

С 14 лет ребенок несет как административную, так и уголовную ответственность. С него могут взыскать штраф, отчисления, если у него есть собственный источник доходов. На него могут завести уголовное дело за причинение вреда здоровью средней тяжести, тяжкие телесные повреждения и убийство. Тяжесть физического ущерба оценивают эксперты. Как правило, при вреде от побоев средней тяжести пострадавший должен провести в больнице не менее трех недель. К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Когда ребенку исполняется 16 лет, он может нести уголовную ответственность за хулиганство и побои. Отягчающим обстоятельством для ученика будет драка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и умышленные действия.

Зачинщику в первый раз грозит взыскание от администрации школы. Если взыскание будет повторным, дело выносят на обсуждение родительского комитета, представительства учеников. Школа может отчислить ученика старше 15 лет за неоднократное нарушение дисциплины и правопорядка при согласии этих представительных органов.

Чем драки учеников грозят учителю?

Если учитель был в классе, то скорее всего видел зарождающийся конфликт несовершеннолетних и мог его предотвратить. Поэтому ему грозит взыскание со стороны администрации, а директору — штраф. Но если учитель и директор докажут, что их вины нет, то не грозит ничего. Доказательства потребуются, когда школьники или родители подадут заявление о драке в полицию.

За драку несовершеннолетних детей вне школы сложно привлечь к ответственности учителя и директора. Если ученик состоял на внутришкольном учете или на учете КДН, то состоится диалог между администрацией и КДН. Как он пройдет, зависит от всех обстоятельств и поведения ученика, бывает очень по-разному.

Драка в классе: что делать?

Что делать. Редко, но школьники и школьницы могут подраться прямо на уроке или на перемене в присутствии учителя. Учитель должен разнять дерущихся и при этом не причинить вреда никому из них. Лучше всего развести их в разные стороны. Еще лучше, если в этом не будут участвовать другие ученики. Когда учитель понимает, что его сил не хватает, нужно отправить любого ученика за помощью в ближайший кабинет.

Куда сообщать. Директору образовательного учреждения или его заместителям.

Они принимают решение — сообщать ли в полицию, скорую. Обычно, если нет следов побоев, все чувствуют себя хорошо, то в полицию не сообщают. Но когда драка между конкретными учениками произошла не в первый раз, то стоит вызвать полицию вне зависимости от тяжести повреждений и характера причинения вреда. Важно понимать, что снимать побои фельдер не имеет права, только врачи скорой.

Обязательно сообщить родителям и вызвать их в школу. Тут задача учителя — не допустить конфликта между обеспокоенными родителями учеников. Также стоит поставить в известность психолога и ответственного за школьную службу примирения. Они должны запустить процесс примирения участников конфликта.

Если есть необходимость, нужно поставить в известность комиссию по делам несовершеннолетних. Как правило, учитель может оценить мотивы дерущихся, определить виновного. Если первоклассники не поделили яблоко, не сдержали эмоций и подрались (но не причинили вред), достаточно вмешательства школьного психолога. Не обязательно ставить ребят на внутришкольный учет и тем более сообщать КДН. Но когда причина драки серьезная или «преступление» происходит не в первый раз, важно уведомить КДН.

Как предотвратить. Изначально просто понимать, чем живут дети. Когда учитель уделяет время ученикам, то у него больше шансов увидеть зарождающиеся конфликты: засечь приближающуюся ссору или начинающуюся травлю. Конечно, вряд ли помогут морализаторские беседы, но помогут тренинги. Их может проводить психолог или научить простым техникам педагога. На тренингах ребята смогут научиться работать с гневом, выходить из конфликта без драки, игнорировать обидчика, безопасно проживать эмоции.

Драка на территории школы: что делать?

Что делать. Если ученики дерутся на перемене, это должен заметить дежурный учитель или дежурный администратор. Его задача — сразу разнимать дерущихся и не допустить, чтобы в драку включилось больше детей. Если учителю о школьной драке сообщили другие ученики, он должен незамедлительно прийти на место и разнимать дерущихся (только аккуратно, чтобы ему самому не причинили вред, случайно).

Если всё происходит на крыльце, во дворе или в фойе школы, должен вмешаться охранник. Посторонних людей задерживать нельзя, но нужно вызвать полицию.

Куда сообщать. Поставить в известность администрацию школы и родителей. При необходимости вызвать скорую помощь и оповестить комиссию по делам несовершеннолетних. Если конфликт не привел к серьезным последствиям, не причинил вреда здоровью, то достаточно оповестить психолога и ответственного за школьную службу примирения. При тяжелых последствиях или участии в конфликте кто-то кроме обучающихся вызывайте полицию.

Как предотвратить. Главный способ — создать благоприятную атмосферу в школе. Во многом это работа службы примирения образовательного учреждения: их функционал — гасить начавшиеся конфликты и создавать благоприятную атмосферу. Однако без помощи учителя вряд ли что-то выйдет: он с детьми больше времени проводит, его модель поведения прежде всего считывают дети. Ученики не роботы: им нужна разрядка. Хорошо бы научить их достигать разрядки без драки.

Драка вне школы: что делать?

Что делать. Самое главное для учителя — узнать об этой драке. Лучше от других учеников, чем от полиции. Это не значит, что нужно создавать сеть осведомителей и знать в лицо всех хулиганов. При доверительном общении ученики не расскажут сплетни, а поделятся тем, что их задевает. Иногда из разговора можно понять, что произошло что-то важное и опасное вне школы. А еще важно рассказывать детям про УК РФ и те последствия, которыми грозит драка.

Куда сообщать. Все зависит от того, откуда поступил сигнал. Если учитель узнал о драке от учеников, то стоит сообщить директору, родителям, КДН и в полицию. Если сигнал пришел от КДН или полиции, то скорее всего они сообщат родителям сами. Школа должна не уходить от разговора с родителями: провести его максимально быстро и безопасно.

Как предотвратить. Прививать культуру общения. Скорее всего, ученики привыкшие к доброжелательной атмосфере в школе, не будут идти на конфликты во внешнем мире. Но их нужно учить навыкам безопасности — тщательно выбирать знакомых для прогулки, не соглашаться на рискованные предложения, не злоупотреблять алкоголем, а лучше не употреблять его вообще.

Что делать, если вашего ребенка избили в школе?

Прежде всего, необходимо вызвать полицию и медицинских работников (это может быть школьный врач, либо врач скорой помощи).

Если сделать это не представляется возможным, либо администрация образовательного учреждения возражает против этого, необходимо настоять на том, чтобы был составлен акт о несчастном случае. В нем должно быть отражено дата и время несчастного случая (драки), его участники, обстоятельства и последствия. Акт составляется в присутствии нескольких работников образовательного учреждения и подписывается ими. Важно, чтобы факт причинения повреждений и их тяжесть были надлежащим образом зафиксированы в акте (протоколе).

После того, как вы получите надлежащим образом заверенную копию акта о несчастном случае, необходимо немедленно отправиться в ближайшее медицинское учреждение (или травмпункт) для освидетельствования и определения степени тяжести причиненных повреждений. Далее все зависит от того, каким образом вы хотите наказать обидчика: привлечь его к уголовной ответственности (в случае, если он достиг соответствующего возраста), либо получить компенсацию физического и (или) морального вреда.

В первом случае, после травмпункта необходимо обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту нанесения побоев (или причинения той или иной степени тяжести вреда здоровью вашего ребенка). Если же вам достаточно того, чтобы родители обидчика компенсировали вам средства, затраченные на лечение и моральный вред, необходимо озадачиться составлением и подачей в суд гражданского иска о возмещении вреда.

Ответ на этот вопрос определяется множеством факторов: возрастом ребенка, особенностями его правового статуса, степенью тяжести причинения вреда здоровью пострадавшего ребенка и др. От этого зависит определение виновного субъекта: будет ли это сам ребенок, его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), или администрация образовательного учреждения, на территории которого произошла драка.
Ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность обоих родителей в равной мере заботиться о детях и воспитывать их. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Ст. 18 ФЗ «Об образовании» говорит о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В большинстве случаев весь груз ответственности за действия детей несут законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), если не докажут, что вред возник не по их вине.

При этом за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, родители отвечают в полном объеме; за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, родители отвечают только в том случае, если у ребенка нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Уголовная ответственность носит персональный характер (за противоправные действия виновный отвечает лично), поэтому родители могут нести только материальную ответственность. Однако и из этого правила есть исключения. Они касаются случаев эмансипации несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. В этом случае, несовершеннолетний самостоятельно несет материальную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса РФуголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. К числу таких преступлений относятся, в том числе, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; • полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня); • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно); • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

За причинение легкого вреда здоровью или побои уголовная ответственность наступает лишь с 16 лет. При наличии смягчающих обстоятельств, положительной характеристики личности ребенка, который первый раз совершил преступление, уголовное наказание скорее всего будет заменено мерами воспитательного воздействия и ребенок будет направлен в специализированное воспитательное учреждение. В случае, если это невозможно в силу тяжести совершенного преступления, суд будет решать вопрос об условном осуждении. Помимо этого, ребенок будет находиться под пристальным вниманием в Отделе по делам несовершеннолетних в местном отделе внутренних дел и районной Комиссии по делам несовершеннолетних.

Согласно ч. 3 ст. 32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Таким образом, если драка произошла во время образовательного процесса или просто во время нахождения в школе (иной образовательной организации, обязанной осуществлять за ним надзор), школьная администрация в лице директора будет нести материальную ответственность за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по его вине.

Для юридической ответственности, будь то уголовная или гражданская определяющее значения имеют последствия противоправных действий других лиц. В уголовном праве общественно-опасные последствия являются важнейшим элементом состава преступления, без которого в большинстве случаев, нет и самого преступления. В гражданском праве, последствия в виде материального или морального вреда также входят в состав гражданского правонарушения. Иными словами, нет последствий – нет деяния (противоправного действия) – нет ответственности.

В качестве превентивной или воспитательной меры, директор школы может применить дисциплинарное взыскание в отношении педагога, в ведении которого находились подравшиеся дети, но не более того.

Из мальчика в мужчину, или что делать, когда сын впервые подрался в школе

10 октября 2019 Аверьянова Света

Когда ваш мальчик однажды вернётся со школы с новостью о том, что он подрался с одноклассником, первое, что нужно сделать маме — спокойно выслушать своего повзрослевшего будущего мужчину. Именно так, и никак иначе. Если мама изначально будет относиться к сыну, как к бестолковому сорванцу, который влез в бессмысленную драку, так оно и произойдёт. Он будет расти в атмосфере, где все окружающие люди считают его глупцом, а это приведёт к разрушению любых волевых зачатков в парне.

Поступок мальчика может быть плохим, а может быть хорошим. Но это никогда не должно отражаться на уважении, которое мама испытывает по отношению к сыну.

Что такое драка по большому счёту, особенно, драка между двумя мальчишками (девочек для примера не берём, поскольку девочек трогать нельзя ни при каких обстоятельствах и родители должны это своим сыновьям прививать, как основную жизненную ценность). Драка — это не просто размахивание кулаками. Это в большей степени заявление о себе и о своём праве быть именно таким, какой ты есть.

«Мой сын никогда не станет драчуном»

Позиция некоторых родителей — «мой сын не такой, он никогда не ввяжется в драку» имеет место быть, правда, не все заявляют о ней открыто. Насколько это утверждение реально и есть ли объективные предпосылки, которые ставят честную границу между детьми, которые склонны к проявлению агрессивного поведения и теми, кто никогда не ударит сверстника?

Важно: Мальчик никогда не дерётся только в каком-то одном месте, группе, коллективе.

Если маленький драчун поколачивает младшего брата дома, то скоро на него начнут жаловаться воспитатели детского сада за проявления физического насилия в отношении других детей, а потом и учителя в школе.

Некоторые дети действительно склонны ввязываться в кулачные бои. Такие мальчишки испытывают трудности в решении социальных проблем, и это часто приводит к агрессивному поведению. Социальной проблемой может быть что угодно: от получения первых навыков обмена игрушками в песочнице, до отказа от вредных привычек, которые уже практикуют друзья.

Большинство детей учатся справляться с этими проблемами по мере взросления. Но некоторые дети испытывают трудности в формировании элементарных волевых установок. Они часто прибегают к физическому насилию и агрессии, вместо того, чтобы преодолевать эти противоречия мирным путём.

Родители допускают большую ошибку, когда в ситуации драки их сына со сверстником или одноклассником они начинают задавать вопросы: «Почему ты это сделал?». Хотя намного корректнее в этой ситуации задать вопрос: «Чего ты пытался достичь, когда ударил сверстника?». Причина любой драки не так важна сама по себе. Драку нужно рассматривать, как попытку достижения определённого результата. Только в этом случае имеет смысл искать пути преодоления физического рукоприкладства в будущем.

Важно: Помните, если двое мальчишек с неустойчивым восприятием мира вступают в кулачный бой, — правды здесь не найти. Отсутствие навыков мирного разрешения проблем в сочетании с физическим насилием только усиливает противоречия.

Виды мальчишеской драки

Мальчишки дрались, и будут драться всегда, так устроена их природа. Но надо понимать, что драки не все одинаковы и желание вступить в физическое противостояние у детей школьного возраста происходит по трём основным мотивациям:

  • Драка-протест. Когда ребёнок пытается противостоять всему, с чем сталкивается в своей жизни. Это может быть новый коллектив, новая сфера деятельности, новые жизненные обстоятельства, места и так далее. Мальчик неосознанно относится ко всему оппозиционно, он воспринимает любую точку зрения других детей, как попытку затронуть его личностные качества, задеть его. В этой ситуации драка начинается как бы сама по себе. Мальчик просто не умеет иначе реагировать на возникающие противоречия с внешним миром. Эта драка не имеет причины.
  • Драка — ответ на словесные оскорбления. Мальчишки часто обзывают друг друга нехорошими словами, а потом дерутся. Эта форма агрессии, которая, словно снежный ком, охватывает детское сознание. Одно обидное слово может привести к череде физических нападок.
  • Драка, основанная на вспышке гнева. Когда поведение одного ребёнка провоцирует другого на физическое рукоприкладство. В основе этой мотивации лежит злость.
    Все эти мотивации, так или иначе, связаны с одной главной причиной вступления мальчика в драку — неумение решать проблемы «Я — Социум». Навыки решать противоречия с другими людьми мирным путём — это те главные основы, которые должен освоить ребёнок, чем раньше, тем лучше.

Совет маме: Если ваш сын подрался, не задавайте себе вопрос: «почему?», задайте вопрос: «чего мальчик хотел достичь?»!

Именно поэтому, в случаях с драками, первое, что должны сделать родители — разобраться в ситуации и не выносить раньше времени никаких обвинительных приговоров.

Детская агрессия

Проявления детской агрессии являются прямым отражением несовершенных моделей поведения взрослых людей. Дети видят мир взрослых и как могут реагируют на него. В семье, где люди уважают друг друга, ценят и любят, вероятность возникновения агрессивного детского поведения минимальна.

В семьях, где папа с мамой обсуждают возникающие жизненные проблемы спокойно, без криков и рукоприкладства и дети вырастают уравновешенными и миролюбивыми. Если ребёнок из подобной семьи и вступит в драку, то чаще всего для этого будет веская причина.

В тех семьях, где между родителями процветает грубость и непонимание, где конфликты разрешаются только силой и авторитарной волей одного из родителей, ребёнок впитает эту модель взаимоотношений, словно губка. Такая агрессия закрепится в глубине его сознания, и в будущем, скорее всего, этот мальчик будет проецировать линию поведения заимствованную в семье на своё окружение.

7 советов родителям драчуна

Когда вашего сына наказали в школе за то, что он ввязался в драку, узнайте все подробности случившегося. Чтобы не допустить повторения неприятного инцидента сделайте следующее:

  1. Дайте сыну время прийти в себя. Когда мальчик вернётся домой, дайте ему десять минут, не нападайте с порога с вопросами. Пусть всё идёт как всегда, сын умоется, поужинает, займётся своими делами и так далее.
  2. Будьте спокойны и последовательны в разговоре с сыном.

    Когда вы, наконец, начнёте разговор, старайтесь избегать обвинений. Вместо этого начните с фактов, которые вам известны.

    Скажите о том, что вам рассказал классный руководитель. Только произносите все предложения без оценок. Не лукавьте и не задавайте риторических и ложных наводящих вопросов из разряда: «Сегодня в школе произошло что-нибудь, о чём ты не хочешь мне говорить?» Вместо этого спросите прямо: «Я узнала от учителя, что ты сегодня подрался. Как это случилось?»

  3. Внимательно выслушайте сына, не перебивая. Позвольте парню сначала рассказать вам всю историю, как он её видит и понимает. Не прерывайте его на полпути, говоря: «Ну, это не то, что они сказали». Если вы это сделаете, то никогда не услышите его версию. Суть в том, что если вы услышите всю историю, по крайней мере, у вас появится общее, целостное представление для анализа ситуации. Часто восприятие ребёнка отличается от восприятия взрослого. Кстати, эти ошибочные представления вы сможете помочь вашему сыну скорректировать. Поэтому, слушайте и старайтесь услышать всё, даже то, о чём сам ребёнок может не догадываться!
  4. Накажите сына за отказ говорить с вами откровенно и честно. Безусловно, методы табу — не самый лучший психологический способ воздействия, но в ситуации, когда сын пришёл после драки и отказывается вступать с вами в диалог, требуют введения определённых запретов и ограничений. Вы можете на время лишить сына права смотреть телевизор, играть на приставке и так далее. Эти меры пусть продолжаются до тех пор, пока, ребёнок не осознает, что вы должны обсудить возникшую ситуацию.
  5. Постарайтесь не произносить слово «но» в разговоре с сыном. Это слово блокирует дальнейшее течение разговора. Стройте свою речь таким образом, чтобы выяснить, чего ваш сын хотел добиться в результате драки. Здесь важно поймать момент, когда именно у мальчика перестали работать навыки мирного разрешения конфликта. Только с помощью внимательного слушания вы сможете это понять, а, следовательно, и предупредить в будущем.
  6. Поговорите с классным руководителем. Узнайте, какие меры традиционно принимает руководство школы в подобных ситуациях. Будьте максимально честны и открыты, покажите педагогам, что вы настроены дружелюбно и конструктивно, что вы готовы нести ответственность за поступок вашего сына, и не желаете этого избежать. Действуйте во всех смыслах цивилизованно.

    Если драка произошла в пределах школьной территории, то существует школьный устав, который непременно регламентирует подобные инциденты. Какие бы санкции ни вынесли школьные учителя в отношении вашего сына, помните о том, что дома вы также должны провести воспитательную работу. Мальчик должен осознать, что за плохой поступок всегда следует наказание.

    Будет справедливым ввести запрет на пользование компьютером в игровых целях, а также на другие ежедневные детские развлечения.

  7. Организуйте встречу с родителями второго мальчика, с которым подрался ваш сын. Какой бы ни была причина драки, которую устроил ваш сын в школе, для того, чтобы объективно разобраться в ситуации и не допустить подобные деяния в будущем — устройте встречу с родителями второго драчуна.

    Это нужно по многим причинам.

    Во-первых, так вы продемонстрируете своё желание разрешать конфликты коллегиально и мирно. А если вы так настроены, значит и ваш ребёнок рано или поздно освоит схожие навыки. Во-вторых, для чёткого представления реальной картины стоит услышать все возможные версии конфликта. В-третьих, встреча с родителями поможет вам всем принять верную позицию относительно воспитания ваших детей.

Если ваш сын подрался в школе в первый раз — это могла быть случайность. Если такие моменты происходят постоянно, задача родителей, — всерьёз задуматься о том мире, в котором живёт их семья, какие в этом мире ценности и приоритеты. Главное — осознать, что мальчик взрослеет и становится самостоятельной единицей этого социума, но пока что он несёт в себе только те качества, которые взял в родном доме.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *